Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Правонарушения, посягающие на общественную безопасность

Административные правонарушения, объектом посягательства которых выступает общественная безопасность, предусмотрены главой 20 КоАП РФ. Понятие «общественная безопасность» рассматривается здесь в узком значении – как система общественных отношений, которые связаны с проявлением негативных свойств источников повышенной опасности при неправильном пользовании ими, а также с чрезвычайными ситуациями, вызванными стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными чрезвычайными событиями.

Данные правонарушения можно подразделить на семь групп.

1. Правонарушения, посягающие на пожарную безопасность(ст. 20.4).Пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности содержатся в многочисленных правилах для различных объектов (промышленность, торговля, коммуникации, транспорт,жилые помещения и т. д.). В этих правилах установлены требования к содержанию территорий, зданий, сооружений, к техническому состоянию приборов и оборудования энергосистемы (отопление, электричество), вентиляции. Предъявляются требования и к производству работ или оказанию услуг в области пожарной безопасности (технические регламенты, стандарты).

В сфере пожарной безопасности административно-наказуемым является: 1) нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами[348]; 2) нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека[349]; 3) выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен; 4) продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия; 5) несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники.



Объективная сторона данных правонарушений может выражаться как в форме активных действий (нарушение), так и в форме бездействия (невыполнение). В качестве субъектов нарушений могут выступать лица (физические, должностные, юридические), ответственные за выполнение правил пожарной безопасности. Субъективная сторона может выражаться в форме умысла или неосторожности.

2. Правонарушения, посягающие на правила оборота оружия. Под оборотом оружия понимается – его производство, торговля, продажа передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз на территорию РФ и вывоз за ее пределы.

Оборот гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и холодного оружия регулируются Федеральным законом РФ от 13 декабря 1996г. «Об оружии».

В сфере оборота оружия административными правонарушениями являются: 1) нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему юридическими лицами (ч. 1 ст. 20.8); 2) нарушение гражданами правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ч. 2 ст. 20.8); 3) нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему (ч. 3 ст. 20.8); 4) установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела ночного видения (ст. 20.9); 5) незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия (20.10); 6) нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет (ст. 20.11); 7) пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему (ст. 20.12); 8) стрельба из оружия в не отведенных для этого местах(ст. 20.13); 9) нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему (ст. 20.14); 10) незаконная продажа баллончиков со слезоточивым газом или электрошоковых устройств (ст. 20.15).

Субъектами данных правонарушений могут быть физические, должностные и юридические лица. Субъективная сторона может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.

3. Правонарушения, посягающие на режим чрезвычайного положения, контртеррористической операции, на правила гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5). Чрезвычайное положение – особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Отдельные ограничения и запреты, которые могут вводиться в условиях режима чрезвычайного положения предусмотрены в главе 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении». Их несоблюдение, нарушение, невыполнение (кроме правил комендантского часа) – влечет административную ответственность.

Субъектами правонарушений могут являться граждане и должностные лица. Субъективная сторона может проявляться как в виде умысла, так и неосторожности.

Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 20.6). Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает обязанности для органов государственной власти и местного самоуправления по: защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения; обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; своевременному направлению в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение данных обязанностей признается административным правонарушением. К ответственности могут привлекаться как должностные, так и юридически лица. Правонарушения могут быть совершены умышлено, либо по неосторожности.

Нарушение правил гражданской обороны (20.7). Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. «О гражданской обороне» определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Административно-наказуемым признается нарушение правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны. Субъектами правонарушений являются должностные лица, ответственные за соблюдение данных правил, форма вины может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.

Нарушение правового режима контртеррористической операции (ст. 20.27).Контртеррористическая операция – комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Правовую основу контртеррористической операции составляет Федеральный закон от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму».

При проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции с применением определенных мер и ограничений: задержание граждан, не имеющих при себе документов, удостоверяющих личность; ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем; приостановление деятельности опасных производств; введение карантина; ограничение движения транспортных средств; беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные помещения граждан, организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом; приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи; и т. д.

К административным правонарушениям, посягающим на режим контртеррористической операции, относятся:

1) неповиновение законному требованию должностного лица органа федеральной службы безопасности (ФСБ) о соблюдении мер и временных ограничений, установленных на территории (объекте), в пределах которой (на котором) введен правовой режим контртеррористической операции;

2) несанкционированное проникновение либо попытка проникновения на территорию (объект), в пределах которой (на котором) введен правовой режим контртеррористической операции;

3) воспрепятствование проведению контртеррористической операции;

4) нарушение редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, установленных законодательством о средствах массовой информации условий освещения контртеррористической операции[350].

К административной ответственности могут привлекаться как граждане, так и должностные, юридические лица.

4. Правонарушения, посягающие на правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности.

Производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29). Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремисткой деятельности».

Одним из видов экстремизма является массовое распространение экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

К экстремистским материалам относятся – предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу[351].

Массовое распространение экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения – является административным правонарушением. К ответственности могут привлекаться как граждане, так и должностные, юридические лица.

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3). В РФ запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Под нацистской атрибутикой или символикой понимаются любые предметы (знамена, ордена, медали, элементы формы, знаки и т. п.), приветственные жесты, изображение свастики, которые использовались национал-социалистической рабочей партией Германии или германской армией времен второй мировой войны.

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, а равно изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта такой атрибутики или символики, направленные на их пропаганду – признается административным правонарушением.

Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в нацистском приветствии, ношении фашистской военной формы (ее частей – погоны, нарукавная повязка, фуражка, каска и т. п.), изображении фашистской символики на одежде, нанесении татуировок на теле, вывешивании нацистских флагов и во всех иных подобных действиях, обеспечивающих восприятие окружающими нацистской символики или атрибутики[352].

Для квалификации правонарушения не имеет значения, насколько точно то или иное изображение нацистской свастики или символики соответствует историческому оригиналу. Необходимо лишь, чтобы атрибут или символ были сходны с нацистскими до степени смешения, вызывая стойкую ассоциативную связь с режимом фашисткой Германии[353].

К ответственности за подобные деяния могут привлекаться физические, должностные и юридические лица.

Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановлении его деятельности, а также участие в такой деятельности (ст. 20.28). Осуществление общественным или религиозным объединением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда – является основанием для ликвидации (упразднения, запрета деятельности) этих объединений.

Общественное объединение также может быть ликвидировано и в случае нарушения им Конституции РФ, законодательства РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям этого объединения.

Ликвидация общественного или религиозного объединения осуществляется по решению суда – о приостановление деятельности. Невыполнение этого решения является административным правонарушением, субъектами которого являются физические лица – организаторы деятельности «приостановленных объединений», а также и ее участники.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.