Функции информационной системы Информационная система «Региональный кадастр отходов Самарской области» ориентирована на обеспечение эффективного информационного взаимодействия субъектов обращения с отходами производства и потребления и вторичными ресурсами, Министерства природопользования лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, Ростехнадзора, и других заинтересованных сторон.
Использование информационной системы направлено на эффективную организацию взаимодействия органов власти, субъектов обращения с отходами и вторичными ресурсами в целях рационального использования ресурсного потенциала отходов и снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду путем расширения и актуализации баз данных и развитие аналитических приложений.
Система разработана с учетом требований Законодательства Российской Федерации и Самарской области, а также других регламентирующих нормативных актов;
Функциональные возможности информационной системы включают следующее:
· обеспечение возможности работы различных групп пользователей с системой через каналы связи Интернет и Интернет-браузер без дополнительной установки какого-либо программного обеспечения на клиентскую машину;
· обеспечение защищенности от несанкционированного доступа и высокой степени интегрированности различных сервисов с учетом потребностей конкретного пользователя;
· допускается возможность управления вычислительной мощностью системы в зависимости от заданной производительности;
· обеспечение доступа к сервисам информационной системы через пользовательские интерфейсы;
· небольшой объем графических элементов для обеспечения максимальной скорости загрузки страниц;
· однозначная идентификация раздела информационной системы для пользователя;
· наличие поиска по категориям, словам и словосочетаниям;
· наличие системы контекстных подсказок на страницах, где у пользователя потенциально могут возникнуть затруднения.
· Реализация информационной системы обеспечит пополнение, систематизацию сведений о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов производства и потребления, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания на территории Самарской области, оперативную информацию по важнейшим целевым индикаторам и показателям программы.
3.4.4 Расчет нормативного количества образования отходов. Паспорт отхода.
Нормативное количество отходов определяется обычно по удельным показателям. Например, количество отработанных люминесцентных ламп определяется, исходя из нормативного срока службы и оценки времени работы лампы на конкретном производственном участке. Для типовых процессов образования отходов существуют простые алгебраические формулы. Имеются также компьютерные программы для ускорения вычислений и представления расчетных результатов.
Паспортизация отходов — одна из самых злободневных проблем, которую приходится решать каждому предприятию. При составлении такого простого документа, как паспорт опасного отхода, возникает немало вопросов, требующих специальных разъяснений.
Федеральным законом от 24.11.1994 № 49-ФЗ Россия ратифицировала Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. В развитие этой конвенции принята резолюция Организации экономического сотрудничества и развития «О трансграничном перемещении опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации». Эти документы предусматривают существование национального нормативного и правового обеспечения регулирования ряда важнейших вопросов, касающихся обращения с отходами, в частности вопросов определения степени опасности и паспортизации отходов.
Требование составления паспорта опасного отхода содержится в ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Паспорт опасного отхода составляется на основании данных о составе и свойствах отходов, а также оценки их опасности.
Порядок паспортизации определяет Правительство России. Во исполнение постановления Правительства РФ № 818 от 26.10.2000 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» МПР России издало приказ № 479 от 06.06.2001 «О реализации постановления Правительства РФ от 26.10.2000 №818». В межгосударственном стандарте ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» сказано следующее: паспорт опасности отходов - информационно-нормативный машинноориентированный документ, содержащий сведения о составе отходов, виде или видах (в том числе классе) их опасности, возможные технологии безопасного и ресурсосберегающего обращения с отходами; паспортизация отхода - последовательность действий по идентификации, в том числе физико-химическому и технологическому описанию свойств отхода на этапах технологического цикла его обращения, проводимая на основе паспорта отходов в целях ресурсосберегающего и безопасного регулирования работ в этой сфере.
Паспорт подписывает руководитель предприятия. По мере поступления дополнительной или новой информации, повышающей полноту и достоверность данных, включенных в обязательные разделы, документ подлежит обновлению и перерегистрации. При любой обработке полученной партии отходов, включая смешение ее с другими материалами, грузополучатель обязан в случае транспортирования за пределы своего предприятия оформить и зарегистрировать новый паспорт на данную партию (часть партии) отходов. Приказом МПР России от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» утверждена форма документа и инструкция по ее заполнению.
Паспорт опасного отхода составляется на отходы 1-4-го классов опасности для окружающей природной среды (ОПС), обладающие опасными свойствами (токсичность, пожаро- и взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней). Форма паспорта заполняется отдельно на каждый вид отходов. Код и наименование отхода указываются по федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО). (ПРИКАЗ от 18 июля 2014 года N 445 Об утверждении федерального классификационного каталога отходов (с изменениями на 22 октября 2015 года)
3.4.5 Воздействие полигонов отходов на окружающую среду
К факторам негативного воздействия полигонов на окружающую среду относятся изъятие земельных участков из более рациональных сфер использования, выбросы биогаза и испаряющихся вредных и дурнопахнущих веществ в атмосферный воздух, а также продуктов возгорания отходов, образование токсичного фильтрата, который может вызывать загрязнение поверхностных водных объектов и подземных водоносных горизонтов. Дополнительным негативным фактором являются условия размножения вредных насекомых и грызунов – распространителей болезней. Доставка отходов на полигоны обеспечивается автотранспортом, являющимся источником выбросов вредных веществ в атмосферу.
Подробный анализ на примере рабочих проектов полигонов Самарской области.
3.4.6 Структура и состав ПНООЛР
Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 августа 2014 года № 349).
Методические указания предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность (приступающих к осуществлению деятельности) в области обращения с отходами. При разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются:
ü экологическая обстановка на данной территории;
ü предельно допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду;
ü наличие имеющихся технологий переработки отхода данного вида, которые включены в банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов, являющийся составной частью государственного кадастра отходов.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта хранения отходов разрабатывается с учётом:
ü площади и вместимости объекта хранения отходов;
ü сохранности у размещаемого отхода полноценных свойств вторичного сырья;
ü экономической целесообразности формирования транспортной партии для вывоза размещаемых отходов.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение включает:
ü титульный лист;
ü аннотацию;
ü содержание;
ü введение;
ü общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице;
ü характеристику производственных процессов как источников образования отходов;
ü паспорт опасного отхода с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО);
ü перечень, состав и физико-химические характеристики отходов, образующихся в результате деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица;
ü расчет и обоснование нормативов и количества образующихся отходов;
ü материально-сырьевой баланс;
ü схему операционного движения отходов;
ü характеристику мест временного хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица, обоснование количества временного хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица и периодичности вывоза отходов;
ü характеристику установок и технологий по переработке, обезвреживанию отходов, имеющихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица;
ü сведения об объектах размещения отходов;
ü сведения об организации наблюдения за состоянием окружающей природной среды на объектах размещения отходов, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу;
ü сведения о противоаварийных мероприятиях;
ü сведения о мероприятиях, направленных на снижение влияния отходов, образующихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица на состояние окружающей среды;
ü предложения по лимитам размещения отходов;
ü приложения.
|