Определение единицы наблюдения IV этап
АНАЛИЗ, ВЫВОДЫ
и
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| | и составление программы
Сбора материала
2. Составление программы
Разработки материала
3. Составление программы
Анализа материала
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ:
4. Выбор объекта исследования. 2. Определение объема статистической совокупности. 3 .Сроки и место (территория) проведения исследования, виды и способы наблюдения и сбора материала. 4. Характеристика исполнителей (кадры). 5.Характеристика технического оснащения и требуемых материальных средств.
Пример: в нашем исследовании единицей наблюдения является студент, обучающийся в данном медицинском на протяжении всех лет.
Учитываемые признаки по характеру делятся на:
а) атрибутивные – пол, наличие вредных привычек, состояние здоровья и т.п.,
б) количественные – возраст, число выкуриваемых сигарет, длительность заболевания, стаж курения и т.п.;
а по роли в совокупности факторные признаки – наличие вредных привычек и стаж курения, а результативные признаки – состояние здоровья, наличие заболевания и т.п.
Программа сбора материала представляет собой последовательное изложение учитываемых признаков - вопросов, на которые необходимо получить ответы при проведении данного исследования. Это может быть специально составленный исследователем опросный лист, анкета, карта. Документ должен иметь четкое название. Вопросы (учитываемые признаки) должны быть четкими, краткими, соответствовать цели и задачам исследования; на каждый вопрос следует предусмотреть варианты ответов. Эти варианты готовых ответов носят название «группировка».
Группировка признаков осуществляется с целью выделения однородных групп для изучения тех или иных закономерностей изучаемого явления.
Группировка ответов по атрибутивным признакам называется типологической, по количественным признакам – вариационной.
Пример типологической группировки:
· группировка студентов по полу:
– мужчина,
– женщина;
· группировка студентов по наличию или отсутствию вредных привычек:
– курящие студенты,
– некурящие студенты.
Пример вариационной группировки:
· группировка студентов по количеству сигарет (папирос), выкуриваемых в день:
– 10 и менее;
– 11 – 20;
– более 20.
Пример карты, заполняемой студентом-медиком при изучении распространенности курения, представлен ниже.
Все вопросы карты имеют группировки и рекомендации по ее заполнению.
Карта*
по изучению распространенности курения среди студентов медицинских вузов
1. Ф.И.О студента_______________________________________
(вписать полностью)
2. Курс: I, II, III, IV, V, VI
3. Факультет: лечебный, медико-профилактический, фармацевтический, факультет военного обучения
4. Возраст: до 20 лет, 20, 21, 22, 23, 24, 25 и более
5. Пол: муж/жен
6. Признаете ли Вы, что курение вредит здоровью? Да, нет, не знаю
7. Кто курит из живущих с Вами людей: отец, мать, брат, сестра, муж, жена, товарищ, никто не курит
8. Курите ли Вы? Да, нет
9. Возраст, в котором выкурили первую сигарету: до 15 лет, 16-18 лет, старше 18 лет
10. Какое количество сигарет (папирос) выкуриваете в день? 5-10, 11-20, более 20.
11. Что побудило Вас впервые закурить: пример родителей, пример преподавателей, влияние товарищей, желание казаться взрослым, желание похудеть, любопытство, желание не отстать от моды?
И другие вопросы в соответствии с целью и задачей исследования.
2. Программа разработки полученных данных предусматривает составление макетов статистических таблиц с учетом группировок.
Требования, предъявляемые к таблицам. Макеты статистических таблиц должны иметь четкое и краткое название, соответствующее их содержанию.
В таблице различают подлежащее и сказуемое.
Статистическое подлежащее – это то, о чем говорится в таблице. Табличное подлежащее содержит основные признаки, являющиеся предметом исследования, и размещается обычно в левой части таблицы по вертикали.
Статистическое сказуемое – это то, что характеризует подлежащее и размещается по горизонтали.
В таблицах необходимо предусмотреть итоговые данные, по которым будут проводиться расчеты показателей на третьем этапе статистического исследования при обработке полученных данных.
Виды таблиц. Статистические таблицы разделяются на простые, групповые, комбинационные.
Простой (таблица 4.1.1) называется таблица, позволяющая анализировать полученные данные, сгруппированные лишь по одному признаку (подлежащее).
Таблица 4.1.1
Распределение курящих студентов по факультетам (в абс. числах и в % к итогу)
Наименование факультетов
| Всего студентов
| абсолютное число студентов
| в %
| 1. Лечебный
2. Медико-профилактический
3. Фармацевтический и т.д.
|
|
| Итого:
|
| 100,0
|
Групповой (таблица 4.1.2) называется таблица, в которой устанавливается связь между отдельными признаками, т.е. помимо подлежащего, имеется сказуемое представленное одной или более группировками, которые связаны (попарно) с группировками подлежащего, но не связаны между собой.
Таблица 4.1.2
Распределение студентов различных факультетов по полу и возрасту, в котором они выкурили первую сигарету
Наименование факультетов
| Пол
| Возраст, в котором выкурили первую сигарету
| Всего
| муж
| жен
| до 15 лет
| 15 – 18
| старше 18 лет
| 1. Лечебный
2. Медико-профилактический
3. Фармацевтический и т.д.
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
Комбинационной (табл. 4.1.3) называется таблица, в которой есть два или несколько сказуемых, которые связаны не только с подлежащим, но и между собой.
Таблица 4.1.3
Распределение курящих студентов различных факультетов по полу и среднему количеству сигарет (папирос), выкуриваемых в день
Наименование факультетов
| Среднее количество сигарет (папирос), выкуриваемых студентами в день
| Всего
| 10 и менее
| 11 – 20
| более 20
| м
| ж
| Оба пола
| м
| ж
| Оба пола
| м
| ж
| Оба пола
| м
| ж
| Оба пола
| 1. Лечебный
2. Медико-профилактический
3 Фармацевтический и .т.д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Программа анализа предусматривает перечень статистических методик, необходимых для выявления закономерностей изучаемого явления.
План исследования предусматривает решение следующих организационных вопросов:
3.1. Выбор объекта исследования.
3.2. Определение объема статистической совокупности.
3.3. Сроки и место (территория) проведения исследования, виды и способы наблюдения и сбора материала.
3.4. Характеристика исполнителей (кадры).
3.5. Характеристика технического оснащения и требуемых материальных средств.
3.1. Объект статистического исследования – это совокупность, с которой будут собираться необходимые сведения. Это может быть население, студенты, больные, госпитализированные в больницы и т. п.
Статистическая совокупность – это группа, состоящая из относительно однородных элементов, взятых вместе в известных границах времени и пространства в соответствии с поставленной целью.
Структура статистической совокупности: статистическая совокупность состоит из единиц наблюдения (см. схема 4.1.2).
На примере нашего исследования - статистическая совокупность – это студенты, обучающиеся в данном ВУЗе на протяжении всего периода обучения.
Различают два вида совокупности – генеральная и выборочная.
Генеральная совокупность – это группа, состоящая из всех относительно однородных элементов в соответствии с поставленной целью.
Выборочная совокупность – отобранная для исследования часть генеральной совокупности и предназначенная для характеристики всей генеральной совокупности. Она должна быть репрезентативна (представительна) по количеству и качеству по отношению к генеральной совокупности.
Схема 4.1.2
Статистическая совокупность
Виды совокупности
|
| Генеральная
|
| Выборочная
|
|
| Структура совокупности
|
|
| Единица наблюдения
|
|
|
|
|
|
| Характеристика единиц наблюдения
|
|
| Учитываемые признаки
|
|
|
|
|
|
|
|
| Количественные
Качественные
|
| Факторные
Результативные
|
|
|
|
|
| Требования к выборочной совокупности
|
|
| Репрезентативность
|
|
|
|
|
| Количественная
|
| Качественная
| | | | | | |
Репрезентативность количественная основана на законе больших чисел и означает достаточную численность элементов выборочной совокупности, рассчитываемую по специальным формулам и таблицам.
Репрезентативность качественная основана на законе вероятности и означает соответствие (однотипность) признаков, характеризующих элементы выборочной совокупности по отношению к генеральной.
В нашем примере генеральной совокупностью являются все студенты медицинского ВУЗа; выборочной совокупностью – часть студентов каждого курса и факультета данного ВУЗа.
3.2. Объем статистической совокупности – это численность элементов совокупности, взятых для исследования.
3.3. Сроки и место (территория) проведения исследования – это составление календарного плана выполнения данного исследования по данному этапу на конкретной территории.
Пример: с 1 апреля по 1 июня текущего года в ММА им. И.М.Сеченова.
Виды наблюдения: различают два вида – текущее (или постоянное) и единовременное (или одномоментное).
Текущее наблюдение – когда регистрация проводится постоянно по мере возникновения единиц наблюдения.
Пример: каждый случай рождения, смерти, обращения в лечебные учреждения.
Единовременное наблюдение – когда изучаемые явления фиксируются на какой-либо определенный момент (час, день недели, дату).
Пример: перепись населения, состав коечного фонда стационара.
Способы проведения исследования. Для исследователя важно определить способ проведения исследования: сплошное наблюдение или несплошное (выборочное).
Сплошное наблюдение – это регистрация всех единиц наблюдения, составляющих генеральную совокупность.
Несплошное (выборочное) наблюдение – изучение лишь части совокупности для характеристики целого.
Методы проведения исследования на выборочной совокупности(монографический, основного массива, анкетный и др.).
Монографический метод применяется при изучении какого-либо одного объекта, когда из множества объектов избирается один и исследуется с максимальной полнотой с целью показа передового опыта, выявления тенденций развития явления.
Пример: описание новой хирургической технологии.
Метод основного массива применяется при изучении тех объектов, в которых сосредоточено большинство изучаемых явлений. Суть его состоит в том, что из всех единиц наблюдения, входящих в состав данного объекта, избирается их основная часть, характеризующая всю статистическую совокупность.
Пример: на заводе имеется 7 основных цехов, в которых занято 1300 рабочих и два небольших вспомогательных цеха со 100 рабочими. Для наблюдения можно взять только основные цеха и по ним сделать выводы, касающиеся всего завода.
Анкетный метод применяется для сбора статистических сведений с помощью специально разработанных анкет.
Пример: при изучении распространенности желудочно-кишечных заболеваний среди учащихся профессионально-технических училищ города Н. была разработана анкета с перечнем вопросов, интересующих исследователя.
Методы отбора изучаемых явлений и формирования выборочной совокупности
Существуют следующие методы отбора изучаемых явлений: случайный, механический, гнездовой, направленный, типологический.
Случайный отбор – это отбор, проводимый по жребию (по начальной букве фамилии или по дню рождения и т.п.).
Механический отбор – это отбор, когда у всей совокупности берется для изучения механически отобранная каждая пятая (20 %) или десятая (10 %) единица наблюдения.
Гнездовой (серийный) отбор – когда из генеральной совокупности выбираются не отдельные единицы, а гнезда (серии), которые отбираются путем случайной или механической выборки.
Пример: для изучения заболеваемости сельского населения Н-ской области изучается заболеваемость сельского населения одного, наиболее типичного пункта. Результаты распространяются на все сельское население области.
Направленный отбор – это отбор, когда из генеральной совокупности с целью выявления определенных закономерностей отбираются только те единицы наблюдения, которые позволят выявить влияние неизвестных факторов при устранении влияния известных.
Пример: при изучении влияния стажа рабочих на травматизм отбираются рабочие одной профессии, одного возраста, одного цеха, одного образовательного уровня.
Типологический отбор – это отбор единиц из заранее сгруппированных однотипных качественных групп.
Пример: при изучении закономерности смертности среди городского населения следует сгруппировать изучаемые города по численности населения в них.
3.4. Характеристика исполнителей (кадры). Сколько человек и какой квалификации проводят исследование.
Пример: исследование по изучению санитарно-гигиенического режима учащихся старших классов средних общеобразовательных школ района проводят два врача и два помощника санитарного врача центра гигиены и эпидемиологии данного административного округа.
3.5. Характеристика технического оснащения и требуемых материальных средств:
- Лабораторное оборудование и приборы, соответствующие цели исследования.
- Канцелярские товары (бумага, бланки).
- Без дополнительных ассигнований.
II ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - Сбор материала – это процесс регистрации, заполнения официально существующих или специально разработанных учетных документов (талоны, карты и т.п.). Сбор материала проводят согласно составленным ранее программе и плану исследования.
III ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - Обработка полученных данных. 3-й этап статистического исследования включает следующие последовательно выполняемые исследователем действия:
1. контроль собранного материала;
2. шифровка;
3. группировка;
4. сводка данных в статистические таблицы;
5. вычисление статистических показателей и статистическая обработка материала.
1. Контроль – это проверка собранного материала с целью отбора учетных документов, имеющих дефекты для их последующего исправления, дополнения или исключения из исследования.
Например, в анкете не указан пол, возраст или нет ответов на другие поставленные вопросы.
В этом случае необходимы дополнительные учетные документы (амбулаторные карты, истории болезни и т.п.).
Если эти данные не могут быть получены из дополнительных учетных документов, привлеченных исследователем, то некачественные карты (анкеты) должны быть исключены из исследования.
2. Шифровка – это применение условных обозначений выделяемых признаков. При ручной обработке материала шифры могут быть цифровые, буквенные; при машинной – только цифровые.
Пример: буквенная шифровка:
Пол: муж. М
жен. Ж;
цифровая шифровка:
Возрастная группировка Шифр
до 20 лет включительно – 1
21 – 29 – 2
30 – 39 – 3
40 – 49 – 4
50 – 59 – 5
60 и старше – 6
3. Группировка материала – это распределение собранного материала по атрибутивному или количественному признаку (типологическая или вариационная).
Пример: группировка студентов по курсам обучения:
I курс, II курс, III курс, IV курс, V курс, VI курс
4. Сводка материала – занесение полученных после подсчета цифровых данных в таблицы.
IV ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – это анализ полученного материала, выводы и предложения на основе результатов исследования.
Задача-эталон
Для разработки комплексного плана оздоровительных мероприятий для студентов медицинского ВУЗа главным врачом студенческой поликлиники совместно с представителями студенческого профсоюзного комитета ВУЗа проведено изучение влияния факторов риска на распространенность болезней органов пищеварения (БОП) у студентов.
Решение
Цель исследования: разработать мероприятия по снижению болезней органов пищеварения (БОП) у студентов медицинского ВУЗа.
Задачи исследования:
1. Изучить распространенность различных заболеваний болезней органов пищеварения (БОП) у студентов медицинского ВУЗа.
2. Определить факторы риска возникновения БОП.
3. Разработать предложения для администрации ВУЗа.
Программа исследования:
Единица наблюдения – студент с диагнозом БОП, обучающийся в медицинском вузе на данном факультете.
Атрибутивные признаки: пол, диагноз, характер питания.
Количественные признаки: возраст, длительность заболевания, интервал между приемами пищи, число приемов пищи в день.
Результативные признаки: наличие заболевания системы органов пищеварения.
Факторные признаки: пол, возраст, характер питания и др.
Программа сбора материала (анкета, заполненная студентом)
а) ФИО
|
| б) Курс: 1,2,3,4,5,6
|
| в) Факультет: лечебный (1), медико-профилактический (2), фармацевтический- (3)
|
| г) Возраст: до 20 лет включительно – (1),
21 – 22 - (2), 23 – 24 -(3), 25 и более (4)
|
| д) Пол: муж(1), жен.(2)
|
| е) Сколько раз в течение дня Вы принимаете пищу?
Один – (1), два- (2), три и более (3)
|
| ж) Прием пищи состоит из бутербродов без чая (1), бутербродов с чаем (2), полного обеда(3), другого (4) (укажите ___________________________________________)
|
| з) Каков интервал между приемами пищи:
до 1 часа (1), 1-2 часа (2), 3-4 часа (3), 5 и более (4)
|
| и) Предусмотрено ли в расписании занятий время на обед:
да -(1), нет –(2)
|
| к) Имеете ли Вы заболевание системы органов пищеварения:
да – (1), нет- (2)
|
| л) Если Вы ответили «да», то укажите диагноз: __________________________
|
| м) Длительность заболевания:
до 1 года- (1), 2-3 года –(2), 4-5 лет- (3), 6 и более лет- (4)
|
|
И другие вопросы в соответствии с целью и задачами исследования.
Программа разработки материала
Типологическая группировка: группировка студентов по факультетам, полу, по диагнозу заболевания.
Вариационная группировка: группировка по длительности заболевания (до 1 года, 2-3 года, 4-5 лет, 6 и более лет), интервал между приемами пищи (до 1 часа, 1-2 часа, 3-4 часа, 5 и более).
Макеты статистических таблиц
Простая таблица
Таблица 4.1.4
Распределение студентов, имеющих заболевания системы органов пищеварения по нозологическим формам (в % к итогу)
Наименование факультетов
| Всего студентов
| абсолютное число студентов
| в %
| 2. Гастрит
3. Язвенная болезнь желудка
4. Язвенная болезнь 12-перстной кишки
5. Прочие
|
|
| Итого:
|
| 100,0
|
Групповая таблица
Таблица 4.1.5
Распределение студентов, имеющих заболевания системы органов пищеварения по полу и возрасту (в % к итогу)
Заболевание
| Пол
| Возраст
| Всего
| муж
| жен
| до 20
лет
| 21-22
| 23-24
| 25 лет и более
| 1. Гастрит
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Язвенная болезнь желудка
|
|
|
|
|
|
|
| 3.Язвенная болезнь
12-перстной кишки
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Прочие
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
|
Комбинационная таблица
Таблица 4.1.6
Распределение студентов, имеющих заболевания системы органов пищеварения,
по факультетам и полу (в % к итогу)
Заболевание
| Лечебный
| Медико-профилактический
| Фармацевтический
| Всего
| м
| ж
| Оба пола
| м
| ж
| Оба пола
| м
| ж
| Оба пола
| м
| ж
| Оба пола
| 1. Гастрит
2. Язвенная болезнь желудка
3. Язвенная болезнь 12-ти перстной кишки
4. Прочие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| План исследования
Объект исследования – студенты медицинского ВУЗа, обучающиеся в данном медицинском вузе на данном факультете
Объем статистической совокупности: достаточное число наблюдений.
Совокупность: выборочная, репрезентативная по качеству и количеству.
Сроки проведения исследования: 6 февраля – 6 июня текущего года.
Методы сбора материала: анкетирование, выкопировка из медицинских документов студенческой поликлиники.
Контрольные вопросы
1. Укажите последовательность (этапы) проведения статистического исследования.
2. Перечислите составные элементы программы статистического исследования.
3. Укажите, что включает в себя план статистического исследования.
4. Каковы требования к составлению программы сбора материла?
5. Дайте определение статистической совокупности.
6. Сформулируйте определение единицы наблюдения и приведите классификацию ее учетных признаков.
7. Каковы требования, предъявляемые к выборочной совокупности?
8. Укажите особенности составления макетов статистических таблиц.
9. В чем заключается процесс сбора материала?
10. Какие действия включает в себя этап «Обработка полученных данных»?
11. Что такое группировка материала?
Тестовые задания
Выберите один или несколько правильных ответов:
1. В какую таблицу может быть сведена информация, представленная в виде следующих признаков (укажите соответствие):
Признаки:
| Виды таблиц:
| 1. только одно подлежащее;
2. подлежащее и взаимосвязанные между собой сказуемые;
3. подлежащее и два сказуемых, которые не связаны друг с другом.
| а) групповая;
б) комбинационная;
в) простая;
г) смешанная.
| 2.Укажите соответствие между признаками и видами группировки:
Группировка:
| Признаки:
| 1. вариационная;
2. типологическая.
| а) пол: мужской, женский;
б) диагноз: ИБС, стенокардия, инфаркт миокарда;
в) длительность заболевания: 1-5 лет, 6-10 лет, более 10 лет;
г) возраст: до 20 лет, 21-30 лет,
31-40 лет, старше 40 лет.
|
3. Укажите соответствие между признаками и их характером:
Характер:
| Признаки:
| 1. атрибутивный;
2. количественный.
| а) заболевание;
б) исход заболевания;
в) длительность заболевания;
г) дозы лекарства.
|
4. Укажите, какие действия включают элементы 1 этапа статистического исследования:
Элементы 1 этапа
статистического исследования
| Действия
| 1. Программа исследования;
2. План исследования.
| а) определение объекта исследования;
б) определение единицы наблюдения;
в) составление программы анализа;
г) составление программы сбора материала;
д) определение исполнителей исследования.
| 5.На каком этапе статистического исследования составляется группировка учетных признаков единицы наблюдения:
а) при составлении плана и программы исследования;
б) на этапе сбора материала;
в) на этапе статистической обработки материалов;
г) при проведении анализа результатов.
6. При изучении влияния стажа работы на уровень профессиональной заболеваемости были отобраны лица одной профессии, одного возраста, одного цеха, одного предприятия. Каким методом была сформирована выборочная статистическая совокупность:
а) случайным;
б) гнездовым;
в) направленным;
г) типологическим?
Ситуационные задачи
Задача 1
При анализе заболеваемости населения участка за год врач-терапевт составил несколько макетов статистических таблиц.
1.Составьте групповую таблицу «Распределение больных с различными нозологическими формами заболеваний по полу и возрасту».
2.Является ли данный вид таблицы наиболее информативным?
Задача 2
Проведено изучение влияния производственных условий на состояние здоровья аппаратчиков завода синтетических смол в одном из 8 цехов производства.
1. Определите, на какой совокупности проведено исследование.
2. Обоснуйте свой вывод.
Задача 3
Врач МСЧ текстильной фабрики проводит изучение заболеваемости болезнями кожи у рабочих красильных цехов за последние 5 лет для разработки профилактических мероприятий.
1. Определите единицу наблюдения.
2. Укажите учетные признаки единицы наблюдения.
3. Распределите выбранные учетные признаки по типам группировок.
Задача 4
Целью работы является разработка научно-обоснованного подхода к профилактике внутрибольничных инфекций в многопрофильной больнице.
1. Какие задачи исследования вы могли бы предложить?
2. Входит ли поставка цели в программу исследования?
Задача 5
Цель исследования была определена следующим образом: оценка эффективности аорто-коронарного шунтирования с применением аппарата искусственного кровообращения (АИК) как метода лечения острого инфаркта миокарда.
1. Сформулируйте единицу наблюдения
2.Какие задачи исследования Вы могли бы предложить?
Задача 6
При изучении влияния аборта в анамнезе на младенческую смертность были определены учетные признаки единицы наблюдения: наличие абортов в анамнезе, их количество, состояние здоровья матери, наличие гинекологических заболеваний и др.
1.Составьте из представленных учетных признаков один или несколько вариантов наиболее информативных таблиц. При этом необходимо учесть в качестве результативного признака причины младенческой смертности.
2. К какому этапу статистического исследования относится составление таблиц?
Список литературы
Основная:
1. Власов В.В. Эпидемиология. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 464 с.
2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. – М.:ГЭОТАР – МЕД, 2002.- 520 с.
3. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению: Часть 1. Общественное здоровье. - М.: Медицина, 2003. - 368 с..
4. Социальная медицина и организация здравоохранения (Руководство в 2-х томах). Миняев В.А., Вишняков Н.И. и др. - СПб, 1998. - 528 с.
5. Социальная гигиена и организация здравоохранения (Учебное пособие). Кучеренко В.З., Агарков Н.М. и др. – Москва, 2000. – 432 с.
Дополнительная:
1. С. Гланц. Медико-биологическая статистика. Пер с англ. - М., Практика, 1998. – 459 с.
|