Обратная связь
|
Государственный контроль и надзор проводится посредством выборочных проверок. Плановые не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся в случаях:
- проверки исполнения выданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписаний по результатам государственного контроля и надзора;
- поучения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органов государственной власти о несоблюдении обязательных требований, предъявляемых к продукции, работам и услугам, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- возникновение угрозы здоровью или жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
- обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав, связанные с невыполнением обязательных требований, а также получения иной информации, подтвержденной документами или иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить обратившееся с жалобой лицо, не могут служить основанием для внеплановой проверки.
Государственные инспектора имеют право:
- доступа в служебные и производственные помещения юридического лица или индивидуального предпринимателя с соблюдением установленного законодательством порядка;
- получать от юридического лица или индивидуального предпринимателя документы, необходимые для проведения государственного контроля и надзора;
- использовать технические средства и привлекать специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя при проведении государственного контроля и надзора;
- проводить в соответствии с нормативными документами по стандартизации отбор проб (образцов) продукции, работ и услуг для контроля соответствия их обязательным требованиям;
- получать копии документов, необходимых для проведения государственного контроля и надзора и оформления его результатов.
При проведении государственного контроля и надзора проводятся:
- отбор образцов (проб) продукции и (или) документов; технический осмотр продукции, работ и услуг;
- исследования (испытания), экспертизы и другие виды контроля продукции, работ и услуг, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки;
- проверка наличия системы качества и данные о сертификации этой системы;
- оценка соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям;
- проверка наличия каталожных листов на продукцию, прошедших учетную регистрацию.
По результатам проверки главные государственные инспектора и государственные инспектора в пределах предоставленной им законодательством компетенции выдают обязательные для исполнения юридическим лицам и предписания.
В случае выявления нарушений обязательных требований, правил обязательной сертификации государственным инспектором составляется протокол об административном правонарушении на юридическое лицо, руководителя юридического лица, иное должностное лицо юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных нарушениях.
Лекция 11.
Нормативные документы по стандартизации.
Нормативные документы по стандартизации применяются государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использовании (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том числе технических условий, каталожных листов на поставляемую продукцию (оказываемые услуги).
Таблица 1. Перечень нормативных документов по стандартизации, действующих в РФ.
Наименование документа
| Определение
| Обозна-чение
| Сфера действия
| Государственный стандарт РФ
| Стандарт, принятый Госстан-дартом России или Госстроем Росии
|
ГОСТ Р
| Российская Федерация
| Региональный стандарт
| Стандарт, принятый региональ-ной организацией по стандар-тизации
| ГОСТ,
СТ СЭВ
| Страны – члены региона
|
Межгосударст-венный стандарт (стандарт регионального типа)
| Стандарт, принятый Межгосу-дарственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС)
|
ГОСТ
|
Страны – члены МГС и (или) МНТКС
|
Международный стандарт
| Стандарт, принятый междуна-родной организацией по стандартизации
| ИСО,
МЭК, ИСО/МЭК
| Страны – члены и члены-корреспонденты ИСО и МЭК
| Общероссийский классификатор технико-экономической информации
| Документ, принятый Госстандартом России или Госстроем России
|
ОК
|
Российская Федерация
|
Стандарт отрасли
| Стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения
|
ОСТ
|
В одной или нескольких отраслях
| Стандарт предприятия
| Стандарт, принятый предпри-ятием применительно к внут-ренним продукции, работам и услугам
|
СТП
|
На данном предприятии
| Стандарт научно-технического, инженерного общества
| Стандарт, принятый научно-техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением
|
СТО
| На принципиально новые виды продукции, про-цесссы, услуги, методы испытаний
| Наименование документа
| Определение
| Обозна-чение
| Сфера действия
| Технические условия
| Документ, разработанный на конкретную продукцию (изделие, материал, вещество)
|
ТУ
| На конкретное изделие, материал, вещество
| Правила
| Документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, устанавливающий обязател-ьные для применения организа-ционно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила, процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответст-вующих направлений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ
|
ПР
|
Российская Федерация
| Рекомендации
| Документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, устанавливающий доброволь-ные для применения организа-ционно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила, процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответст-вующих направлений, а также рекомендуемые требования к оформлению результатов этих работ
|
Р
|
Российская Федерация
| Правила по меж-государственной стандартизации
|
См. «Правила»
|
ПМГ
| Страны – члены МГС и (или) МНТКС
| Рекомендации по межгосударственной стандартизации
| См. «Рекомендации»
|
РМГ
|
Страны – члены МГС и (или) МНТКС
| Регламент
| Документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти
| -
| Сфера действия регламента
| Все действующие в РФ государственные, межгосударственные, региональные, национальные стандарты других стран вносятся в ежегодно переиздаваемый указатель «Государственные стандарты».
Разберем более подробно назначение и структуру различных видов нормативных документов по стандартизации.
Государственные стандарты (ГОСТ Р) разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
Государственные стандарты должны содержать:
- требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования техники безопасности и производственной санитарии;
- требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
- основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;
- правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказания услуг, в том числе правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.
В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные.
К обязательным требованиям относятся все вышеперечисленные требования, а также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации.
К требованиям безопасности в стандартах относят:
электробезопасность,
пожаробезопасность,
взрывобезопасность,
радиационную безопасность,
предельно допустимые концентрации (ПДК) химических и загрязняющих веществ,
безопасность при обслуживании машин и оборудования.
Нумерация государственных стандартов имеет определенную структуру, которую можно рассмотреть на следующих примерах:
ГОСТ Р 2.51 93
- первая цифра – обозначение комплекса стандартов (2 - код системы ЕСКД),
- вторая цифра (5 после точки) – обозначение классификационной группы,
- третья цифра (1) – порядковый регистрационный номер,
- две цифры в конце после пробела (93) – год утверждения стандарта.
В случае отсутствия в структуре обозначения стандарта классификационной группы порядковый регистрационный номер проставляется непосредственно после кода системы:
ГОСТ Р 1.5 92.
В обозначение стандартов на изделия, используемые только в атомной энергетике, добавляется буква «А», проставляемая после двух последних цифр года утверждения стандарта.
|
|