Обратная связь
|
Общие замечания о механизмах, вызывающих терапевтический прогресс в психоанализе 5 глава ступавшие в качестве его второго «я» товарищи по играм (либо полностью воображаемые, либо, главным образом позже, реальные, к которым относились его фантазии) частично защищали его и позволяли сохранять минимум физической активности, подкреплявшей самооценку (главную роль здесь играла езда на трехколесном велосипеде), даже когда его мать неожиданно отстранилась от него, перестав реагировать на его физическое присутствие и преувеличенно восхищаться его достижениями (прежде эти реакции были чересчур интенсивными и не соответствовали фазе развития). В поздних фазах анализа — в значительной мере в результате процессов переработки, относившихся к статусу аналитика (второго «я») — перенос-слияние и близнецовый перенос отчасти сменились зеркальным переносом in sensu stricliori, содержание интерпретаций изменилось, и пациент стал понимать, что его самооценка снижалась и что он испытывал типичную для себя болезненную апатию из-за того, что переживал предстоящее отсутствие аналитика (или какое-нибудь другое событие, которое, несмотря на внешние отличия, имело для пациента такое же эмоциональное значение) как отвод нарцисси-ческих катексисов от грандиозной самости, которые были 11ужны, чтобы демонстрировать трюки перед восхищавшейся матерью. Но в любом случае — лишался ли он аналитика как продолжения себя самого (в роли его второго «я») или аналитик переставал выполнять свои функции откликающегося, восхищающегося и одобряющего зеркала — нарциссический катексис регрессировал с уровня, который поддерживался, пока нарциссический перенос не был нарушен, и это вызывало катексис менее дифференцированного с точки зрения мыслительных содержаний предшественника связной грандиозной самости — архаичной фрагментированной телесной самости. Вместе с тем гипер-катексис архаичной телесной самости вызывал состояние болезненного аутоэротического напряжения, которое пациент переживал в форме ипохондрической озабоченности своим физическим и психическим здоровьем. Мы можем сказать, что в области грандиозной самости происходила регрессия от нарциссизма к аутоэротизму и от связности самости к ее фрагментации.
Влияние, которое оказала личность матери на формирование тяжелой нарциссической фиксации пациента, не поддается детальному исследованию. Как уже отмечалось, ряд соответствующих воспоминаний, связанных с рождением брата, когда пациенту было три с половиной года, указывает на то, что это событие стало новоротным моментом в его отношениях с матерью. Однако главным внешним причинным фактором (отличающимся от генетических факторов, связанных с эндопсихической переработкой ребенком внешних воздействий и его реакциями на них), объясняющим нарциссическую фиксацию ребенка, явилось то, что его нарциссическая мать, по-видимому, была способна одновременно поддерживать отношения только с одним, ребенком.
Подобную эмоциональную ограниченность матери нередко можно выявить в истории детства пациентов, страдающих нарциссическими нарушениями личности, воспоминания которых, казалось бы, указывают на рождение брата или сестры как на первопричину их нарушения. Но в этом стоит винить не рождение брата или сестры — большинство детей переносят это события без каких-либо выводящих из строя фиксаций в нарциссической сфере, — а внезапным и полным переходом от нарциссической увлеченности матери старшим ребенком к проявлению точно такого же одностороннего интереса к новорожденному. Точнее сказать, такие матери, по-видимому, могут испытывать настоящие чувства только к маленькому до-эдипову мальчику (отец чаще всего обесценивается, а старшие дети либо эмоционально опустошаются, либо амбивалентно ею инфантилизируются); но пока эти отношения сохраняются, они действительно весьма интенсивны. Доэдипов мальчик катектирован нарциссическим либидо матери, а восхваление ребенка распространяется за пределы того периода, когда такое отношение матери соответствовало фазе развития и отвечало нуждам ребенка. Но когда ожидается появление нового ребенка, мать перемещает на него нарциссический катексис, который с травматической внезапностью она отнимает у старшего.
Здесь можно добавить, что, хотя объективная оценка патогенной личности родителей пациента и бывает такти-
чески полезной в процессе анализа, поскольку такое проявление интеллектуального превосходства может оказать поддержку Эго пациента, она, строго говоря, психоаналитической задачей не является. Ее надо рассматривать как важную ветвь психоанализа и как его приложение к социальной психологии — психоаналитически ориентированному исследованию окружающей среды ребенка3. Здесь я вынужден ограничиться повторением того, что в большинстве случаев затянувшееся нарциссическое восприятие ребенком родителя, по-видимому, возникает в ответ на сходную установку в отношении ребенка нарциссически фиксированного родителя. Нарушения у родителей могут варьировать от легкой нарциссической фиксации до скрытого пли явного психоза. По моим ощущениям, скрытая форма психоза родителя обычно вызывает более обширные и глубокие фиксации в нарциссической и особенно в донарцис-сической (аутоэротической) области, чем явный психоз. В последнем случае (явный психоз родителя) ребенка обычно избавляют от вредоносного родительского влияния, и даже если родитель не госпитализирован, тот факт,
3 Поскольку я предпочитаю рассматривать здесь факторы внешней среды, доступные объективному выявлению, как не относящиеся к области психоанализа в самом строгом его определении, я должен пояснить, что это предпочтение не является произвольным, а основывается на полезном, по моему мнению, разграничении между (а) генетическими представлениями, одним из наиболее важных подходов психоаналитической мета-психологии (см. Hartmann, Kris, 1945), и (б) этиологическими исследованиями (в которых используются концептуальные и технические инструменты, принадлежащие различным смежным дисциплинам, таким, как биология, генетика, социология, социальная психология, — назовем лишь некоторые). Генетический подход в психоанализе связан с исследованием тех субъективных психологических переживаний ребенка, которые проявляются в постоянном перераспределении и дальнейшем развитии эндонсихических сил и структур. С другой стороны, этиологический подход связан с исследованием доступных объективному выявлению факторов, которые во взаимодействии с психическими структурами ребенка, имеющимися в данный момент, могут — или не могут — вызвать важное в генетическом отношении переживание.
что его поведение, без сомнения, является ненормальным, признается окружающими людьми. Тем самым ребенок получает поддержку в своем стремлении развивать автономные ядра телесно-психической самости.
О том, какое влияние оказывал страдавший тяжелой патологией родитель — который не только был способен с помощью рационализации скрывать проявления своего психоза, но и умел заручаться поддержкой окружающих, находя приверженцев своих идей, — можно узнать, ознакомившись с данными, собранными Нидерландом (Nieder-land, 1959b, I960) и Баумейером (Baumeyer, 1955) об отце Шребера. Из сведений, представленных этими авторами, можно сделать вывод не только о том, что личность отца оказала огромное патогенное влияние на ребенка, но и что его мать, подчинявшаяся своему мужу и оказавшаяся неспособной противостоять натиску его личности, не смогла уберечь сына от столкновения с его патологией. В чем же состояла патология отца Шребера? У нас нет для нее диагностической категории, но я думаю, что она представляла собой не тяжелую форму психоневроза, а особого рода психотическую структуру характера, в которой функция проверки реальности оставалась в целом сохранной, хотя и служила психозу, главной idee fixe. Вероятно, это был своего рода скомпенсированный психоз, аналогичный, возможно, скомпенсированном)' психозу Гитлера (см. Erik-son, 1950; Bullock, 1952), который вышел из фазы одиночества и ипохондрии с навязчивой идеей, что евреи захватили Германию и поэтому должны быть уничтожены. Абсолютная убежденность, с которой отец Шребера отстаивал свои идеи, и несомненный фанатизм, с которым он преследовал свои мессианские цели, выдают, как мне кажется, их абсолютный нарциссический и донарциссический характер; и я бы предположил, что за его открытой борьбой с мастурбацией, проводившейся в форме хорошо известных уроков физкультуры, стоит страх ипохондрического напряжения. Эта фанатическая деятельность, хотя и была представлена публике в его книгах (см., например, «Das Buch der Erzie-hung an Leib und Seele» — «Книга о воспитании души и тела», 1865) и затронула его собственного сына, является выражением скрытой психотической системы. Другими
словами, сын воспринимался отцом как часть его психотического мира самости, а не как отдельная личность. Я думаю, что именно здесь находится главный источник глубинных донарциссических фиксаций сына. Стимулируемый и подавляемый и вместе с тем включенный в скрытую донарциссическую бредовую систему стимулирующего и подавляющего взрослого, ребенок не имел возможности развивать свои объектао-либидинозные сексуальные фантазии или направленные на объект фантазии о мщении, и это стало причиной предрасположенности к нарциссическому и донарциссическому (аутоэротическому) распределению сексуальных и агрессивных влечений.
Разумеется, предыдущие рассуждения об истоках паранойи Шребера к вопросу об этиологии нарциссических нарушений личности имеют лишь косвенное отношение. В большинстве случаев нарциссических нарушений патологией родителей является не психоз, а характерологический дефект нарциссического свойства, который определяет установку родителя по отношению к ребенку и, таким образом, вызывает у него нарциссические фиксации. Однако я также сталкивался с несколькими случаями нарциссических нарушений личности, в которых имелись веские доказательства того, что основной патологией у родителей являлся скрытый психоз (например, матери пациентов В. и Г., по всей видимости, страдали латентной шизофренией; у матери пациента К. в старости развилась система открытого бреда преследования, связанного с ее собственностью, — важный характерный симптом, если иметь в виду специфическую психопатологию мистера К.).
Однако я не буду далее останавливаться на проблеме, связанной с ролью психосоциальных факторов в этиологии нарциссических нарушений личности, и попытаюсь обобщить предыдущие рассуждения в кратком описании психопатологической структуры мистера Л. — и соответствующего процесса анализа, — нарциссическое нарушение личности которого здесь будет служить примером терапевтической активации грандиозной самости. После неудавшейся попытки восстановить нарциссическое равновесие посредством идеализации отца ребенок регрессировал
к реактивации своей грандиозной самости, то есть, по существу, к патологической разновидности нарциссической позиции, которую он занимал, когда его мать от него еще не отвернулась. Сопутствующие процессы фиксации на не подвергшихся изменениям требованиях ранней стадии развития грандиозной самости и на архаичном эксгибиционизме телесной самости, а также вытеснение части этих структур (другая их часть была сублимирована в физических упражнениях пациента) создали постоянное патогенное ядро его психической организации. В период установления нарциссического переноса в процессе анализа ход событий был совершенно противоположным. Он начался с кратковременного идеализирующего переноса (возобновляющего попытку идеализировать отца), который вскоре сменился продолжительной вторичной активацией грандиозной самости, то есть нарциссическим переносом отношений с матерью, принявшим вначале форму слияния и близнецового переноса. В конечном счете слияние и близнецовый перенос постепенно сменились зеркальным переносом в узком значении, сопровождавшимся интенсивно переживавшимися требованиями восхищения и желанием продемонстрировать себя и свою ловкость аналитику, который привел к реактивации некоторых очевидных аспектов его прежних тесных отношений с матерью. Идеализирующий перенос еще раз установился к концу анализа (в форме реактивации базисного нарциссического переноса отношений с отцом), после того как был завершен процесс переработки вторичного зеркального переноса.
Таким образом, основные патогенные психологические структуры данной психопатологии пациента являлись нарциссическими, а некоторые из наиболее важных динамических изменений в процессе анализа (проявлявшихся, например, в сновидениях о механических устройствах) представляли собой психологические смещения не от объектной любви к нарциссизму, а от одной нарциссической позиции (от слияния и зеркального переноса) к другой (на границе между архаичной стадией нарциссизма и архаичной стадией аутоэротической, фрагменти-рованной телесной самости). Таким образом, реакти-
вацию пациентом грандиозной самости при зеркальном переносе следует понимать не как восстановление точки фиксации на пути к полноценной объектной любви (собственно говоря, существовали иные секторы личности пациента, в которых он достиг значительной глубины и широты своих объектных катексисов), а как реактивацию точки фиксации на пути развития одной из основных форм нарциссизма. Патологические отношения с матерью, ее внезапная потеря интереса к нему и неудачная попытка идеализировать отца воспрепятствовали не столько развитию объектной любви, сколько приобретению им зрелых стремлений и целей Эго. С этим фактом вполне согласуется то, что основная внешняя психопатология пациента относится не к области способности к любви и его межличностных отношений, а к его способности последовательно заниматься своей работой и увлеченно преследовать долгосрочные цели. Вместо трансформации грандиозной самости в реалистичные цели и использования своих инстинктивных катексисов для обретения здорового чувства собственной ценности архаичная грандиозная самость оставалась неизменной, а значительная часть нарциссического либидо продолжала инвестироваться не только в эти структуры, но иногда даже в аутоэроти-ческую, фрагментированную телесную самость. В результате этого из его жизни были исключены целенаправленная работа и достижения в сфере взрослой реальности; вместе с тем пациент имел возможность избавляться от аутоэротического телесного напряжения и от угрожающих грандиозных фантазий, причем весьма успешно, с помощью физических упражнений и благодаря занятиям разными видами спорта, особенно включающими быстрые движения. Ненадежность этого способа регуляции явилась причиной постоянных социальных конфликтов, и он не смог предотвратить появления состояний депрессии и внутреннего истощения.
ГЛАВА 10. Некоторые реакции аналитика
НА ИДЕАЛИЗИРУЮЩИЙ ПЕРЕНОС
По всей видимости, основные реакции аналитика (включая его контрпереносы) при анализе нарциссических нарушений обусловлены его собственным нарциссизмом и, в частности, его собственными неустраненными нарциссическими нарушениями. Эти феномены, по существу, не отличаются от феноменов, возникающих у анализанда, и они будут здесь рассматриваться лишь постольку, поскольку они возникают у аналитика в ответ на имеющие четкие рамки трансфе-рентные констелляции нарциссического пациента. Поэтому разнообразные реакции, проявляемые аналитиком, когда он сталкивается с активацией у пациента идеализированного родительского имаго при идеализирующем переносе, будут рассматриваться отдельно от реакций, которые возникают в том случае, когда грандиозная самость пациента оказывается в фокусе аналитической работы при зеркальном переносе (см. главу 11).
Я начну обсуждение реакций аналитика на идеализирующий перенос анализанда с конкретного примера.
Не так давно я консультировал коллегу по поводу затянувшегося тупикового положения в анализе молодой женщины (мисс М.), которое, по-видимому, существовало с самого начала лечения и сохранялось на протяжении двух лет работы. Несмотря на то, что он предоставил мне информативный обзор того, как складывалась жизнь пациентки и проходил анализ, первое время я не мог определить причину этого тупика, и поскольку у пациентки, эмоционально выхолощенной, бездеятельной и неразборчивой в знакомствах женщины, выявилось тяжелое серьезное нарушение способности к установлению глубоких объектных отношений, а в анамнезе было установлено наличие тяжелых травм в детском возрасте, первоначально я был склонен согласиться с аналитиком в том, что значительно выраженные иарциссические фиксации препят-
ствовали установлению того минимума переносов, без которых проведение анализа было невозможно. Вместе с тем симпатия к аналитику и заинтересованность в лечении противоречили такой пессимистической оценке; и тем не менее тупиковое положение, по всей видимости, возникло уже в самом начале лечения. Поэтому я попросил аналитика рассказать мне о первых часах анализа, обратив особое внимание на действия, которые могли быть восприняты пациенткой как отвержение.
К числу наиболее ранних трансферентных проявлений относилось несколько сновидений пациентки (которая была католичкой), содержавших образ вдохновенного, идеалистичного священника. Хотя эти ранние сновидения не были интерпретированы, аналитик вспомнил — вопреки некоторому сопротивлению, — что сказал пациентке, что он не католик. По всей видимости, он сказал об этом не в ответ на ее сновидения, а для того, чтобы хоть как-то ознакомить ее с актуальной ситуацией, поскольку, на его взгляд, чувство реальности у пациентки было слабым. Это событие, должно быть, оказалось очень важным для пациентки. Позднее мы поняли, что в качестве первого пробного шага при установлении переноса пациентка воссоздала установку идеализирующей религиозной преданности, существовавшей в начале подросткового возраста, которая в свою очередь представляла собой реактивацию смутного благоговейного страха и восхищения, пережитого в раннем детстве. Последующий материал из анализа пациентки привел нас к выводу, что эти ранние идеализации представляли собой попытку избежать угрозы причудливых фантазий и напряжений, вызванных травматической стимуляцией и фрустрацией со стороны ее страдавших тяжелой патологией родителей. Однако неосторожное замечание аналитика о том, что он не католик, то есть что он не такой человек, как священник из ее сновидений, что он не является идеализированным благополучным и здоровым вариантом своей пациентки, — было воспринято ею как отвержение и привело к той тупиковой аналитической ситуации, которую после нескольких консультаций по поводу пациентки и реакций на нее аналитика в дальнейшем удалось во многом преодолеть.
Я не фокусируюсь ни на специфическом значении исходного (идеализирующего) переноса, ни на специфическом воздействии ошибки аналитика — в данном случае она могла быть отчасти спровоцирована пациенткой — в процессе анализа; мне бы хотелось здесь объяснить симптом контрпереноса. Отдельное наблюдение не позволяет сделать надежного вывода, однако сочетание факторов (среди них и то, что я наблюдал аналогичные эпизоды; один из них, произошедший со студентом, который проводил анализ под моим наблюдением, был почти идентичным) позволяет мне предложить следующее вполне убедительное объяснение. Аналитически неоправданное отвержение идеализирующих установок пациента обычно обусловлено защитным отражением болезненного нарциссического напряжения (переживаемого как смущение, застенчивость, стыд и даже приводящего иногда к ипохондрической озабоченности), которое возникает у аналитика, когда вытесненные фантазии его грандиозной самости стимулируются идеализацией со стороны пациента.
Особенно часто чувство неловкости у аналитика, идеализированного пациентом, возникает тогда, когда идеализация происходит рано и быстро, то есть когда она оказывает для аналитика неожиданной, и у него нет времени, чтобы эмоционально подготовиться к своим собственным реакциям на внезапный прорыв нарциссического идеализирующего либидо пациента. Разумеется, некоторый дискомфорт, когда человек оказывается объектом явной и грубой лести, является универсальным феноменом (что вошло в поговорку: «Лесть в глаза унижает»), и поэтому даже те аналитики, которые не страдают чрезмерной нарцис-сической уязвимостью, могут испытывать искушение противодействовать восхищению со стороны своих пациентов. Если такой чрезмерной уязвимости не существует, то эти реакции будут находиться под контролем и постепенно заменятся реакциями и установками, которые в большей мере соответствуют надлежащему развертыванию идеализирующего переноса (и внутреннему сопротивлению ему со стороны пациента), а также развитию аналитического процесса. Если же аналитик недостаточно осознает свою
неспособность терпеть нарциссическое напряжение и, в частности, если у него (вследствие идентификации и подражания или сама по себе) сформировалась стабильная контртрансферентная установка, обусловленная его квазитеоретическими убеждениями или особыми характерологическими защитами, или (как это чаще всего и бывает) обусловленная и тем, и другим, то его эффективность в лечении некоторых групп нарциссических нарушений личности заметно снижается.
Не так уж важно, является ли отвержение идеализации пациента резким, что случается редко, или едва заметным (как в указанном случае), что случается довольно часто, или — что случается чаще всего — оно завуалировано корректными, но преждевременными генетическими и динамическими интерпретациями (например, преждевременным привлечением внимания пациента к идеализированным фигурам из его прошлого или указанием на его враждебные импульсы и высокомерие, которые, возможно, лежат в основе идеализирующих представлений). Отвержение может выражаться в едва заметном излишнем стремлении аналитика к объективности или в его голосе, в котором не чувствуется тепла; оно может также проявляться в тенденции к подшучиванию над восхищающимся пациентом или в высмеивании нарцис-сической идеализации в добродушной и шутливой манере. (См. в этой связи Kubie, 1971.)
Здесь можно добавить, что именно нарциссическая уязвимость побуждает многих чересчур веселых людей использовать эти специфические характерологические защиты, то есть они постоянно пытаются справиться со своим нарциссическим напряжением (включая напряжение, порождаемое нарциссическим гневом) с помощью обесценивающих ситуацию и самоуничижительных шуток. (О различиях с точки зрения метапсихологии нарциссизма между веселостью и сарказмом, с одной стороны, и настоящим чувством юмора — с другой, см. Kohut, 1966a.)
И, наконец, чтобы завершить рассмотрение различных способов, которыми аналитик может защищаться от открытой идеализации со стороны пациента, чувствуя себя подавленным своим собственным нарциссическим напряжением (или из-за которых он может не заметить
защиты, которыми пациент маскирует проявления терапевтической реактивации идеализированного родительского имаго), укажем на то, что нецелесообразно и даже опасно подчеркивать достоинства пациента в то время, когда он предпринимает попытку идеализирующего расширения прочно укоренившихся нарциссических позиций и чувствует свою незначительность в сравнении с терапевтом — каким бы привлекательным ни казалось выражение аналитиком своего уважения к пациенту. Таким образом, на стадиях анализа нарциссических нарушений личности, когда начинает зарождаться идеализирующий перенос, существует только одна правильная аналитическая установка — принятие восхищения.
Обусловлены ли эти ошибки, совершаемые аналитиком в ответ на проявления идеализирующего переноса, эндо-психическими констелляциями его психического аппарата, которые следовало бы назвать контрпереносами? Этот вопрос, который, надо добавить, может возникнуть также в связи с аналогичными феноменами, возникающими в процессе анализа реактивированной грандиозной самости при зеркальном переносе, приводит нас к ряду сложных, но теперь уже знакомых проблем. Я опять-таки не буду останавливаться на тех моментах, которые связаны со значением термина «перенос», то есть на том, примем ли мы этот термин как относящийся к клиническому феномену, понимаемому в его динамическом и генетическом аспектах, или в дополнение к тому, о чем говорилось выше, мы будем настаивать на более строгом метаисихологическом определении в рамках топографического, структурного и психоэкономического подходов (главы 8 и 9). Здесь я рассмотрю лишь более узкий вопрос: вызваны ли реакции аналитика прежде всего текущим напряжением или же его ошибочные реакции обусловлены особой постоянно существующей уязвимостью, которая связана с опасной мобилизацией специфических вытесненных бессознательных констелляций. Поскольку, по моему мнению, реакции аналитика мохуг объясняться каждым из вышеупомянутых причинных факторов, на этот вопрос нельзя дать общего ответа — к нему можно прийти лишь в результате аналитического исследования индивидуальных случаев.
Материал, полученный из анализа моих коллег, занимавшихся психоаналитическим лечением нарциссических личностей, а также мой собственный опыт самоанализа убедили меня в том, что эти ошибочные реакции могут быть связаны с любой из точек широкого спектра — от (а) отдельных защитных реакций на ситуацию кратковременно возникшего напряжения до (б) реакций, являющихся составной частью глубоко укоренившихся установок, связанных с контриереносом. В первом случае объяснение супервизора или консультанта либо собственный самоанализ аналитика, проведенный по горячим следам, обычно помогают исправить ситуацию, если аналитик понимает значение идеализирующего переноса и не препятствует спонтанному развертыванию аналитической ситуации. Временные затруднения в его работе объясняются в этих случаях тем, что, как отмечалось выше, определенная степень нарцис-сической уязвимости является универсальным феноменом и что открытая похвала и восхищение (особенно предвосхищаемое напряжение, когда ожидается нарциссическая стимуляция) вызывают у большинства воспитанных людей дискомфорт и заставляют их защищаться. Однако специфическое глубоко укоренившееся сопротивление проявлению целостной идеализирующей установки можно распознать не только благодаря тому, что простые объяснения оказываются недостаточными для изменения вредоносной позиции аналитика, но и нередко благодаря характерным особенностям и ригидности ответов аналитика. Например, он может быть убежден, что за желанием пациента восхищаться аналитиком всегда скрывается враждебность; он может считать, что поддержание благоприятного раппорта с пациентом требует, чтобы аналитик проявлял скромность п реализм, и т.д. Поскольку одно из двух этих предположений действительно может быть верным, если аналитик не имеет дела с идеализирующим переносом, его ошибку нельзя продемонстрировать, не указав на то, что она была совершена из-за ослабления профессиональной восприимчивости и эмпатической чувствительности. Обычно :>ти чувства становятся особенно явными, когда аналитику не удается постичь очевидное значение выражения пациентом того, что аналитик его не понял. Если опытный
аналитик путает преувеличенную похвалу со стороны пациента, сопровождающуюся намеками на бессознательную враждебность, с робкими попытками идеализации, которые предпринимает анализанд (например, в своих сновидениях), когда начинает устанавливаться идеализирующий перенос, то в этом случае, несомненно, должны быть задействованы вызывающие нарушение (бессознательные) факторы. Столь же очевидно, что автоматический акцент в самом начале анализа на реализме аналитика при идеализации со стороны пациента нельзя объяснить ни чем иным, как желанием аналитика возразить в ответ на первые признаки проявления эдиповых стремлений у пациента, что он не является его родителем.
В письме Бинсвангеру (от 20 февраля 1913 года) Фрейд высказался о проблеме контрпереноса, которую он считал «одной из самых технически сложных в психоанализе», следующим образом. «То, что мы даем пациенту, — писал Фрейд, — должно предоставляться сознательно, а затем по мере необходимости проявляться в большей или меньшей степени. Иногда в очень большой...» Далее Фрейд формулирует важнейший принцип: «Давать кому-то слишком мало из-за того, что слишком сильно его любишь, означает — быть несправедливым к пациенту и совершать техническую ошибку» (Binswanger, 1956, р. 50).
|
|