Развитие организационной культуры. Формирование организационной культуры.
Первая – это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией и как это должно быть сделано.
Вторая – это внутренняя интеграция: как работники организации решают свои ежедневные, связанные с их работой и жизнью в организации проблемы.
Процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению.
Проблемы внешней и внутренней интеграции (по Э.Шайну)
|
ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ АДАПТАЦИИ И ВЫЖИВАНИЯ
|
|
|
- МИССИЯ И СТРАТЕГИЯ. Определение миссии организации и её главных задач; выбор стратегии во исполнение этой миссии
- ЦЕЛИ. Установление специфических целей; достижение согласия по целям
- СРЕДСТВА. Методы, используемые для достижения целей; достижение согласия по используемым методам; решения по организационной структуре, системам стимулирования и подчиненности
- КОНТРОЛЬ. Установление критериев измерения достигнутых индивидом и группами результатов; создание информационной системы
- КОРРЕКЦИЯ. Типы действий, требуемые в отношении индивидов и групп, не выполнивших задания
|
|
|
ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННЕЙ ИНТЕГРАЦИИ
|
|
|
- ОБЩИЙ ЯЗЫК И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ. Выбор методов коммуникации; определение значения используемого языка и концепций
- ГРАНИЦЫ ГРУПП И КРИТЕРИИ ВХОЖДЕНИЯ И ВЫХОДА ИЗ ГРУПП. Установление критериев членства в организации и её группах
- ВЛАСТЬ И СТАТУС. Установление правил по приобретению, поддержанию и потере власти; определение и распределение статусов в организации
- ЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Установление правил об уровне и характере социальных отношений в организации между полами, возрастами и т.п.; определение допустимого уровня открытости на работе
- НАГРАЖДЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ. Определение желательного и нежелательного поведения
- ИДЕОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ. Определение значения вещей, не поддающихся объяснению и неподвластных контролю со стороны организации; вера как снятие стресса
|
|
В любой организации ее работники склонны участвовать в следующих процессах:
· Выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации;
· Разрабатывать пути и способы измерения достигнутых результатов;
· Находить объяснения успеху и неудаче в достижении целей.
Типы культур как отношения власти в группе/организации (по Р.Акоффу)
НИЗКАЯ
Степень привлечения
работников к выбору
средств
для достижения
поставленных целей
ВЫСОКАЯ
Степень привлечения
НИЗКАЯ работников к уста- ВЫСОКАЯ
новлению целей в
группе/организации
ТИПОВЫЕ ПРИМЕРЫ:
Традиционно управляемая корпорация с централизованной структурой
Институты социальных и других услуг (лечебные учебные заведения)
Кооперативы, творческие союзы, клубы
Группы и организации, управляемые «по целям» или по «результатам»,
компании со структурой «перевернутой пирамиды»
Два подхода к формированию лидерами организационной культуры
|