Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Лекция 16. Тема 4.2. Процедура государственной экологической экспертизы (ГЭЭ)

4.2.1 Порядок проведения ГЭЭ. Планирование и сроки работ по ГЭЭ.

Сроки организации и проведения ГЭЭ определяются сложностью объекта ГЭЭ и составляют:

· для простых объектов ГЭЭ – до 30 дней;

· для объектов ГЭЭ средней сложности – до 60 дней;

· для сложных объектов государственной экологической экспертизы - от 60 до 120 дней.

В процессе проведения ГЭЭ при необходимости могут быть изменены сроки ее проведения. Изменение срока проведения ГЭЭ оформляется соответствующим приказом. При изменении срока проведения ГЭЭ общий срок ее проведения не должен превышать 6 месяцев.

Вместе с тем, для отдельных категорий объектов ГЭЭ установлены иные сроки проведения ГЭЭ. В частности:

- срок проведения ГЭЭ проектной документации, обосновывающей строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов на землях особо охраняемых природных территорий, не должен превышать 3 месяца,

- срок проведения ГЭЭ проектной документации олимпийских объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, не может превышать 45 дней со дня представления заказчиком материалов,

- срок проведения ГЭЭ проектной документации объектов капитального строительства, необходимых для организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году в городе Владивостоке, развития города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и предусмотренных подпрограммой развития города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года, не может превышать 45 дней после ее предварительной оплаты заказчиком этой проектной документации в полном объеме,



- также ограничен срок проведения ГЭЭ проектной документации, обосновывающей строительство объектов порта Усть-Луга (2 месяца).

В отношении отдельных объектов нормативными правовыми актами установлены предельные сроки представления на ГЭЭ. В частности, согласно п. 7 Положения об определении и утверждении общего допустимого улова водных биологических ресурсов и его изменении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2009 № 531, материалы общего допустимого улова для промысловой зоны на предстоящий год должны представляться Федеральным агентством по рыболовству на ГЭЭ не позднее 20 мая, материалы корректировки общего допустимого улова для промысловой зоны на текущий год – не позднее 5 сентября. Срок представления материалов общего допустимого улова для субъекта Российской Федерации на предстоящий год ограничен 15 мая, материалов корректировки общего допустимого улова для субъекта Российской Федерации на текущий год – 1 сентября.

Начало срока проведения ГЭЭ устанавливается не позднее чем через 1 месяц, а в отношении проектной документации, обосновывающей строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов на землях особо охраняемых природных территорий, не позднее чем через 3 дня после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов.

При согласии на проведение ЭЭ → Договор → Техническое задание на подготовку, в котором формулируется задача и перечень вопросов → индивидуальное Заключение экспертов → общее Заключение.

Последовательность процедуры:

1) приказ о составе экспертной комиссии;

2) создание экспертной комиссии;

3) совещание экспертов (имеют право запросить любые документы по объекту экспертизы);

4) подготовка Заключения;

5) утверждение Заключения Приказом.

Выводы: экспертная комиссия, рассмотрев все материалы, делает выводы

а) по объему и содержанию намечаемая деятельность и строительство учитывает экологические требования;

б) воздействия не превышают допустимый уровень.

4.2.2 Статус эксперта ГЭЭ. Экспертная комиссия, председатель госэкологической экспертизы.

В составе экспертной комиссии должен быть руководитель и ответственный секретарь, могут входить внештатные эксперты и штатные сотрудники МПР или Росприроднадзора. Число членов экспертизы должно быть нечетным.

Эксперт должен быть независимым. Экспертом не может быть представитель заказчика или разработчика объекта. Эксперт должен выполнить ЭЭ к определенному сроку, сохранять конфиденциальность и не быть заинтересованным.

Председатель комиссии организует деятельность экспертов, взаимодействие в группе, готовит итоговое заключение.

Оплата труда экспертов проводится по специальным сметам.

4.2.3 Заключение ГЭЭ

Заключительный этап государственной экологической экспертизы начинается с того, что проект заключения экспертной комиссии обсуждается на заключительном заседании экспертной комиссии, на которое приглашаются заказчик, разработчики материалов, представители других заинтересованных организаций. Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и выводах сводного заключения. Приглашенные на заключительное заседание экспертной комиссии могут высказать свое мнение по проекту сводного заключения.

Принятие решения по сводному заключению государственной экологической экспертизы проводится в присутствии только членов экспертной комиссии и сотрудников МПР России (его территориального органа).

Заключительное заседание экспертной комиссии оформляется протоколом и явочным листом, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии.

Сводное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы – это нормативный документ, имеющий следующую структуру:

1.Вводная часть. Состав экспертной комиссии, перечень представленных проектных материалов.

2. История вопроса (проекта).

3.Характеристика проекта и альтернативных вариантов.

4.Оценочная (аналитическая) часть по основным группам экспертной комиссии.

5.Результирующая часть – замечания и предложения.

6.Выводы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы не должно содержать замечаний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют существа предложенных заказчиком (разработчиком) документации проектных решений.

Отрицательное заключение может быть двух видов:

а) о недопустимости в принципе реализации проекта ввиду несоблюдения требований экологической безопасности;

б) о необходимости доработки представленных материалов проекта по замечаниям и предложениям. В этом случае заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в сводном заключении.

Отрицательное сводное заключение может быть оспорено в судебном порядке.

При наличии замечаний экспертов по проекту сводного заключения экспертной комиссии, документ дорабатывается и подписывается руководителем, ответственным секретарем экспертной комиссии и всеми ее членами.

Сводное заключение подлежит доработке и в случае его неподписания руководителем специально уполномоченного государственного органа в области ЭЭ в связи с: нарушением процедуры проведения экологической экспертизы или несоответствием выводов заключения и замечаний экспертов. Заключение экспертной комиссии (группы) не может быть изменено без согласия лиц, его подписавших.

В случае несогласия члена экспертной комиссии с выводами сводного заключения, эксперт формулирует особое мнение и оформляет его в виде записки, которая прикладывается к сводному заключению. При этом эксперт подписывает заключение с отметкой "особое мнение".

При отсутствии под заключением подписей квалифицированного большинства членов комиссии, заявлении о наличии особого мнения или подписании заключения со ссылкой о наличии особого мнения экспертами, составляющими более одной трети списочного состава комиссии, руководитель комиссии совместно с руководителем экспертного подразделения докладывают руководству МПР России (его территориального органа) о невозможности принятия комиссией в существующем составе решения по заключению государственной экологической экспертизы, о необходимости продления срока ее проведения (но не более 6 месяцев со дня ее начала) и о дополнительном включении экспертов в состав комиссии. Предложения по исключению из состава комиссии экспертов, имеющих особое мнение, не вносятся и не рассматриваются.

В случае, если сводное заключение экспертной комиссии не было подписано квалифицированным большинством голосов ее списочного состава и после продления срока проведения государственной экологической экспертизы, данная экологическая экспертиза считается завершенной без результата. Все заключения и особые мнения экспертов принимаются к сведению.

Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам.

Оплата этой экспертизы производится за счет средств специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы.

Следует заметить, что оплата труда внештатных экспертов не производится при невыполнении ими обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "Об экологической экспертизе, и в частности: при неподписании (отказе от подписания) заключения государственной экологической экспертизы, в том числе и в случае представления экспертом особого мнения.

Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, обретает статус заключения государственной экологической экспертизы после его утверждения руководством МПР России (территориального органа). Утверждение заключения производится приказом МПР России (его территориального органа), в котором устанавливается срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы. Заключение государственной экологической экспертизы подписывается в количестве двух экземпляров.

Заключения государственной экологической экспертизы, утвержденные в установленном порядке, аннулированию не подлежат, за исключением случаев: утраты документами юридической силы в соответствии с законом; признания документов недействительными решением суда или арбитражного суда.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы может потерять юридическую силу в следующих случаях:

- при недоработке проекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

- при изменении условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды;

- реализации проекта государственной экологической экспертизы с отступлением от документации или в случае внесения изменений в указанную документацию;

- истечения срока действия положительного заключения; внесения изменений в проектную или иную документацию после получения положительного решения государственной экологической экспертизы;

- нарушения правовых норм проведения экспертизы и фальсификации фактов.

Материалы, представленные на государственную экологическую экспертизу, после её завершения возвращаются заказчику с сопроводительным письмом МПР России или его территориального органа, при этом орган государственной экологической экспертизы имеет право оставить один экземпляр материалов, представленных на экспертизу, в архиве. Материалы государственной экологической экспертизы по каждому объекту сдаются в архив экспертного подразделения МПР России не позднее 15 дней после её завершения по описи. Срок хранения документов в архиве устанавливается руководителем экспертного подразделения. При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик вправе обеспечить доработку документации в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями и вновь представить материалы на государственную экологическую экспертизу.

При несогласии заказчика, общественных организаций и других заинтересованных лиц с заключением государственной экологической экспертизы, результаты государственной экологической экспертизы могут быть обжалованы в судебном порядке. В данном случае повторная государственная экологическая экспертиза проводится по решению суда (арбитражного суда).

Заключение. Исторический аспект и перспективы ОВОС и ЭЭ в Российской Федерации.

Завершая изучение дисциплины, отметим, что опорой принятия экологически значимых решений является законодательство и практика его исполнения. За последние годы, несмотря на отдельные успехи, ощущается негативная тенденция, подтверждается практикой. Существует противоречие между намерениями и декларациями с одной стороны и результативностью системы государственного регулирования природоохранной деятельностью – с другой. Можно выделить три причины такого положения. Во-первых, чрезмерная бюрократизация разрешительной деятельности с присущей этому коррупцией, во-вторых – откат от экологически ориентированных решений и правовые уступки под финансовым давлением монополий и олигархических кланов. В-третьих – пассивность основной массы граждан и конформизм общественных экологических движений и организаций.

История возникновения и развития экологической экспертизы в России прошла периоды от эйфории 90-х годов до свертывания её применения в первом десятилетии текущего столетия. Имеются многочисленные примеры правовых аномалий в жизни страны. Это и инициативы мэра Москвы по реанимации проекта переброски сибирских рек с севера на юг, волевое решение президента по изменению трассы нефтепровода в обход Байкала, негативные отзывы зарубежных экспертов о ходе строительства инфраструктуры сочинской зимней олимпиады и т.д. Перспективы ОВОС и ЭЭ находятся в прямой зависимости от политической и экономической ситуации, уровня развития демократии во всех сферах жизни общества.


[1] «пассивная» сторона в ответ на воздействие претерпевает изменения, например, через приспособительные реакции, поэтому «пассивной» называется лишь условно.

[2] . Это рассеивающие свойства пограничного слоя атмосферы. Необходимо при проведении изысканий для строительств АЭС и ТЭС. Проводится с целью определения полей концентрации выбросов.

 

[3] Свойства атмосферы. Одна из важнейших характеристик атмосферы - ее устойчивость, т.е. способность препятствовать вертикальным перемещениям воздуха и сдерживать турбулентное перемешивание. Это непосредственно связано со степенью рассеивания загрязнителей. Чтобы оценить способность атмосферы рассеивать загрязнители антропогенного происхождения, необходимо знать степень ее устойчивости. Если атмосфера устойчива, в ней отсутствуют значительные вертикальные перемещения и турбулентное перемешивание. В такой атмосфере антропогенные загрязнители остаются в том месте, где они выброшены, т.е. вблизи поверхности Земли. На перемешивание в приземных слоях атмосферы оказывает влияние большое количество факторов, основными из которых являются температурный градиент и турбулентная диффузия.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.