Образования, особенности, типы Инновации в организациях – это изменение внутренних составляющих организации, относящихся к целям, задачам, структуре, технологии, человеческому фактору, которые вызваны переменами во внешней или внутренней среде.
Видами изменений в организации могут быть:
– Изменение целей: для выживания организации руководство должно периодически оценивать и менять свои цели в соответствии с изменениями внешней среды и самой организации. Часто необходимость менять цели обнаруживается с помощью системы контроля.
– Структурные изменения относятся к изменениям в системе распределения полномочий и ответственности, в координационных и интеграционных механизмах, управленческой иерархии, степени централизации. Это одна из самых распространенных форм изменений в организациях.
– Изменения в технологии относятся к внедрению нового оборудования (инновациям), изменениям нормативов, характера работы.
– Изменения в персонале подразумевают модификацию возможностей, установок или поведения сотрудников организации. Могут охватывать техническую подготовку, подготовку к межличностному или групповому общению, повышение квалификации, внедрение программ по повышению удовлетворенности работой, повышение качества трудовой жизни. Любые изменения требуют предпринимательской деятельности.
Разновидности наступательных стратегий в инновационном менеджменте: стратегия достижения преимуществ по издержкам; стратегия ориентации на конкретный сегмент рынка; стратегия ориентации на новые рынки
Современная система управления инновациями носит гибкий и комплексный характер: ориентирована на разработку перспективной продукции; перестройку организационных форм и функций управления; стимулирует создание и внедрение новшеств и обеспечивает сквозное управление инновационным процессом от возникновения идеи до её реализации.
Организационно такой механизм предусматривает, что службы и отделы, занимающиеся управлением нововведениями, рассредоточены по разным уровням управленческой структуры и между ними действует налаженная система взаимодействия по целям стратегии предприятия.
В условиях конкуренции особый интерес представляют разновидности агрессивных (наступательных) стратегий, которые строятся по определённым целям.
Особенности стратегии и достижения преимуществ по издержкам проявляются в следующем:
1. Политика компании заключается в достижении конкурентных преимуществ за счет более дешевого производства и сбыта продукции.
2. В рамках этой стратегии фирма ориентируется на широкий рынок и производит товары в большом количестве.
3. Массовое производство позволяет минимизировать удельные издержки и устанавливать низкие цены, что в конечном счете дает возможность иметь более высокую долю прибыли в цене по сравнению с конкурентами, оперативно реагировать на рост себестоимости и привлекать потребителей, ориентирующихся на уровень цен.
4. Стратегия может быть рискованной для компании, не обладающей достаточными финансовыми ресурсами, так как она может повлечь временное уменьшение числа потребителей и ценовую войну с конкурентами.
Особенности стратегии ориентации на конкретный сегмент рынка:
1. Фирма формирует специфический сегмент рынка через низкие цены или уникальное предложение, контролируя издержки посредством концентрации усилий на нескольких товарах, предназначенных для специфических потребителей, и создания особой репутации при обслуживании рынка, который не смогли удовлетворить конкуренты.
2. Придание продукту уникальности осуществляется за счет повышения его качества и специфических потребительских свойств.
3. В ряде случаев лидирующее положение компании достигается за счет сбыта продукции в комплексе с сопутствующими услугами, которые не предоставляются конкурентами.
4. Часто исключительность данного изделия ассоциируется либо с названием самой компании, либо со специально разработанной торговой маркой.
5. В практике некоторых фирм к марке продукта присоединяется определенный лозунг, характеризующий специфику сервиса.
Особенности стратегии ориентации на новые рынки:
1. Стратегия предполагает разработку новых товаров и освоение рынков одновременно.
2. Наиболее рискованная и дорогая стратегия, но именно она может обеспечить предприятию устойчивость в нестабильном внешнем окружении.
3. Диверсификация означает, что фирма стремится выявить ту сферу деятельности, в которой можно эффективно использовать ее конкретные преимущества.
4. Изучение положения на нескольких рынках ряда продуктов одновременно позволяет снизить зависимость предприятия от одного продукта или ассортиментной группы, а также и вероятность «провалов».
Критерии отбора нововведений: финансово-экономические,
Нормативные, стратегические
В практике хозяйствования особое значение уделяется так называемому «Менеджменту изменений», который включает все аспекты управления (организационные, кадровые, коммуникационные, информационные).
Сущность менеджмента преобразований в том, чтобы на основе анализа реальных ситуаций меняются методы, формы управленческих решений, в соответствии с изменениями внешней среды.
Среди подобных изменений имеют место экономические (глобализация рынка, его региональная дифференциация и т.д.); технологические (появление новых технологий); политико-правовые (изменения в законодательстве); социально-культурные (например, демографические); физико-экономические (климатические условия и т.д.).
В этих условиях необходимо преобразование деятельности, причём не отдельных её элементов, а, как правило, системы в целом.
Такие действия называются реинжинирингом. Реинжиниринг – это фундаментальное преобразование и радикальное перепроектирование отрасли и его предприятий. (В качестве примера назовите основные этапы реформирования железнодорожной отрасли).
Любые преобразования требуют методики критериев отбора нововведений.
Показателями для отбора нововведений могут быть:
1. Финансово-экономические критерии,применение которых при обосновании инновационных проектов необходимо во всех случаях, независимо от того, какова степень неопределенности будущих научно-технических и коммерческих результатов и предстоящих затрат.
2. Нормативные критерии – обязательны для учета при проведении оценки и отбора проектов:
– правовые критерии;
– требования стандартов, конвенций и т.д.;
– экологические требования;
– патентоспособность и иные условия соблюдения прав интеллектуальной собственности.
3. Ресурсные критерии – также определяет принципиальную возможность осуществления инновационного проекта:
– научно-технические ресурсы (наличие необходимого научно-технического задела, специалистов соответствующей квалификации);
– производственные ресурсы (наличие мощностей для производства нового продукта);
– технологические альтернативы (анализ сравнительной эффективности конкурирующих технологий);
– финансовые ресурсы (собственные средства для осуществления НИОКР, организации производственного процесса; возможности использования внешних источников финансирования).
4. Критерии соответствия факторам успеха:
– соответствие проекта стратегическим задачам фирмы;
– четкая рыночная ориентация проекта.
5. Стратегические критерии (играют особую роль для менеджеров):
– соответствие проекта корпоративной и инновационной стратегии фирмы;
– адекватность степени риска принятым в фирме представлениям;
– приемлемость для фирмы сроков достижения целей.
В термин «инновация» вкладывается 2 понятия: новшество – новый (усовершенствованный) продукт, услуга, технология, внедренные на рынке; Нововведение – процесс внедрения такого новшества и осуществления связанных с ним изменений.
Главный смысл инновации как процесса – изменение.
Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:
· разработку планов и программ инновационной деятельности;
· наблюдение за ходом разработки новой продукции и её внедрением;
· рассмотрение проектов создания новых продуктов;
· проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
· обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
· обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
· создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем от идеи до серийного производства.
Инновационный процесс выполняет следующие основные функции:
1. Познавательную (приращение общих знаний).
2. Информационную (их распространение).
3. Исследовательскую (целевое приобретение знаний в определенной области).
4. Преобразовательную (улучшение существующих и создание принципиально новых объектов и процессов).
5. Экономическую (сокращение затрат труда).
6. Мотивационную (стимулирование творчества).
7. Социально-потребительскую (обеспечение людей всё более совершенными благами и услугами).
|