Финансовые ресурсы некоммерческих организаций и их источники Основные цели источников финансирования, которые можно реализовать с использованием потенциала некоммерческой организации, можно разделить на устойчивые и неустойчивые.
К наименее устойчивым можно отнести временные ситуационные цели. Например, такие, как реализация необходимости, вызванной политической ситуацией. Или достижение преимущества, получаемого при наличии социальных программ у коммерческой организации в ходе первоначального публичного предложения акций на фондовом рынке. К тому же следует учесть, что таких организаций, как правило, не так уж и много и отлавливать такие ситуационные цели достаточно затратно. Тем более что со временем они либо прекращают свое действие, либо трансформируются в более устойчивые цели.
Более устойчивые цели источников финансирования деятельности некоммерческой организации охватывают очень широкий диапазон: от получения активной поддержки своей деятельности или лояльности по отношению к себе со стороны вполне определенной социальной группы до повышения социальной стабильности и роста уровня жизни на территории интересов источника финансирования некоммерческой организации.
Донорами для некоммерческих организаций мы будем называть организации, рассматривающие заявки проектов и предоставляющие гранты, целевые средства, целевое финансирование, средства на осуществление благотворительной деятельности.
В роли доноров могут выступать государственные учреждения разных стран, международные организации, частные благотворительные фонды, коммерческие структуры, религиозные, научные и другие общественные некоммерческие организации, а также частные лица. В нашей практике наиболее часто приходится иметь дело с фондами разных типов и целевыми государственными программами.
Государственные доноры — государственные учреждения, получающие средства из бюджета своего государства. Это наиболее требовательные доноры с очень сложной бюрократизированной структурой и механизмами взаимодействия. Их программы помощи всегда направлены на узко определенный круг потенциальных получателей, а требования к оформлению заявок и отчетности наиболее строги. Очень часто такие доноры ориентированы исключительно на граждан своего государства и не финансируют работу иностранцев. Однако в некоторых случаях они все же предоставляют гранты иностранным заявителям, но обычно не напрямую, а через организацию-посредника.
Доноры-посредники — организации, получающие средства от государственных доноров и распределяющие их. Они являются первичными получателями государственных средств. Эти организации подотчетны донорам первого типа, а потому их правила подачи заявок отчетности по проектам еще более строгие по сравнению с государственными. Доноры-посредники должны создать механизм внутри своей организации, позволяющий собирать от получателей документацию и отчеты в определенной форме и в определенные сроки, с тем чтобы составить собственный отчет в государственный фонд.
Частные доноры — это независимые от государства фонды, частные некоммерческие организации, получающие средства от частных граждан, коммерческих структур и т.д. Получение средств и отчетность за них перед частными донорами обычно требует меньше усилий, так как требования к оформлению заявки значительно менее жесткие, а отчетность сильно упрощена по сравнению с государственными донорами. Однако некоторые частные фонды могут быть тоже довольно требовательны.
Рассмотрим основные типы частных доноров:
Независимые фонды — как правило, организуются частным лицом, семьей или несколькими лицами, а затем существуют на дивиденды с вложенного капитала. Такие фонды обычно имеют четко определенный список приоритетных направлений и набор стандартных критериев отбора финансируемых проектов.
Ассоциированные фонды — финансируются из средств компании (коммерческой организации), с которой они ассоциированы. Обычно такие фонды предоставляют гранты в области, совпадающей со сферой интересов корпорации. Решения о выдаче грантов принимаются Советом фонда, включающим руководство финансирующей его компании.
Фонды прямого действия — фонды, использующие свои ресурсы для поддержки собственных исследований или непосредственного предоставления услуг. Эти фонды специально создаются для поддержки каких-либо проектов.
Местные фонды — создаются жителями конкретного района, города, села для удовлетворения местных потребностей. Ориентированы почти исключительно на оказание поддержки местным организациям. Организация таких фондов — одна из альтернатив написанию заявок.
Помимо фондов возможно получение государственного финансирования в рамках конкретной программы. Бюджетное финансирование будет иметь те же стимулы и те же ограничения, что и финансирование, полученное от иностранных, благотворительных и иных фондов.
Различные источники финансирования и программы в рамках этих источников, как правило, ограничивают тип получателей грантов, как-то: индивидуальные исследования, студенты, неправительственные экологические организации, органы местного самоуправления, научно-исследовательские институты и т.д.
Этот фактор действует аналогично предыдущему, только если не касается организационно-правового статуса или других принципиальных моментов. Например, фонд не финансирует религиозные организации и политические партии. Это пример отрицательно направленной мотивации.
Любой источник финансирования характеризуется средним размером выдаваемых средств, верхним и нижним пределом этих сумм. Многим фондам, и особенно государственным агентствам зачастую бывает невыгодно присуждать гранты меньше определенной суммы в связи с большими бюрократическими издержками по их рассмотрению.
В настоящее время в российской некоммерческой сфере все больше внимания уделяется развитию такого направления менеджмента, как фандрейзинг. Фандрейзинг (от англ. fundraising — рост фондов) — направление менеджмента, нацеленное на привлечение внешних источников финансирования для развития преимущественно некоммерческой деятельности.
Многие некоммерческие организации активно занимаются привлечением средств из различных источников. Однако развитие фандрейзинга в России сталкивается с целым рядом проблем. Это проблемы разграничения благотворительной и спонсорской деятельности, вопросы стимулирования благотворительной деятельности и др.
В условиях перехода к рыночным отношениям в России ряд существенных изменений претерпела структура финансирования некоммерческих организаций, причем особенно тех, которые финансировались из бюджетов различных уровней. Если еще в середине 1990-х гг. государственные некоммерческие организации почти полностью финансировались из бюджетных источников, то в настоящее время государственные субсидии составляют в среднем лишь 20—40% доходов данных некоммерческих организаций. В структуре финансирования российских государственных и негосударственных некоммерческих организаций четко прослеживаются следующие тенденции.
Во-первых, большое внимание уделяется привлечению с помощью фандрейзинга таких источников финансирования, как благотворительные, спонсорские, членские взносы. Однако в России речь идет в основном только о корпоративном финансировании. Доля благотворительных средств населения в бюджете государственных и негосударственных некоммерческих организаций крайне мала. По экспертным оценкам она не превышает двух процентов, при этом большинство граждан оказывает разовую помощь (69%). Это связано с низким уровнем доходов населения, не позволяющим заниматься благотворительной деятельностью; неразвитостью традиций меценатства, а также с отсутствием эффективных мер стимулирования благотворительной деятельности со стороны государства.
Во-вторых, в российских некоммерческих организациях кроме благотворительных, спонсорских и членских взносов юридических лиц значительный удельный вес в структуре доходов от фандрейзинга имеют гранты благотворительных фондов и организаций
В-третьих, в бюджете государственных и негосударственных некоммерческих организаций все большую роль играют собственные доходы — поступления от некоммерческой и предпринимательской деятельности. Доходы от некоммерческой деятельности могут складываться из выручки от реализации билетов, проведения экскурсий, лекций, консультаций, семинаров, конференций, работы студий, образовательных курсов, выездных выставок, гастролей и т. д. Предпринимательская деятельность организаций сводится к реализации печатной и сувенирной продукции, предоставлению различных платных услуг, а также к работе кафе, ресторанов, видеоцентров, автомобильных стоянок и т. д. В отдельных некоммерческих организациях собственные доходы достигают до 80 % всех поступлений
Кроме того, детальное исследование автором фандрейзинговых поступлений в данных учреждениях культуры показало, что в действительности доходы от фандрейзинга несколько иные. В одних учреждениях культуры к доходам от фандрейзинга относят поступления от коммерческой деятельности, в других — наоборот, фандрейзинговые поступления не включают членских взносов в клубы, общества друзей и т.д. Причем данная проблема актуальна не только для учреждений культуры, но и для других государственных и негосударственных некоммерческих организаций.
|