Задачи с неполной системой условий Задача 1.140. У больного заподозрили болезнь Чагаса.
Кто является возбудителем и переносчиком болезни? Укажите ее географическое распространение болезни. На чем основана лабораторная диагностика этого заболевания?
Задача 1.141. Туристы, совершающие поход по одному из районов Средней Азии, решили остановиться на ночлег в пещере.
Какую эпидемиологическую опасность это представляет? Перечислите морфологические особенности членистоногих, которые могут быть в пещере. Определите их систематическое положение по латыни.
Задача 1.142. При исследовании водоема были обнаружены куколки, имеющие слитную головогрудь и подтянутое вниз брюшко. На спинной стороне головогруди пара дыхательных трубочек воронкообразной формы.
Кому принадлежат куколки? Дайте классификацию паразита по латыни. Назовите эпидемиологическое значение данного насекомого. Перечислите особенности его строения на разных стадиях развития.
Задача 1.143. В водоеме обнаружены личинки, плавающие параллельно поверхности воды, на предпоследнем членике их брюшка заметны стигмы.
Какому виду насекомых они принадлежат? Их систематическое положение по латыни. Опишите эпидемиологическое значение данных паразитов, стадии жизненного цикла и меры борьбы с ними.
Задача 1.144. В бочке с дождевой водой обнаружены личинки с сифоном, плавающие вниз головой.
Какому виду насекомых они принадлежат? Классифицируйте их по латыни. Опишите эпидемиологическое значение данных паразитов, стадии жизненного цикла и меры борьбы с ними.
Задача 1.145. Известно, что природные очаги чумы активируются при повышении численности основных резервуаров возбудителя – грызунов. Для оздоровления природного очага чумы выехала группа специалистов.
Какие членистоногие являются переносчиками чумы? Определите их систематическое положение. Какие меры профилактики могут предупредить заражение чумой членов экспедиции? Объясните. Какие мероприятия могут обеспечить оздоровление природного очага?
Задача 1.146. В одном из сел Саратовской области в летнее время зарегистрировали вспышку кишечной инфекции – бактериальной дизентерии.
Какие насекомые могут способствовать распространению возбудителей заболевания? Систематическое положение насекомых по латыни. Опишите особенности их строения. Обоснуйте меры борьбы с этими насекомыми (с учетом цикла их развития).
Нерафинированные задачи
Задача 1.147. В одном из районов Японии, где наблюдались значительные разрушения после землетрясения, санитарной службой было отмечено появление огромного количества крыс, которые обитали в развалинах домов. В городе после стихийного бедствия осталось много бездомных, бродячих животных.
Развитию какого опасного заболевания способствует сложившаяся эпидемиологическая обстановка? Какие членистоногие являются переносчиками этого заболевания? Укажите их морфологические особенности и определите систематическое положение по латыни. Перечислите меры общественной профилактики данного заболевания.
Задача 1.148. В терапевтическое отделение поступает больная с жалобами на кашель, чувство удушья, слабость, недомогание. Заболевание связывает с тем, что несколько дней назад она выезжала в деревню к родственникам, ночевала там на сеновале и, по-видимому, простудилась. Дома больная принимала лекарственные препараты и после этого у нее на теле в области живота, в паху, в подмышечных впадинах появились точечные высыпания и стал беспокоить сильный зуд. Больная воспринимает эти симптомы как проявления аллергической реакции. При осмотре врач приемного покоя обнаружил, что между красноватыми точками видны темные полосы, а при сборе анамнеза выяснил, что зуд усиливается по ночам.
Какой предположительный диагноз можно поставить в данном случае? Какие дополнительные методы лабораторной диагностики необходимо использовать? Можно ли госпитализировать женщину в терапевтическое отделение? Какие меры профилактики необходимо провести?
Задача 1.149. Из Уганды были эвакуированы российские граждане, находящиеся в зоне межнационального конфликта. Последнюю неделю люди находились в антисанитарных условиях и многие оказались больны. Женщина 35 лет жаловалась на слабость, недомогание. При сборе анамнеза врач выяснил, что она была искусана неизвестными ей насекомыми, пока ожидала вертолет на открытом пространстве возле реки.
Какие предположения вы можете сделать? Обоснуйте их? Определите систематическое положение эктопаразитов. Какое заболевание они могут переносить?
Задача 1.150. В хирургическое отделение поступил девятилетний мальчик, семья которого вернулась из отпуска, проведенного на Кавказе. Во время экскурсии по пещерам мальчик поранил кожу головы, рану обработали дезинфицирующим раствором, но повязку не накладывали. Рана не заживала, а стала увеличиваться и появился неприятный запах.
Какой предварительный диагноз можно поставить в данном случае и какие исследования необходимо провести для его уточнения? Определите систематическое положение возбудителя заболевания. Перечислите его морфологические особенности и стадии жизненного цикла.
Задача 1.151. В декабре на прием к областному невропатологу обратилась больная А., 35 лет, из Лесного района Тверской области, с жалобами на слабость мышц шеи и рук, головокружение, нарушение координации, утомляемость. Из опроса больной врач выяснил, что в конце лета женщина перенесла нейроинфекцию с высокой температурой, нарушением сознания, однако к врачу в тот период не обращалась, медицинскую помощь ей оказывал местный фельдшер. Весной во время посевных работ женщина несколько раз обнаруживала на теле клещей. Удаляла их самостоятельно, за медицинской помощью не обращалась.
Какой предварительный диагноз мог поставить врач? К какой группе заболеваний по способу заражения относится данное поражение нервной системы? Перечислите звенья его эпидемиологической цепи и морфологические особенности переносчика заболевания. Укажите меры профилактики.
Задача 1.152. Из зоны военного конфликта в Закавказье эвакуирована группа детей, которых должны разместить на базе загородного детского санатория. Дети истощены, одежда грязная, почти у всех детей волосы давно не мыты, не стрижены и даже не расчесаны. На волосах видны прикрепленные к ним белые мелкие образования удлиненной формы. На голове и теле обнаружены расчесы.
Чем заражены дети? Какую опасность представляют эти паразиты? Определите их систематическое положение и перечислите морфологические особенности. Какие профилактические мероприятия необходимо провести до размещения детей в санатории?
Задача 1.153. В конце июня в приемное отделение инфекционного стационара обратилась семья: родители и двое детей (7 и 11 лет). На выходные дни они ездили в Торжокский район собирать землянику. Вернувшись домой, родители обнаружили на теле детей каких-то внедрившихся в кожу членистоногих. Видно вздувшееся, серо-коричневого цвета наполненное кровью тело, у его основания четыре пары членистых конечностей. Родители сами не стали удалять паразитов, обратились к врачу.
Какие меры по удалению паразитов должен предпринять врач приемного покоя? Определите систематическое положение этих членистоногих по латыни. Какую эпидемиологическую опасность они представляют? Перечислите компоненты природного очага заболевания. Какие профилактические мероприятия необходимо проводить в природном очаге?
Задача 1.154. Группа студентов спортивного факультета ТГУ отправилась в поход по пещерам Закавказья. На одной из стоянок на них напали мелкие коричневые насекомые, с длинными конечностями, опушенным тельцем и крыльями.
Какую эпидемиологическую опасность представляют эти насекомые? Определите их систематическое положение по латыни. Какие меры профилактики необходимо принять врачу отряда?
Задача 1.155. Летом в пионерский лагерь прибыл врач санитарно-эпидемиологической станции для контроля санитарного состояния столовой, в которой питаются дети и обслуживающий персонал. Врач обнаружил на кухне присутствие крупных насекомых темного цвета, с шаровидной головой и ротовым аппаратом лижуще-сосущего типа, крылья прозрачные закругленные. Кроме того, были обнаружены крупные бескрылые темно-коричневые насекомые, на голове которых располагались длинные усики.
Определите видовую принадлежность насекомых. К какому выводу должен прийти санитарный врач? Какую эпидемиологическую опасность представляют эти членистоногие? Какие меры профилактики необходимо провести в столовой?
ГЛАВА 5
КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
Задача 1.156.При разработке мероприятий для профилактики гельминтозов необходимо было решить, какими цестодозами может заразиться человек через пищевые продукты, а какими при несоблюдении личной гигиены.
Как бы Вы ответили на этот вопрос?
Задача 1.157. Какие из перечисленных материалов - кровь, кал, моча, мокрота, желчь, дуоденальное содержимое необходимо исследовать при подозрении на описторхоз? Каков результат исследования? Как происходит заражение описторхозом? Перечислите меры профилактики.
Задача 1.158.Какими цестодозами можно заразиться при использовании одних и тех же разделочных досок для сырого мяса и продуктов, не подлежащих термической обработке? Назовите систематическое положение паразитов по латыни.
Задача 1.159.Выскажите мнение по следующим вопросам:
Какую роль играет трансовариальная передача вирусов в поддержании природных очагов вирусных заболеваний? Назовите эти заболевания.
Какие иксодовые клещи (одно-, двух-, треххозяинные) имеют наибольшее эпидемиологическое значение и почему?
Задача 1.160.Перечислите:
-пищевые протозойные заболевания,
-трансмиссивные протозойные заболевания,
-протозойные заболевания, возбудители которых паразитируют:
-в тонком кишечнике, -в толстом кишечнике, -в крови, - в печени,
-тканях спинного и головного мозга, - слизистой мочеполовых путей.
Задача 1.161.Укажите способ заражения человека:
-африканским трипаносомозом,
-малярией,
-балантидиазом,
-висцеральным лейшманиозом.
Задача 1.162.Назовите протозойные заболевания, возбудители которых являются внутриклеточными паразитами. Напишите латинские названия возбудителей этих заболеваний.
Задача 1.163.Какие протозойные заболевания можно предположить у больных при
- увеличении печени,
- частом жидком стуле,
- появлении кожных язв,
- зуде, жжении и обильных выделениях из мочеполовых путей?
Напишите латинские названия возбудителей этих заболеваний.
Задача 1.164.Какой материал необходимо взять у больного для диагностики:
- лямблиоза,
- висцерального лейшманиоза,
- малярии,
- африканского трипаносомоза,
- урогенитального трихомоноза?
Задача 1.165.Предположительный диагноз при обнаружении в фекалиях:
- четырехядерных цист,
- цист с бобовидным ядром,
- вегетативных форм с четырьмя жгутиками, ундулирующей мембраной и шипом.
Перечислите меры профилактики этих заболеваний.
Задача 1.166.Предположительный диагноз при обнаружении:
- в эритроцитах крови шизонта в виде кольца,
- в плазме крови одноклеточных паразитов с одним жгутиком и ундулирующей мембраной.
Укажите систематическое положение возбудителей этих заболеваний по латыни. Профилактика заболеваний.
Задача 1.167.Для диагностики каких протозойных заболеваний исследуются:
- фекалии человека,
- пунктат грудины,
- спинномозговая жидкость,
- кровь,
- отделяемое кожных язв,
- содержимое двенадцатиперстной кишки.
Задача 1.168.Назовите протозойные заболевания, для профилактики которых необходима защита от укусов:
- москитов,
- поцелуйного клопа,
- комаров,
- мухи це-це.
Укажите систематическое положение возбудителей этих заболеваний по латыни.
Задача 1.169.Укажите систематическое положение по латыни и морфологические особенности возбудителей:
- описторхоза,
- дикроцелиоза,
- фасциолеза.
Задача 1.170.При каких гельминтозах личинки локализуются у человека:
- в поперечно-полосатых мышцах,
- головном мозге,
- в ворсинках тонкого кишечника.
Укажите латинские названия возбудителей.
Задача 1.171.Укажите, при каких гельминтозах человек одновременно является промежуточным и окончательным хозяином.
Назовите по латыни гельминтов, цикл развития которых происходит в воде.
Задача 1.172.Укажите инвазионные стадии и пути заражения человека:
- тениозом,
- цистицеркозом,
- описторхозом,
- дракункулезом,
- гименолепидозом,
- фасциолезом.
Задача 1.173.Назовите инвазионные стадии и способы заражения человека:
- трихинеллезом,
- парагонимозом,
- мочеполовым шистозомозом,
- эхинококкозом,
- анкилостомидозами,
- энтеробиозом.
Задача 1.174.Какими гельминтозами можно заразиться при употреблении в пищу:
-мяса животных,
- рыбы,
- раков и крабов,
- случайном проглатывании муравьев,
- несоблюдении правил личной гигиены после общения с собаками?
Задача 1.175.Какими гельминтозами можно заразиться:
- при употреблении некипяченой воды из водоемов,
- купании в воде.
Для каких гельминтозов характерен контактный способ заражения?
При каких гельминтозах возможна аутоинвазия?
Задача 1.176.
- Какие гельминтозы сопровождаются поражениями легких?
- При каких гельминтозах основными симптомами являются боли в области печени?
- При каком гельминтозе наблюдается злокачественное малокровие, связанное с дефицитом витамина В12?
- При каком нематодозе выраженные аллергические реакции являются основными признаками заражения человека?
Задача 1.177.Укажите материал для лабораторной диагностики:
- описторхоза,
- мочеполового шистозомоза,
- трихинеллеза,
- гименолепидоза,
- энтеробиоза,
- дракункулеза.
Задача 1.178.Укажите материал для лабораторной диагностики:
- дифиллоботриоза,
- трихоцефалеза,
- трихинеллеза,
-тениаринхоза,
- эхинококкоза.
Опишите особенности внешнего строения возбудителей этих заболеваний.
Задача 1.179.При диагностике каких гельминтозов проводится исследование:
- мочи,
- мокроты,
- биоптатов мышц,
- используются иммунологические методы исследования?
При каких гельминтозах обнаружение яиц в фекалиях не позволяет установить диагноз и какие исследования необходимо провести дополнительно?
Задача 1.180.Предполагаемый диагноз при обнаружении в фекалиях человека:
- крупных, желтых, широко-овальных яиц с крышечкой на одном полюсе;
- мелких, овальных, суженных к одному полюсу, бледно-желтых яиц с крышечкой;
- яиц с крупным шипом, расположенным сбоку;
- яиц с рудиментарным шипом, расположенным сбоку.
Задача 1.181.Предположительный диагноз при обнаружении у человека:
- в фекалиях яиц неправильной овальной формы с крупным шипом расположенным сбоку;
- в моче яиц неправильной овальной формы с шипом на одном из полюсов.
Укажите систематическое положение по латыни возбудителей этих заболеваний. Меры личной и общественной профилактики заболеваний.
Задача 1.182.Назовите гельминтозы, для профилактики которых необходима правильная термическая обработка:
- мяса,
- рыбы,
- раков и крабов.
Укажите латинские названия возбудителей этих заболеваний.
Задача 1.183.Назовите гельминтозы, для профилактики которых запрещено:
- хождение по земле без обуви,
- купание в открытых водоемах,
- употребление воды из них.
Укажите латинские названия возбудителей заболеваний и особенности их строения.
Задача 1.184.Какой вид клещей, встречающихся в Тверской области, имеет эпидемиологическое значение и в чем оно заключается?
Назовите заболевания, переносчиками которых являются:
- поселковый клещ,
- головная вошь,
- платяная вошь,
- блоха.
Укажите звенья эпидемиологической цепи этих заболеваний. Какое заболевание, вызываемое членистоногими, передается контактным путем?
Задача 1.185.Переносчиками каких заболеваний являются:
- москиты,
- муха це-це,
- таежный клещ.
Укажите звенья эпидемиологической цепи этих болезней и меры личной и общественной профилактики.
Задача 1.186.
- Назовите инфекционные заболевания, для которых характерен факультативно-трансмиссивный способ заражения.
- Назовите протозойные трансмиссивные заболевания. Укажите латинские названия переносчиков этих заболеваний и их морфологические особенности.
Задача 1.187.Назовите по латыни представителей отряда двукрылых, которые являются:
- возбудителями заболеваний.
- специфическими переносчиками заболеваний.
Задача 1.188.Назовите возбудителя и переносчика
- вшивого возвратного тифа,
- вшивого сыпного тифа,
- чумы.
Укажите, где локализуются возбудители заболевания у переносчика, и как происходит заражение.
Задача 1.189.
- Назовите по латыни клещей-возбудителей и переносчиков заболеваний.
- Укажите их морфологические особенности и меры борьбы.
Задача 1.190.Укажите медицинское значение:
- таежного клеща,
- чесоточного зудня,
- вольфартовой мухи,
- комнатной мухи,
-платяной вши.
Напишите латинские названия этих членистоногих.
Задача 1.191.Назовите возбудителя и переносчика:
- клещевого сыпного тифа,
- клещевого возвратного тифа,
- вшивого сыпного тифа,
- вшивого возвратного тифа.
Укажите звенья эпидемиологической цепи этих заболеваний.
Задача 1.192.Назовите компоненты природного очага:
- кожного лейшманиоза,
- висцерального лейшманиоза,
- африканского трипаносомоза,
- таежного энцефалита,
- малярии.
Задача 1.193. Как можно объяснить сходство симптомов (общая слабость, тошнота, повышенная раздражительность, анемия, нередко эозинофилия и др.) при многих гельминтозах человека?
При каких гельминтозах лабораторная диагностика нередко основывается на иммунологических методах?
Задача 1.194. В чем сходство и различия в цикле развития аскариды и кривоголовки?
Какие клинические и эпидемиологические данные служат основанием подозрения трихинеллеза?
Больные какими нематодозами непосредственно заразны для окружающих?
Какие нематодозы относятся к природно-очаговым заболеваниям? Как осуществляется заражение этими нематодозами?
Задача 1.195. Яйца каких гельминтов и почему нередко могут прикрепляться к волоскам клубники или земляники? Напишите латинские названия этих гельминтов. Как предупредить заражение человека данными гельминтозами?
Для каких нематод цикл развития связан с почвой и каким образом этими нематодозами заражается человек?
Какие нематодозы, как правило, не диагностируются при исследовании кала и почему?
Какие нематоды относятся к биогельминтам и как происходит заражение этими нематодозами?
РАЗДЕЛ II
|