Обратная связь
|
Глава 10. Политическая культура, коммуникация и легитимность
Самый сильный никогда не бывает настолько силен, чтобы оставаться постоянно повелителем, если он не превращает своей силы в право, а повиновение ему — в обязанность.
Жан-Жак Руссо. Об общественном договоре (1862)
Весьма немалая часть политики, если можно так выразиться, совершается в сознании людей, ведь политика формируется нашими идеями, ценностями и представлениями о том, как должно быть организовано общество, а также и нашими ожиданиями, надеждами и опасениями в отношении государства. В конечном счете все это, вместе взятое, может быть даже более важным, чем реалии политики — чем то, как на самом деле в обществе распределены власть, ресурсы и возможности. Более того, наше восприятие реальности не только может оказаться важнее ее самой, — в каком-то смысле оно само есть реальность. Все это указывает на значение того, что называется политической культурой. Убеждения и ценности людей формируют их отношение как к политике вообще, так и к тому государственному строю, при котором они живут, ибо во всем этом всегда присутствуют вопросы — справедлив ли этот строй, если ли у него право на существование? Политологи в таких случаях говорят о проблеме легитимности режима, легитимность же есть ключ к политической стабильности и, следовательно, к жизнеспособности строя.
СОДЕРЖАНИЕ
Политика, совершающаяся в сознании: культура и коммуникация
|
| Гражданская культура или идеологическая гегемония?
|
| Средства массовой информации и политическая коммуникация
|
| Деградация социального капитала?
|
| Легитимность
и политическая стабильность
|
| Легитимация власти
|
| Кризис легитимности
|
| Почему происходят революции?
|
| Выводы
|
| Вопросы для обсуждения
|
| 10. Политическая культура, коммуникация и легитимность 251
В настоящей главе рассматриваются следующие основные вопросы.
Основные вопросы
> Как у индивидов и групп формируются их политические позиции и ценности?
> Требуется ли для демократических режимов особая «гражданская культура»?
> Существует ли в современных обществах свободная конкуренция между ценностями и идеями или же можно говорить лишь об одной «господствующей» культуре?
> Как политические режимы поддерживают и сохраняют свою легитимность?
> Находятся ли современные общества в ситуации «кризиса легитимности»?
> Что происходит, когда режим теряет легитимность? Почему происходят революции?
■ Политика, совершающаяся в сознании: культура и коммуникация
Мыслители прошлого, рассуждая о политике, неизменно признавали ту огромную роль, которую для общества играют ценности и убеждения людей, хотя и не называли это политической культурой. Так, Бёрк (см. с. 57) много писал об обычаях и традициях, Маркс (см. с. 66) — об идеологии, а Гердер (см. с. 133) — о национальном духе. Друг с другом все они, однако, согласились бы в том, что ценности и убеждения людей имеют громадное значение для стабильности и жизнеспособности общественного строя. Интерес же к идее политической культуры возник у политологов лишь в 1950—1960-х годах, когда новые методы изучения человеческого поведения вытеснили традиционные, институциональные, подходы к предмету. Классической работой в этом отношении стала «Гражданская культура» Алмонда и Вербы (Almond and Verba, The Civil Culture, 1963), в которой для анализа политической специфики пяти стран — США, Великобритании, Западной Германии, Италии и Мексики — были использованы опросы общественного мнения. Работа, помимо прочего, стремилась объяснить, почему в период между мировыми войнами потерпели крах, казалось бы, совершенно демократические правительства в Италии, Германии и других странах, и почему демократия с таким трудом пробивает себе дорогу во многих развивающихся странах, получивших независимость после 1945 г. В 1970—1980-х годах, однако, интерес к политической культуре несколько спал, но вновь оживился в начале 1990-х годов, когда в Восточной Европе на руинах коммунизма началось строительство демократических государств, а в зрелых демократиях, таких, как США, заговорили о «кризисе социального капитала» и падении гражданской активности. Разгорелись дискуссии и о том, не формируется ли политическая культура идеями и интересами элитных групп, какую роль в обществе играют средства массовой информации и в какой степени государство сегодня способно манипулировать политической коммуникацией.
252 III. Политическое взаимодействие
♦ К понятийному аппарату
Политическая культураКультура в самом широком смысле — это образ жизни народа. Социологи и антропологи проводят различие между «культурой» и «природой», называя культурой то, что передается из поколения в поколение через механизмы социального, а не биологического наследования. Политологи употребляют этот термин в более узком смысле: здесь он относится к психологическим ориентациям людей и обозначает определенную «психологическую матрицу», определяющую отношение людей к таким феноменам, как партии, правительство, конституция, как все это выражается в убеждениях, ценностях и символах. Политическую культуру не следует смешивать с общественным мнением, поскольку она определяется глубоко укорененными ценностями, а не реакцией людей на конкретные политические проблемы.
|
|