Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Административные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности

Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности включают составы, которые различаются между собой по непосредственному объекту. Предметом рассмотрения является группа административных правонарушений, непосредственным объектом которых являются установленные правила торговли и права потребителей.

К рассматриваемой группе относятся следующие административные правонарушения: осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст.14.1 КоАП РФ); незаконная продажа товаров (иных предметов), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст.14.2 КоАП РФ);продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст.14.4 КоАП РФ); продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без примененияконтрольно-кассовых машин (ст.14.5 КоАП РФ); обман потребителей (ст.14.7 КоАП РФ); незаконное использование товарного знака (ст.14.10 КоАП РФ), нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках(ст.14.34 КоАП РФ) и др.

Общественная вредность административных правонарушений, входящих в эту группу, состоит в том, что их совершение может повлечь или влечет различные негативные последствия, как в сфере торговли, так и иных сферах. Так, нарушение правил торговли может повлечь хищение денежных средств, пересортицу товаров и др. Незаконная торговля товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена, может привести к тому, что опасные вещества или предметы могут попасть в руки недобросовестных лиц и могут быть использованы в противоправных целях. Особенно необходимо выделить правонарушение, предусмотренное ст.14.4 КоАП РФ – продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил. Данное правонарушение может повлечь распространение различных болезней, заболевания или даже смерть граждан.



Для более детального рассмотрения особенностей административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности следует охарактеризовать наиболее распространенные составы.

Статья 14.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

Одним из обязательных условий ведения легальной предпринимательской деятельности выступает наличие акта о регистрации субъекта предпринимательской деятельности, а также наличие специального разрешения (лицензии). Государственная регистрация юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица, а также крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[297]. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регистрацию, является Федеральная налоговая служба.

Федеральным законом от 8.08. 2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[298], а также подзаконными нормативными правовыми актами установлена обязательность получения лицензии на осуществление некоторых видов деятельности. Административная ответственность наступает в том случае, когда отсутствует специальное разрешение (лицензия), а также когда нарушены условия лицензирования.

Ответственность за осуществление некоторых видов лицензируемой деятельности без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных ею, установлена в Кодексе другими нормами (ч. 1 ст. 6.2, ч. 1 ст. 9.1, ст. 11.29, 13.3 и др.). В этих случаях квалификация правонарушения по данной статье исключается.

Субъектами ответственности по ч. 1 данной статьи могут быть только граждане, по ч. 2 и 3 - наряду с гражданами индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях управленческие функции, и юридические лица.

Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст.14.2 КоАП РФ).

В перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утвержденный Указом Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179[299] (в ред. от 30.12.2000 г. № 2111), в частности, входят:

- драгоценныеи редкоземельные металлы и изделия из них;

- драгоценные камни и изделия из них;

- отходы, содержащие драгоценные и редкоземельные металлы, драгоценные камни;

- вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ней;

- взрывчатые вещества, средства взрывания, порох;

- отходы взрывчатых веществ;

- специальное снаряжениеличного состава военизированных организаций;

- боевые отравляющие вещества, средства защиты от них;

- рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов;

- яды и наркотические вещества;

- спирт этиловый;

- лекарственные средства, за исключением лекарственных трав;

- лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты, эндокринное сырье).

Федеральными законами устанавливаются отдельные виды продукции, свободная реализация которых запрещена или ограничена. К ним, например, относятся Федеральные законы от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»[300], от 22 июня 1998 г. «О лекарственных средствах»[301], от 13 декабря 1996 г. «Об оружии»[302] (с изм. и доп.).

Субъектамиданного правонарушения являются руководители или работники предприятий (организаций) торговли независимо от форм собственности или граждане как зарегистрированные, так и не зарегистрированные в качестве предпринимателей.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст.14.4 КоАП РФ).

Диспозиция данной статьи состоит из двух частей.

Часть первая предусматривает административную ответственность за продажу товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническихусловий и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке, на предприятиях торговли независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению или гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей.

Часть вторая данной статьи предусматривает ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услугс нарушением санитарных правилили без сертификата соответствия(декларации соответствия), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.

В силу специфики состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.4 КоАП РФ, выявление и фиксирование этих правонарушений, как правило, осуществляется сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей уполномочены только должностные лица указанной.

Признаками ч.2 ст.14.4 КоАП РФ являются:

– отсутствие у продавца сертификата качества, либо декларации соответствия на реализуемый товар;

– нарушение установленных санитарных правил.

Санитарные правила – нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[303]).

Так, при продаже продуктов питания нарушения санитарных правил могут быть выражены в нарушении требований к оборудованию, инвентарю, посуде, к приему и хранению пищевых продуктов, отпуску продуктов, влияющих на качество товаров, что в конечном итоге влечет угрозу жизни и здоровью человека. Перечень нарушений является далеко не исчерпывающим, поэтому в каждом конкретном случае следует руководствоваться соответствующими правилами, установленными законодательством. В настоящее время правовое регулирование качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов»[304], постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01»[305].

Качество товаров при их продаже, качество работ при их выполнении либо качество оказания услуг должно подтверждаться сертификатом, знаком или декларацией соответствия.

При решении вопросов об ответственности за продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего безопасность товаров, работ, услуг для жизни и здоровья людей, следует иметь в виду положения Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184 «О техническом регулировании»[306]. На основании ст. 2 указанного Закона под сертификатом соответствия понимается документ, удостоверяющий соответствие требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; под декларацией о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Из ч. 3 ст. 20 Федерального закона «О техническом регулировании» следует, что декларирование соответствия и обязательная сертификация являются формами обязательного подтверждения соответствия. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории России.

Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту (ст. 2 Федерального законаот 27 декабря 2002 г. № 184 «О техническом регулировании»).

Декларирование соответствия (ст. 24 Федерального закона «О техническом регулировании») осуществляется путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Товары, вызывающие сомнение в отношении их соответствия требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам), подлежатизъятию, с направлением контрольных образцов (по спиртным напиткам – две бутылки) для получения экспертного заключения.

Субъектом правонарушения по данному составу может быть как общий субъект – лицо, достигшее 16 лет, так и специальный субъект – должностное лицо или юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом: лицо осознает, что совершаемое им действие либо бездействиеносит противоправный характер.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин (ст.14.5 КоАП РФ).

Диспозиция статьи состоит из двух частей.

Часть первая предусматривает ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации,

Часть вторая предусматривает ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Объектом правонарушения выступают права потребителей на получение информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах), предусмотренные в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей»[307]; правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением.

При этом потребитель вправе потребовать предоставления необходимой достоверной информации.

Понятие необходимой информации включает полноту и исчерпывающий характер сведений, позволяющих потребителю составить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце).

Изготовитель – организация независимо от форм собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. Продавец – организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. Поставщик – организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, продающий либо производимые им товары, либо товары, закупленные им для продажи.

Достоверность предоставляемой информации означает, что все сведения, сообщаемые потребителям, соответствуют действительности, касаются ли они изготовителя (исполнителя, продавца), товара (работы, услуги) или режима работы продавца (исполнителя).

Объективная сторона правонарушения выражается в совершении активного действия: путем продажи товара без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце, выполнении работ либо оказании услуг при отсутствии установленной информации, а также путем неприменения контрольно-кассовой техники.

Под документом, содержащем сведения об изготовителе, поставщике, продавце, понимается информация, представленная покупателю при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей на русском языке. Указанная информация доводится до сведения покупателей в наглядной и доступной форме. Так, изготовитель (поставщик, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы. Продавец должен размещать указанную информацию на вывеске. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (продавцом, поставщиком), подлежит лицензированию, то покупателю по его просьбе должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем эту лицензию. К информации об изготовителе (поставщике, продавце) относятся и сведения, содержащиеся в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), маркировках и т.д.

Продажа товаров, выполнение работ, либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин образуют самостоятельный состав административного правонарушения.

Обязательность наличия и использования контрольно-кассовой техники установлена Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»[308]. Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций, оказании услуг производятся с обязательным применением контрольно-кассовой техники. Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745[309] утверждено Положение, в соответствии с которым установлен перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. Под действие данной нормы подпадает не только отсутствие самого кассового аппарата, но и нарушения правил и порядка его функционирования (неисправности аппарата, применение его без пломбы центра технического обслуживания, без регистрации в налоговых органах и др.).

С объективной стороны правонарушение проявляется в несоблюдении обязанностей при осуществлении торговых операций или оказании услуг обязательной выдачи покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанного контрольно-кассовой машиной чека за покупку (услугу), подтверждающего исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием; в использовании неисправных контрольно-кассовых машин для осуществления денежных расчетов с населением.

Субъектом административного правонарушения является гражданин, должностное или юридическое лицо, а также гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющие продажу товаров, выполняющие работу или оказывающие услуги в организациях торговли либо в иных организациях, реализующих товары.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности, при которых лицо знает и осознает то, что оно обязано сообщить информацию об изготовителе, продавце, поставщике, не искажая ее, осознает возможные последствия непредставления такой информации, однако вопреки всему не выполняет свои обязанности. Неосторожная вина может иметь место по отношению к причиненному вреду.

Обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ).

Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг).

Объективная сторона выражается в совершении действия, состоящего в обмане, в результате чего покупателю причиняется имущественный ущерб.

Обмеривание – отпуск товаров меньшего размера, чем должен их получить потребитель по договору купли-продажи.

Обвешивание – отпуск товаров меньшего веса, чем он должен быть в соответствии с оплатой покупки. Способы, время обмеривания, обвешивания могут быть различными: использование неправильных, нестандартных средств, приборов измерения, обмеривание и обвешивание при расфасовке, непосредственной продаже товаров и т.д.

Обсчет – получение виновным большей суммы, чем фактическая стоимость отпущенного товара, оказанной услуги, утаивание сдачи.

Обман покупателя может осуществляться и путем введения в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара. Это может выражаться как в продаже товаров, оказании услуги, передаче результата работы, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий, условиям договора, так и в предоставлении заведомо искаженной информации о потребительских свойствах, качестве товара (услуги), в утаивании от потребителя необходимой информации о товаре (услуги).

Административное правонарушение считается оконченным в момент заключения договора купли-продажи. По общему правилу, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю товарного или кассового чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара.

Субъектом правонарушения, предусмотренного данным составом, является общий субъект – физическое лицо (продавец), достигшее16-летнего возраста и осуществляющее торговую деятельность в сфере торговли или услуг по трудовому договору в магазинах, на других предприятиях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, независимо от форм собственности, либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя; должностное лицо; юридическое лицо.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной формой вины. Виновный сознает, что обманывает потребителя и причиняет тем самым ущерб, и желает наступления этих последствий.

Следует отметить, что, в связи с установлением административной ответственности за недобросовестную конкуренцию (см. ст. 14.33 КоАП РФ), в случаях, если обман связан с недобросовестной конкуренцией, должностные лица и юридические лица несут ответственность по ст. 14.33 КоАП РФ, санкции которой предусматривают повышенную административную ответственность указанных лиц.

Незаконное использование товарного знака (ст. 14.10 КоАП РФ).

Основные положения, касающиеся права на товарный знак, государственной регистрации товарного знака, выдачи свидетельств на товарный знак, оснований для отказа в регистрации товарного знака, ныне регулируются Гражданским кодексом РФ (ст. 1477 - 1509).

Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - это обозначение, отличающее соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее - товары) других юридических и физических лиц, включая иностранных.

Наименование места происхождения товара - это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или преимущественно определяются характерными для такого географического объекта природными условиями или людскими факторами.

Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) на их упаковке владельцем товарного знака. Право на использование товарного знака может быть также предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору.

Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке. Юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность, могут на основе договора использовать свой товарный знак наряду с товарным знаком изготовителя товаров, а также вместо товарного знака последнего.

Использование гражданином, должностным лицом, юридическим лицом чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров с нарушением указанных требований квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.

Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители и другие лица, осуществляющие управленческие функции в организациях, а также юридические лица.

Индивидуальные предприниматели, совершившие рассматриваемое административное правонарушение, несут административную ответственность как должностные лица в соответствии с санкцией данной статьи.

Субъективная сторона характеризуется умыслом.

Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 180 УК).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных даннойстатьей, рассматриваются судьями арбитражных судов.

Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров.

Объектом правонарушения являются отношения, направленные на упорядочение осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Данная статья предусматривает административную ответственность за нарушение Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55)[310]; за нарушение Правил продажи товаров по образцам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918 [311]

Объективная сторона административного правонарушения выражается в действии, нарушающем правила продажи отдельного вида товара, или бездействии, выраженного в том, что субъект правонарушения был обязан, но не предпринял действий в отношении данного товара, установленных правилами. Правонарушение является оконченным в момент нарушения правил.

Субъектом административного правонарушения является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, должностное лицо либо юридическое лицо.

Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе

Диспозиция данной статьи состоит из 4 частей.

Первая часть предусматривает ответственность за розничную продажу этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов.

Вторая часть рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.

Частью первой и второй статьи 14.16 КоАП РФ обеспечивается охрана отношений, путем установления административной ответственности, урегулированных Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[312].

Часть 1 данной статьи запрещает розничную продажу этилового спирта за исключением случаев, указанных в диспозиции статьи.

Часть 2 статьи основана на положениях ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, запрещающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции в упаковке, не соответствующей требованиям технических регламентов.

Третья часть статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Административная ответственность наступает за нарушение Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55, определяющим в разделе XIX особенности продажи алкогольной продукции.

Четвертая часть предусматривает ответственность за нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Административная ответственность наступает за нарушение положений, предусмотренных Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», установившим ограничения розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в целях защиты нравственности и здоровья людей[313].

Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения(ст. 14.26КоАП РФ).

Порядок обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, а также права собственников и иных лиц на изделия из черных и цветных металлов предусмотрен Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»[314].

Объектом рассматриваемого правонарушения являются отношения, возникающие в процессе приема, учета, хранения и транспортировки лома и отходов черных и цветных металлов.

Основными нормативными актами, регламентирующими данные отношения, являются Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 370[315] и Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 369[316].

Правила предусматривают, что прием лома и отходов черных и цветных металлов осуществляют индивидуальные предприниматели и юридические лица, имеющие соответствующую лицензию и необходимое оборудование.Прием лома и отходов черных металлов производится при предъявлении сдатчиком документа, удостоверяющего личность, а прием лома и отходов цветных металлов предполагает также наличие письменного заявления сдатчика, в котором указывается основание возникновения права собственности на сдаваемый металл.

После приема и оплаты лома и отходов цветных металлов лицо, осуществляющее прием, производит на заявлении запись с отметкой о приеме, указанием номера приемосдаточного акта, который составляется на каждую партию лома и отходов цветных металлов, стоимости сданных лома и отходов и ставит свою подпись.

Заявления должны храниться на объекте по приему лома и отходов цветных металлов в течение 5 лет.

Прием лома и отходов цветных металлов от физических лиц, не достигших 14 лет, не допускается.

Прием лома и отходов цветных металлов от лиц в возрасте от 14 до 18 лет допускается с письменного согласия их законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей, за исключением лиц, достигших 16 лет и в установленном порядке объявленных полностью дееспособными.

Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность.

Субъектами ответственности могут быть граждане, должностные лица, ответственные за прием лома и отходов черных и цветных металлов, а также юридические лица. Субъективная сторона может выражаться в форме умысла и неосторожности.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами квалифицируется по ст. 8.2 КоАП РФ.

Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, повлекшее уничтожение плодородного слоя почвы или порчу земель, квалифицируется по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, повлекшее загрязнение лесов, квалифицируется по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ.

Статья 14.34. Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках.

Отношения, связанные с организацией розничных рынков, осуществлением деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг на розничных рынках, с определением прав и обязанностей лиц, осуществляющих указанную деятельность, регулируются нормами Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»[317], иными федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации .

Объективная сторона статьи выражается в общественных отношениях, связанных с соблюдением установленных в соответствии с законодательством правил организации розничных рынков, организации и осуществления деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг на розничных рынках.

Статья 14.34 включает 8 частей.

В примечании к данной статье сказано, что административная ответственность, установленная настоящей статьей, не применяется за нарушения в сфере организации деятельности по продаже энергетических ресурсов на розничных рынках и по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых уполномоченными органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер, а также за нарушение установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации упрощенного порядка предоставления торговых мест на розничном рынке.

Субъектами административных правонарушений по данной статье являются юридические лица и должностные лица, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по соблюдению правил организации розничных рынков и осуществлению деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг на розничных рынках.

Субъективная сторона характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

 

Глава 22. Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.