Прямая и обратная связи в автоматических устройствах
Взаимодействующая совокупность управляемого объекта и автоматического управляющего устройства называется автоматической системой управления (АСУ). Различают автоматические системы управления с разомкнутой и замкнутой цепями воздействия. Схема рис.1.6. – это пример с разомкнутой цепью воздействия. В АСУ с замкнутой цепью воздействия различаются главная прямая и главная обратная связи. В АСУ с разомкнутой цепью воздействия главная обратная связь отсутствует.
Рис.1.7. Структурная схема замкнутого элемента (с обратной связью)
Хвх.с. – входной сигнал
Кроме главных существуют дополнительные прямые и обратные связи. Дополнительная прямая связь образует цепь передачи сигналов параллельно какому-либо участку главной связи. Дополнительная обратная связь представляет цепь передачи сигналов в направлении, обратном направлению передачи сигналов по цепи главной связи.
Обратная связь может быть положительной или отрицательной. Если сигнал обратной связи Хо.с. суммируясь с сигналом Хвх.с. на входе цепи прямой связи увеличивает его, то обратная связь положительная, а если уменьшает – то отрицательная. (Положительная обратная связь применяется в генераторах, триггерах Шмитта).
Надежность элементов
Надежность – это свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени.
Состояние изделия, при котором оно способно выполнять заданные функции, называется работоспособностью, а состояние, при котором изделие не соответствует хотя бы одному из требований, называется неисправностью.
Целесообразно различать аппаратную надежность и надежность функционирования. Применительно к отдельным элементам автоматического устройства, прежде всего, важна аппаратная надежность, которая называется надежностью элемента.
В соответствии с определением надежности следует различать внезапные и постепенные отказы. Внезапный отказ происходит при повреждении элемента. Постепенный отказ является результатом длительного изменения характеристик элемента, обусловленных износом при эксплуатации или старении в результате внутренних процессов и возмущающих воздействий, прежде всего температуры и окружающей среды.
Различаются ремонтируемые и неремонтируемые элементы. Под ремонтопригодностью понимается свойство изделия, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей, путем проведения технического обслуживания и ремонта.
Для количественной оценки надежности неремонтируемых элементов используются такие элементы как: наработка до момента отказа, средняя наработка до отказа, вероятность безотказной работы и интенсивность отказов.
Наработка до момента отказа tотк – это продолжительность работы элемента до отказа, то есть время безотказной работы. Наработка до отказа – случайная величина с плотностью вероятности Ротк(t).
Средняя наработка до отказа определяется как математическое ожидание:
∞
|
| tотк.cp = ò tоткPотк (t)dt
| (1.1)
|
|
| или по статистическим данным:
|
| tотк.cp =
| (1.2)
|
|
| Вероятность безотказной работы на протяжении наработки t равна вероятности того, что в заданном интервале времени t отказ элемента не возникает:
∞
|
| Рб.p (t) = ò Pотк (t)dt
| (1.3)
| t
|
| По статистическим данным Рб.p (t) определяется по количеству элементов (n(t)), проработавших без отказа время t:
Интенсивность отказов определяется как вероятность отказа элемента в единицу времени
|
|
| l(t) =
| Pотк(t)
| (1.5)
| Рб.p (t)
| По статистическим данным интенсивность отказов вычисляется по отношению:
где Dt – некоторый достаточно малый интервал времени;
nн,nк – количество исправных элементов в начале и конце интервала Dt.
Рис. 1.8. График интенсивности отказов
В начальный период работы элементов (так называемый период приработки) интенсивность отказов повышена из-за скрытых дефектов и уменьшается по мере отказов элементов с дефектами. В конечный период l увеличивается вследствие усиления процессов старения.
|