Анализ финансового состояния организации: задачи, методы, виды, последовательность, информационная база. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта включает анализ: доходности и рентабельности; финансовой устойчивости; кредитоспособности; использования капитала; валютной самоокупаемости.
Цель финансового анализа - характеристика финансового состояния предприятия, бизнеса, группы компаний.
Задачи финансового анализа:
1. Анализ активов (имущества).
2. Анализ источников финансирования.
3. Анализ платежеспособности (ликвидности).
4. Анализ финансовой устойчивости.
5. Анализ финансовых результатов и рентабельности.
6. Анализ деловой активности (оборачиваемости).
7. Анализ денежных потоков.
8. Анализ инвестиций и капитальных вложений.
9. Анализ рыночной стоимости.
10. Анализ вероятности банкротства.
11. Комплексная оценка финансового состояния.
12. Подготовка прогнозов финансового положения.
13. Подготовка выводов и рекомендаций.
В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний:
Внутренний анализ — это процесс исследования механизма формирования, размещения и использования капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивания собственного капитала субъекта хозяйствования.
Внешний анализ — процесс исследования финансового состояния субъекта хозяйствования с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности.
В экономическом анализе широко используются на различных этапах исследования специальные методы и приемы, которые условно можно подразделить на группы:
Неформализованные методы:
1. Метод сравнения - научный метод, когда изучаемое явление сопоставляют с уже известным, изученным ранее, для определения общих черт либо различий между ними. В экономическом анализе данный метод один из важнейших, так как с него начинается любой анализ. Метод сравнения предусматривает сопоставление: фактических значений показателей с плановыми для определения степени их выполнения; отчетных показателей с такими же показателями за предшествующий период для определения размера, характера и темпов изменения анализируемых объектов; достигнутых результатов со среднеотраслевыми показателями для определения места, занимаемого предприятиями в отраслевой группе и др.
2. Метод экспертных оценок - обобщение оценок экспертов, основанное на индивидуальном анонимном опросе экспертов.
3. Графический метод применяется в основном для того, чтобы сделать более выразительными и понятными тенденции и связи изучаемых показателей. График независимо от способа его построения должен соответствовать экономической сущности и направлению изменения отражаемых показателей, быть простым, точным, наглядным, масштабным, иметь объяснение смысла линий, расцветок, штриховок.
Формализованные методы:
1. Группировка как способ анализа предполагает определенную классификацию процессов и факторов, их обусловливающих. В комплексном экономическом анализе используются два вида группировок: структурные и аналитические. Структурные группировки характеризуют структуру совокупности по какому-то одному признаку. Аналитические группировки предназначены для выявления взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми объектами, показателями. При аналитических группировках один из показателей рассматривается как результативный, а остальные — как факторные. Существуют также методы многомерных группировок; наиболее разработанный из них — кластерный анализ.
2. Балансовый способ служит как отражение пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей; широко распространен в практике бухгалтерского учета и планирования.
Балансовый метод используется для определения суммарного влияния факторов на обобщающий показатель. Балансовое сопоставление влияния факторов производится при сравнении различных сторон одного и того же объекта. Этот способ является также средством счетной проверки правильности произведенных расчетов, так как нарушение равенства свидетельствует о наличии ошибки.
Методы факторного анализа.
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия различных факторов на величину результативного показателя. В АХД факторы - движущие силы, оказывающие положительное или отрицательное влияние на хозяйственные процессы и результаты хозяйственной деятельности.
В факторном анализе используются следующие способы:
1. Способ цепной подстановки. Сущность способа цепных подстановок состоит в последовательном рассмотрении влияния отдельных факторов на общий результат. При этом последовательно заменяют базисные или плановые показатели фактическими и сравнивают новый результат, получаемый после замены, с прежним. Данный способ основан на методе элиминирования. Элиминировать - устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного.
2. Способ абсолютных разниц представляет собой модификацию способа цепных подстановок. Суть его состоит в последовательном исчислении разницы между частными показателями и определении влияния этой разницы на обобщающий показатель при неизменных других частных показателях.
3. Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в тех случаях, когда исходные данные содержат уже определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах или коэффициентах.
Кроме детерминированного анализа существует стохастический факторный анализ. Он представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем является вероятностной, (корреляционный анализ, дисперсионный анализ, многомерный факторный анализ).
4. Методы линейного программирования применяются для решения многих экстремальных задач, которое сводится к нахождению максимума и минимума некоторых функций переменных величин. Методы линейного программирования основаны на решении линейных уравнений, когда зависимость между изучаемыми явлениями строго функциональна. В экономике с помощью этих методов может исчисляться оптимальная общая производительность оборудования, решаться задачи оптимального распределения имеющихся ресурсов, транспортные задачи.
5. Функционально-стоимостной анализ - метод системного исследования функции отдельного изделия или определенного производственно-хозяйственного процесса, или же управленческой структуры, направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, освоения производства, сбыта, промышленного и бытового потребления при высоком качестве, предельной полезности и долго вечности.
ФСА представляет собой эффективный способ выявления резервов сокращения затрат, который основывается на поиске более дешевых способов выполнения главных функций (путем организационных, технических, технологических и других изменений производства) при одновременном исключении лишних функций.
Конечной целью ФСА является поиск наиболее экономичных с точки зрения потребителя и производителя вариантов того или иного практического решения.
6. Маржинальный анализ — это метод обоснования управленческих решений в бизнесе, который базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: объемом продаж, себестоимостью и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы:
1. Выделение объектов анализа.
2. Планирование аналитической работы.
3. Информационное и методическое обеспечение анализа.
4. Аналитическая обработка полученной информации.
5. Оформление результатов анализа.
6. Разработка рекомендаций по результатам анализа и контроль за их внедрением на предприятии.
На крупных промышленных предприятиях организацию и управление аналитической работой осуществляет главный экономист или заместитель директора по экономическим вопросам. На средних и мелких предприятиях возглавляет аналитическую работу начальник планового отдела или главный бухгалтер. Иногда для проведения комплексного анализа хозяйственной деятельности на предприятии или в качестве независимых экспертов и консультантов привлекаются специализированные организации (например, консалтинговые или аудиторские фирмы).
По мнению большинства авторов, финансовый анализ включает следующие блоки (последовательность проведения):
1.Оценка имущества организации и источников его формирования.
2.Оценка эффективности и интенсивности использования средств
3.Анализ финансовой устойчивости.
4.Анализ ликвидности и платежеспособности.
5.Анализ финансовых результатов и показателей рентабельности.
6.Оценка риска банкротства.
Источники информации, которые используются при проведении анализа хозяйственной деятельности, можно подразделить на три группы.
1. Плановые источники - различные планы, нормы и нормативы, сметы, ценники, проектные задания.
2. Учетно-отчетные источникам - данные бухгалтерского, статистического и оперативно-технического учета и отчетности.
3. Внеучетные источники - федеральные законы и другие официальные документы, хозяйственно-правовые документы, материалы ревизий, аудиторских проверок, материалы производственных совещаний, собраний трудового коллектива, заседаний совета директоров, техническая и технологическая документация, средства массовой информации и пр.
Совокупность информационных потоков, исходящих из разных источников, можно определить как систему экономической информации, основными принципами создания которой должны являться полезность, объективность, единство и оперативность.
|