Обратная связь
|
Цель государства всегда одна и та же — ограничить человека, приручить его, подчинить его, поработить его. Макс Штирнер. Единственный и его Я (1845)
Тень государства лежит едва ли не на всех видах человеческой деятельности. От образования до экономического управления, от систем социальной поддержки до здравоохранения и от охраны внутреннего порядка до внешней безопасности государство все формирует и контролирует, а где не формирует и не контролирует, то регулирует, надзирает, разрешает или запрещает. Даже те стороны жизни, которые обычно считаются личными или частными (брак, развод, аборт, вероисповедание и тому подобное) так или иначе находятся в поле зрения государства. Неудивительно, что политологию часто и понимают как изучение государства, как анализ его институтов, оценку его воздействия на общество и так далее. Да и идеологические дискуссии (а вместе с тем и политика партий) вечно вращаются вокруг одного и того же вопроса — как точнее всего определить функцию государства, что в обществе должно делаться государством, а что должно быть оставлено на усмотрение частных лиц и общественных ассоциаций? Таким образом, сущность государственной власти и в самом деле стала одной из центральных проблем политологии. Едва ли не самые главные разделы политической теории так или иначе связаны с этим «государственным вопросом».
Содержание
Что такое государство?
|
| Теории государства
|
|
| Плюралистическое государство
|
|
| Капиталистическое государство
|
|
| Государство-левиафан
|
|
| Патриархальное государство
|
| Роль государства
|
|
| Малое (минимальное) государство
|
|
| Государство развития
|
|
| Социал-демократические государства
|
|
| Коллективизированные государства
|
|
| Тоталитарные государства
|
| «Пустотелое» государство?
|
|
| Глобализация
|
|
| Перестройка государства
|
|
| Субгосударственное управление
|
| Выводы
|
| Вопросы для обсуждения
|
| 5. Государство 107
В данной главе мы рассмотрим следующие основные вопросы.
Основные вопросы
> Что такое государство и чем оно отличается от правительства? Какие в истории существовали подходы к анализу и объяснению государства?
> Как в целом расценивать государство — как силу дружественную или враждебную человеку?
> Какие роли исторически отводились государству? Как понимался вопрос о распределении ответственности между государством и гражданским обществом?
> Какие угрозы стоят перед современным государством, какие именно из своих функций оно теряет?
■ Что такое государство?
Термин «государство» используется в отношении самых что ни есть разных вещей: это и совокупность институтов, и географическое понятие, и философская идея, и инструмент принуждения или угнетения. Эта разноголосица частично проистекает из того факта, что исторически сложилось три подхода к пониманию государства — идеалистический, функциональный и организационный. Идеалистический подход характернее всего выражен в трудах Г. В. Ф. Гегеля. Гегель выделял три «момента» социального бытия — семью, гражданское общество и государство. В рамках семьи, по его воззрению, действует «партикулярный альтруизм», побуждающий людей забывать о своих собственных интересах во имя блага своих детей или старших в семье. В противоположность этому гражданское общество выступает областью «всеобщего эгоизма», где индивид ставит свои интересы выше интересов других людей. Государство в этой схеме для Гегеля было этическим сообществом, пронизанным всеобщей симпатией — «всеобщим альтруизмом». Идеализм, таким образом (и в этом проявляется серьезнейший его недостаток), порождает некритическое отношение, пиетет перед государством; кроме того, определяя государство в этических категориях, он оказывается неспособным провести четкую грань между теми институтами, что относятся к государству, и теми, что находятся за его пределами. Функциональный подход к государству сфокусирован на том, каковы роль и цели государственных институтов. Главной функцией государства здесь объявляется поддержание общественного порядка, собственно же государство определяется как комплекс институтов, поддерживающих порядок и стабильность в обществе. Такой подход, например, характерен для современных марксистов, рассматривающих государство как механизм, посредством которого так или иначе достигается смягчение классового антагонизма и выживание капиталистической системы. Слабость функциональной точки зрения на государство, однако, состоит в том, что с государством здесь, в сущности, ассоциируется вообще любой институт, поддерживающий порядок (семья, средства массовой информации, профсоюзы и церковь).
108 I. Политические теории
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831)
Немецкий философ. Гегель заложил основы современного идеализма и разработал положение о единстве сознания и материи. В «Феноменологии духа» (1807) он предпринял попытку создать систему, равномасштабную традиционному христианству, в которой процесс развития человечества и, шире, вселенной был представлен как процесс саморазвития абсолютного Разума. По Гегелю, история есть, в сущности, движение человеческого духа к конечной, высшей точке. Его главная работа о политике — «Философия права» (1821) представляла государство как этический идеал и наивысшее выражение человеческой свободы. Мысли Гегеля оказали значительное влияние на Маркса и так называемых «младогегельянцев», а позже — и на либеральную, и на фашистскую идеологию.
С учетом всего этого в данной книге везде, где это не оговаривается отдельно, принят организационный подход к пониманию государства (см. ниже).
С позиций организационного подхода государство предстает аппаратом управления в самом широком значении этого понятия, то есть как комплекс институтов, имеющих явно выраженную «публичную» природу в том смысле, что они отвечают за коллективную организацию общественной жизни и финансируются за счет общества. Достоинством этого определения представляется то, что оно проводит четкое разграничение между государством и гражданским обществом. Государство охватывает различные институты управления — чиновничество, армию, полицию, суды, системы социального обеспечения и так далее; его, по сути дела, можно отождествить со всем «политическим телом» общества. Поэтому происхождение современного государства можно вести от Европы XV—XVI столетий, когда здесь возникли системы централизованного управления, постепенно подчинившие себе все иные институты и структуры, духовные и светские, а в Вестфальском мирном договоре 1648 г. впервые было сформулировано понятие государственного суверенитета. Организационный подход позволяет нам уяснить и то, что обычно стоит за фразами «расширить сферу государства» или, наоборот, «отодвинуть государство к его прежним границам» — все то, о чем мы говорим, когда имеем в виду необходимость расширить или сократить сферу ответственности государства, увеличить или уменьшить государственный аппарат.
В свете всего вышесказанного можно выделить пять основных черт государства:
• Государство суверенно. Оно обладает абсолютной и неограниченной властью, в том смысле, что находится над всеми иными общественными структурами. Томас Гоббс (см. с. 374) выразил эту идею, представив его в виде «левиафана» — огромного морского чудовища.
• Государственные институты «публичны» в противовес «частным» институтам гражданского общества. Публичные органы отвечают за принятие и проведение в жизнь коллективных решений, тогда как частные структуры, такие, например, как семья, частные предприятия и профсоюзы, служат удовлетворению частных интересов.
• Государство — это инструмент легитимации. Решения государства обычно (хотя и не всегда) членами общества принимаются как обязательные к испол-
5. Государство 109
126 I. Политические теории
■ Вопросы для обсуждения
► Как вы себе представляете жизнь в «первобытном природном состоянии»?
► Кто кем контролируется — государство правительством или правительство государством?
► Можно ли говорить о нейтральности государства по отношению к соперничающим группам интересов?
► Действительно ли социальная природа государственной элиты накладывает отпечаток на ее восприятие общественных проблем?
► Какими в идеале должны быть отношения между государством и гражданским обществом?
► Сколь далеко должен зайти процесс «опустошения» государства, прежде чем оно вообще перестанет быть государством?
► Означает ли глобализация, что всякая необходимость в государстве отпадает?
|
|