Тема 5. Мотивация деятельности. Мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Потребности – это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека.
Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека.
Мотивирование – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям.
Стимулы – выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов.
Мотивация оказывает воздействие на следующие характеристики деятельности человека:
- усилие;
- старание;
- настойчивость;
- добросовестность;
- направленность.
Мотивационный процесс.
Мотивация теоретически, рассматривается как процесс, представлена в виде 6 стадий.
| | Возникновение потребностей
| |
I
| | | | | | | | | | | | Поиск путей устранения потребностей
| | | | | Определение направления действия
| | | | | | | | | Осуществления действия за получение награждения
| | | | |
II
III
IV
V
VI
Теория иерархии потребностей Маслоу.
Пример связи потребностей, их проявление и средств удовлетворения
Группы потребности
| Форма проявления потребностей
| Средства удовлетворения потребностей
| Самовыражение
| Стремление к достижению результатов
| Предоставление творческой работы
| Признание и самоутверждение
| Желание занимать определенное положение в коллективе
| Присвоение рангов или званий
| Принадлежность и причастность
| Стремление к установлению дружеских отношений
| Поощрение создание неформальных групп
| Безопасность
| Стремление к предотвращению опасных изменений
| Создание системы страхования
| Физиологические потребности
| Желание регулярно и качественно питаться
| Создание легко доступных систем питания
|
Пирамида Маслоу
Теория ERG Альдерфера.
Так же, как и Маслоу, Альдерфер исходит из теории, что потребности человека могут быть объединены в группы. Таких групп у него три:
- потребности существования;
- потребности связи;
- потребности роста.
Соотношение иерархии потребностей теории Маслоу и теории Альдерфера.
Теория приобретенных потребностей МакКлелланда.
Концепции потребностей:
- достижение;
- соучастие;
- властвование.
Теории процесса мотивации.
Их 4:
- теория ожидания;
- теория постановки цели;
- теория равенства;
- Вознаграждение, наказание (удовлетворенность)
| | теория партисипативного управления.
ожидание результатов второго уровня
Валентность
результата
ожидание результатов второго уровня
Валентность
результата
Усилие – результат мотивации.
Исполнение – следствие взаимодействия, усилий, личных возможностей и состояния среды.
Результаты второго уровня – те последствия, которые вытекают из результатов I уровня.
Валентность – приоритеты для человека тех или иных результатов.
Теория поставки целей
Постановка целей – это сознательный процесс, а осознанные цели и намерения – это то, что лежит в основе определения поведения человека.
Уровень исполнения работы зависит от 4-х характеристик целей:
- сложность;
- специфичность;
- приемлемость;
- приверженность.
Теория равенства
Основная идея теории равенства состоит в том, что в процессе работы человек сравнивает то, как были оценены его действия, с тем, как были оценены действия других.
Теория равенства оперирует следующими основными категориями:
- индивид;
- сравниваемые лица;
- воспринятое вознаграждение индивида;
- воспринятое вознаграждение других;
- воспринятые затраты индивида;
- воспринятые затраты других;
- норма.
|