Тема 5.1 Основы управления финансами. Органы управления финансами
Управление (management) – сознательное воздействие человека на объекты и процессы, на участие в них людей для придания хозяйственной деятельности определенной направленности и получения желаемых результатов.
Иначе – это совокупность форм управления социально-экономическими процессами, а также предприятиями, коммерческими организациями, которые являются основой экономической жизни.
Финансовый менеджмент (управление финансами) – форма управления движением финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами, возникающих при движении финансовых ресурсов.
Иначе – это система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности.
Функции финансового менеджмента:
- Воспроизводственная – заключается в обеспечении сбалансированности движения материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала.
- Распределительная - тесно связана с воспроизводственной, та как выручка от реализации товаров подлежит распределению. Эта функция заключается в формировании и использовании денежных фондов предприятия, поддержании эффективной структуры его капитала.
- Контрольная - контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов и контроль за реализацией стратегии финансирования.
Подсистемы финансового менеджмента:
- Управляющая (субъект управления)–финансовые менеджерывырабатывают и реализуют цели финансового менеджмента, основная конечная цель – повышение конкурентных позиций через механизм эффективного формирования и использования прибыли;
- Управляемая (объект управления) - денежный обороткакнепрерывный поток выплат и поступлений. Управление им означает предвидение его возможного состояния на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Финансовая дисциплина – четкое соблюдение норм права, предписывающих и устанавливающих порядок формирования, распределение и использования денежных фондов государства, субъектов РФ и местного самоуправления.
Соблюдение финансовой дисциплины обеспечивается органами управления финансами, которые являются органами финансового контроля.
Структура органов управления финансами:
o Министерство финансов РФ – включает:
- Федеральную налоговую службу (ФНС);
- Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (ФСФБН);
- Федеральную службу страхового надзора (ФССН);
- Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ);
- Федеральное казначейство.
o Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР);
o Федеральная таможенная служба (ФТС).
Министерство финансов России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр и пари, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Федеральная налоговая служба (ФНС России)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за:
- соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
- правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
- правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей
- производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции
- соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
Осуществляет контроль и надзор:
- за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
- за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
- за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
- за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
Федеральная служба страхового надзора (ФССН) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).
Осуществляет контроль и надзор за:
- соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах;
- выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства в пределах компетенции Службы;
- предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;
- достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности;
- обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;
- составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;
- выдачей страховщиками банковских гарантий;
- соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства.
Осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации; проверку полученной информации. Направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований.
Разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации.
Регистрирует выпуски (дополнительные выпуски) эмиссионных ценных бумаг и отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, а также проспекты ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг); правила негосударственных пенсионных фондов; документы профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
Проводит проверки эмитентов, субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов.
Федеральная таможенная служба (ФТС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (МЭРТ).
Осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию.
Тема VI Финансовое планирование и прогнозирование
Тема 6.1 Сущность и взаимосвязь финансового планирования и прогнозирования
Планирование- предопределение будущего, построение активного образа, модели состояния экономики. Выражает не просто возможный путь развития страны, отрасли, региона, а именно конкретные пути, способы, средства и сроки достижения поставленных целей. Т.е. планирование носит предписывающий характер
Прогнозирование - в отличие от планирования отражает гипотетическую, вероятную траекторию движения на большее временное состояние (долгосрочные прогнозы на 10-15, 20-30 лет, краткосрочные или конъюнктурные прогнозы на год, месяц, неделю)
Планированию социально-экономических процессов всегда должен предшествовать анализ и прогноз планируемых объектов и процессов, это основа предплановых разработок (планы-прогнозы)
Финансовое планирование — это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия.
Цель финансового планирования - обеспечение соответствия между имеющимися финансовыми ресурсами и потребностями в них, выявление источников формирования финансовых ресурсов, установление оптимальных пропорций их распределения централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, отраслями, регионами
Взаимосвязь планирования и прогнозирования
-Разработка системы прогнозных вариантов финансовых отчетов для анализа влияния изменений показателей оперативного плана на прогнозируемый уровень прибыли и др. показатели финансового состояния
-Определение конкретных потребностей в финансовых ресурсах, необходимых для выполнения оперативного плана (на поддержание и развитие материально-технической базы, проведение рекламных кампаний, на исследовательские программы, финансирование возрастающих объемов запасов и дебиторской задолженности)
-Прогнозирование структуры источников финансирования, обязательный учет ограничений на соотношение собственных и заемных средств, оценка размеров прибыли и внешних источников
-Создание и поддержание в работоспособном состоянии системы управления, отвечающей за размещение средств и их использование внутри предприятия, контроль правильности реализации генерального плана
-Разработка процедур внесения изменений в генеральный план, если экономические условия отличаются от прогнозов, на которых был построен действующий план. Это кибернетический контур обратной связи в системе управления,его замыкание позволяет отразить изменения в исходном плане
Методы планирования:
-Метод экстраполяции - распространение выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления на другую его часть, распространение установленных в прошлом тенденций на будущий период (взаимосвязь с интерполяцией)
-Нормативный - узаконенное установление меры, средней величины признанный обязательным порядок
-Математического моделирования - построение финансовых моделей , имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов
-Балансовый - для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования
Методы прогнозирования:
-Простая линейная регрессия для оценки потребности в активах
-Криволинейная регрессия - устраняет недостатки линейной, т.к. между показателями не всегда есть линейная зависимость
-Множественная регрессия - для учета влияния различных факторов на показатель
-Специализированные методы - составление отдельных прогнозных моделей для каждой переменной
Типы финансового планирования:
-Стратегическое определяет важнейшие показатели , пропорции, темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений
-Текущее основывается на стратегическом и детализирует его, производится увязка каждого вида вложений с источником финансирования.
-Оперативное отражение оперативного денежного оборота предприятия с использованием выписок банка о состоянии расчетного счета
Признаки хорошего плана
Целенаправленность - план должен ориентировать деятельность людей на конкретную цель и способствовать организации управления
Реальность - план должен учитывать реальные финансовые возможности фирмы для достижения поставленной цели
Альтернативность - определяет альтернативное использование ресурсов для минимизации возможного убытка и достижения успеха в другом направлении
Виды планов
-По срокам исполнения - оперативно-календарные, текущие, среднесрочные, долгосрочные, стратегические
-По функциям назначения - производственные (изготовление продукции), коммерческие (сбыт продукции и МТО предприятия), инвестиционные, по труду, зарплате, социальной поддержке персонала, финансовые
-По уровням управления - общефирменные, цеховые, отделов и лабораторий, участков и бригад
-По видам продукции - освоенной производством, находящейся в процессе освоения, проектируемой с учетом освоения в будущем
Виды финансовых планов
- Первичные - балансы доходов и расходов крупных предприятий, финансовые планы мелких и средних предприятий, бизнес-планы и бизнес- модели, сметы бюджетных учреждений
- Сводные:
А) общегосударственные - сводный финансовый баланс государства по территории РФ, федеральный бюджет, баланс доходов и расходов населения, платежный баланс
Б) отраслевые (ведомственные) - балансы доходов и расходов министерств (ведомств) федерального значения отраслей материального производства, сводные сметы расходов министерств отраслей непроизводственной сферы
В)Территориальные - территориальные сводные финансовые балансы, бюджеты субъектов РФ и местных образований
Финансовый план состоит из 2х частей :
1. Источники поступления (приток) денежных средств
2. Направления использования (отток) денежных средств
Процедура подготовки вариантов финансового плана :
1. Расчет расходов прямым методом
2. Расчет расходов индексным методом
3. Выявление расхождений и их анализ
4. Подготовка варианта плана с предложениями по формированию финансового результата, оценкой инвестиционной программы)
Бизнес-план - документ, отражающий способность компании произвести и продать достаточное количество товаров, услуг, чтобы размеры прибыли при этом и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов и кредиторов
Сущность бизнес-плана:
-Финансовый документ - описывает каким образом компания зарабатывает деньги
-Практический документ - используется инвестором или кредитором при реализации проекта которому посвящен бизнес-план
-Психологический документ должен внушать доверие к идее и к финансовым прогнозам по ее реализации
Причины составления бизнес-плана:получение банковского кредита; привлечение инвесторов; создание совместного предприятия; заключение крупного контракта; привлечение новых профессионалов; объединение с другой компанией; продажа дела; реорганизация дела и оптимизация операций
Стратегии бизнес-плана:финансовая, производственная, маркетинговая, НИОКР, организации и управления.
Сущность финансовой стратегии бизнес-плана:
-Как будет осуществляться управление финансами и поддерживаться рентабельность
-Как будет использована чистая прибыль
-Каковы источники покрытия операционных затрат и порядок реинвестирования прибыли
Бизнес-модель - модель текущей и будущей ситуации во всех компонентах менеджмента, изменение задач и управленческих функций, а также связанных с ними процессов одновременно отражается на всех уровнях менеджмента.
Этапы бизнес – моделирования:
|