Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Виды и особенности административно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Субъекты РФ формируют свои системы органов исполнительной власти в соответствии с законами, которые устанавливают общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Установление таких принципов относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[90] система исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно. Перечень исполнительных органов субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

В соответствии с Конституцией РФ деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) государственная и территориальная целостность РФ;

б) распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;



ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии и имеет следующие основные полномочия:

а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

б) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;

в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

д) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе обратиться в суд;

ж) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными ст. 78 Конституции РФ.

В краях и областях – субъектах РФ – органом исполнительной власти является администрация края, области, города федерального значения, автономной области или автономного округа. В краях и областях исполнительную власть осуществляют губернатор и возглавляемое им правительство или администрация. В некоторых случаях губернаторы могут быть главой исполнительной власти, возглавляя систему ее органов. В автономных округах исполнительная власть осуществляется главами администраций, губернаторами или правительствами.

Уставы краев и областей определяют традиционные для лиц, возглавляющих исполнительную власть в крае или области, полномочия, например: разработка и представление на утверждение законодательного органа края или области бюджета и обеспечение его исполнения; утверждение структуры и штатов органов исполнительной власти; формирование отраслевых и территориальных органов исполнительной власти, назначение на должность и освобождение от должности их руководителей; утверждение положений об отраслевых и территориальных органах исполнительной власти; издание постановлений и распоряжений, которые действуют на территории соответствующего субъекта РФ и обязательны здесь к исполнению; отмена актов подведомственных органов исполнительной власти субъектов РФ; представление органа исполнительной власти в Совете Федерации Федерального Собрания лично либо через назначенного представителя; осуществление функций распорядителя кредитов при исполнении бюджета; утверждение положений о структурных подразделениях администрации.

Компетенцию органа исполнительной власти субъекта реализует не только руководитель этого органа, но и весь личный состав его служащих, который разделяется по соответствующим организационным звеньям аппарата органа (структурным подразделениям) и объединяется в них. Совокупность структурных подразделений соответствующего органа исполнительной власти составляет организационную структуру аппарата данного органа, отражающую его внутреннее устройство, а структурное подразделение аппарата органа — это специализированная часть его аппарата.

Субъекты РФ создают такую систему органов исполнительной власти, которая включает органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. По организационно-правовой форме органы исполнительной власти в субъектах РФ могут быть различными. Они не установлены нормативными актами и формируются исходя из исторических, национальных традиций.

В структуре аппарата любого органа исполнительной власти субъекта федерации можно выделить пять типовых видов структурных подразделений: 1) руководство; 2) отраслевые структурные подразделения; 3) функциональные структурные подразделения; 4) контрольно-надзорные структурные подразделения, призванные обеспечить законность и дисциплину в деятельности всего аппарата органа исполнительной власти и всей системы подчиненных и подведомственных ему организации отрасли или сферы государственного управления; 5) вспомогательно-обслуживающие структурные подразделения аппарата данного органа.

Например, Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области. Правительство возглавляет высшее должностное лицо области – Губернатор Нижегородской области – Председатель Правительства.

Правительство Нижегородской области полномочно решать все вопросы государственного управления социально-экономическим развитием региона.

Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим систему органов исполнительной власти области.

Состав и порядок формирования Правительства, его структура, правовые основы деятельности и полномочия, взаимоотношения Правительства с другими органами государственной власти и местного самоуправления определяются законом области «О Правительстве Нижегородской области»[91].

Членами Правительства являются Губернатор, Вице-губернатор, заместители Губернатора, министры. Решения по осуществлению своих полномочий принимаются Правительством на его заседаниях в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства.

Структура органов исполнительной власти Нижегородской области утверждена Указом Губернатора Нижегородской области от 30.12.2008 № 62 «О реструктуризации органов исполнительной власти Нижегородской области» и включает в себя:

Губернатор – Председатель Правительства Нижегородской области:

- Управление по взаимодействию со средствами массовой информации (пресс-служба) Правительства Нижегородской области;

- Управление делами Правительства Нижегородской области;

- Оперативно-распорядительное управление Правительства Нижегородской области;

- Министерство инвестиционной политики Нижегородской области;

- Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области;

- Министерство внутренней политики Нижегородской области;

- Департамент международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Нижегородской области;

- Представительство Правительства Нижегородской области при Правительстве Российской Федерации;

- Представительство Нижегородской области в Республике Беларусь.

Вице-губернатор, первый заместитель Председателя Правительства Нижегородской области:

- Министерство промышленности и инноваций Нижегородской области;

- Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;

- Министерство экономики Нижегородской области;

- Министерство финансов Нижегородской области;

- Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области;

- Комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области;

- Управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области.

Заместитель Губернатора, заместитель Председателя Правительства Нижегородской области:

- Министерство здравоохранения Нижегородской области;

- Министерство образования Нижегородской области;

- Министерство социальной политики Нижегородской области;

- Министерство культуры и информации Нижегородской области;

- Департамент по развитию спорта Нижегородской области;

- Управление государственной службы занятости населения Нижегородской области;

- Главное управление записи актов гражданского состояния Нижегородской области.

Заместитель Губернатора, заместитель Председателя Правительства Нижегородской области:

- Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области;

- Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области;

- Департамент транспорта и связи Нижегородской области;

- Государственная жилищная инспекция Нижегородской области;

- Инспекция административно-технического надзора Нижегородской области;

- Региональная служба по тарифам Нижегородской области.

Заместитель Губернатора, заместитель Председателя Правительства Нижегородской области:

- Министерство строительства Нижегородской области;

- Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области;

- Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области;

- Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области;

- Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области.

Министр Правительства – руководитель аппарата Правительства Нижегородской области:

- Аппарат Правительства Нижегородской области;

- Управление по обеспечению деятельности мировых судей, адвокатуры и нотариата Нижегородской области;

- Комитет по делам архивов Нижегородской области.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.