Возрастная структура населения (3 типа) Тип структуры
| Удельный вес возрастных групп в общей численности населения
| До 15 лет
| 15-49 лет
| 50 лет и старше
| Прогрессивный
|
|
|
| Стационарный
|
|
|
| Регрессивный
|
|
|
|
Приложение 2.2
Оценка уровня рождаемости [1]
Общий коэффициент рождаемости
| Оценка уровня рождаемости
| До 10
| очень низкий
| 10 – 14,9
| низкий
| 15 – 19,9
| ниже среднего
| 20 – 24,9
| средний
| 25 – 29,9
| выше среднего
| 30 – 39,9
| высокий
| 40 и более
| очень высокий
|
Приложение 2.3
Оценка уровня общей смертности[2]
Общий коэффициент смертности (в %о)
| Оценка уровня смертности
| До 10
| Низкий
| 10-14,9
| Средний
| 15-24,9
| Высокий
| 25-34,9
| Очень высокий
| 35 и более
| Чрезвычайно высокий
|
Приложение 2.4
Оценка уровня младенческой смертности
Коэффициент младенческой смертности (в %о)
| Оценка уровня
| До 10
| Низкий
| 10-19,9
| Средний
| 20 и более
| Высокий
|
Приложение 2.5
Население мира*
Население
| Млрд. человек
| Группы населения в %
|
|
|
| Дети
(0 - 4 года)
| Молодежь
(15 – 24 г.)
| Пожилые
(65 лет
и старше)
| Городские
жители
| Население мира
| 5,3
| 6,0
| 8,0
|
|
|
|
| Развитые страны
| 1,2
| 1,3
| 1,4
|
|
|
|
| Развивающиеся страны
| 4,1
| 4,7
| 6,6
|
|
|
|
| Европа
| 0,5
| 0,51
| 0,51
|
|
|
|
|
Список литературы
Основная:
1. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. – М.:ГЭОТАР – МЕД, 2002.- 520 с.
2. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. – Часть I. Общественное здоровье. – М.: Медицина. – 2003. – 368 с.
3. Социальная медицина и организация здравоохранения (Руководство в 2-х томах). Миняев В.А., Вишняков Н.И. и др. - СПб, 1998. - 528 с.
4. Социальная гигиена и организация здравоохранения (Учебное пособие). Кучеренко В.З., Агарков Н.М. и др. – Москва, 2000. – 432 с.
Дополнительная:
1. Гундаров И.А.. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России.. - М., 2001. - 352 с.
Глава 3. Методика изучения и анализа заболеваемости населения
Введение
В практической деятельности врачей одной из обязательных функций любых лечебно-профилактических учреждений и учреждений службы Роспотребнадзора является учет выявленных у пациентов заболеваний, травм, отравлений, несчастных случаев, а также анализ показателей заболеваемости и проблем, связанных со здоровьем населения.
Поэтому основным требованием к врачу является умение правильно устанавливать диагноз и учитывать выявленную патологию или др. проблемы, связанные со здоровьем. Постановка диагноза - это, прежде всего, предмет и результат врачебной деятельности. Качество диагностики определяется уровнем квалификации врача, так же, как и диагностическими возможностями (ресурсами) учреждения, которые врач использует для постановки диагноза. С момента постановки диагнозов больным эти сведения становятся предметом статистического анализа. Полнота же полученной информации зависит от знаний врача системы учета и регистрации выявленной патологии, а также методики представления данных о болезнях и проблемах, связанных со здоровьем населения, в соответствующих отчетных статистических формах.
Данные отчетов о числе зарегистрированной патологии позволяют проводить статистический анализ на основании расчетных показателей структуры и уровнях зарегистрированной заболеваемости.
Цель изучения темы
Ø Овладеть правилами регистрации заболеваний, отнесенных к отдельным видам заболеваемости на основе разбора различных ситуаций в рамках отношений «врач-пациент».
Ø Уметь анализировать данные сводных статистических форм (отчетов, сведений и др.): структуру и уровни зарегистрированной заболеваемости.
Ø Уметь проводить анализ двух показателей одновременно - «первичной» заболеваемости и «распространенности» по данным амбулаторно-поликлинических учреждений, как ведущего вида заболеваемости населения в целом и/или отдельных его групп.
По окончании изучения темы студент должен:
Уметь:
· определять практическую значимость каждого из методов изучения заболеваемости;
· формулировать единицу наблюдения для изучения каждого вида заболеваемости и самостоятельно выбирать учетные документы, соответствующие единицам наблюдения;
· использовать правила регистрации в учетном документе каждого вида заболеваемости в конкретных ситуациях в рамках отношений «врач-пациент»;
· рассчитывать и анализировать уровни и структуру заболеваемости;
· проводить анализ тенденций показателей первичной заболеваемости и распространенности одновременно, с целью обсуждения влияния факторов и принятия управленческих решений.
Знать:
· значение изучения заболеваемости населения для практической деятельности врача и учреждения;
· методы изучения заболеваемости, их назначение и применение; слабые и сильные стороны отдельных методов;
· факторы, определяющие полноту и качество информации о заболеваемости;
· виды заболеваемости по обращаемости;
· учетно-оперативную документацию по регистрации отдельных видов заболеваний, и правила представления информации для статистического обобщения и заполнения основных учетных документов.
· особенности МКБ-10 и решение внедрения ее в практику работы учреждений здравоохранения.
Задания для самостоятельной работы студента
1. Изучить материалы лекции, обязательной и рекомендуемой литературы, данной главы учебного пособия.
2. Рассмотреть алгоритм работы на примере задачи-эталона.
3. Ответить на контрольные вопросы и тестовые задания в данном учебном пособии.
4. Решить ситуационные задачи.
Блок информации
I. Значение изучения заболеваемости
Показатели заболеваемости (уровень и структура) среди населения в целом или его отдельных групп (возрастных, половых, профессиональных, социальных и др.) используются:
- для комплексной оценки состояния здоровья населения;
- для обоснования потребности в различных видах медицинской помощи и ресурсах (кадрах, койках и др.);
- для обоснования планирования конкретных лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических и оздоровительных мероприятий (федеральных, территориальных, целевых программ, программ социально-экономического развития);
- для оценки деятельности ЛПУ (анализа объемов, качества и эффективности), в т.ч. экономической;
- при разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования и государственных гарантий медицинской помощи; формировании муниципальных заказов на медицинскую помощь;
- при расчете страховых взносов и платежей за отдельные группы населения, распределении финансовых средств участников системы ОМС.
- Для организации и приведения социально-гигиенического мониторинга заболеваний.
II. Методы изучения заболеваемости населения
Методы изучения заболеваемости можно объединить в две большие группы.
§ Изучение заболеваемости на основе сплошного метода изучения здоровья всех обратившихся в медицинские учреждения с болезнями и проблемами здоровья и утвержденных правил Государственного Комитета статистики:
· по обращаемости населения в лечебно-профилактические учреждения;
· по данным о причинах смерти;
· по данным о причинах инвалидизации населения
· по данным опросов о состоянии здоровья.
§ Изучение заболеваемости по данным выборочных исследований отдельных групп, популяций, среди которых выделяют:
|