Глава 4. Методы статистического анализа здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения К числу методов статистического анализа, широко применяемых в научной и практической деятельности врача любого профиля, относится ряд статистических методов, которые по предназначению можно сгруппировать следующим образом:
- обобщающие показатели (относительные и средние величины);
- графические изображения в статистике;
- методы сравнения различных статистических совокупностей;
- методы выявления и оценки факторов;
- методы оценки динамики явлений;
- методы прогнозирования.
Знание основных терминов и понятий, сущности этих методов, условий их применения и умение анализировать с применением данных методов здоровье населения в целом или отдельных его групп, а также деятельность учреждений здравоохранения, предполагает детальное рассмотрение составных элементов каждого из методов.
Однако в связи с тем, что в процессе преподавания дисциплины изучается практическое применение методов, следует указать, что они по своему назначению могут принадлежать к различным группам. Так, например:
· оценку достоверности разности результатов исследования можно применять с целью сравнения различных статистических совокупностей, но в то же время и как метод выявления и оценки факторов;
· метод стандартизации является одним из методов сравнения различных статистических совокупностей и также относится к методам, выявления и оценки факторов.
В связи с таким сложным переплетением и многофункциональным применением методов авторы настоящего учебного пособия, предназначенного для подготовки студентов к практическим занятиям и самостоятельной работе, рассмотрели каждый метод вне вышеприведенной группировки.
Организация статистического исследования
Введение
В практической и научно-исследовательской деятельности врач, как правило, анализирует результаты своей деятельности не только на индивидуальном, но и на групповом и популяционном уровнях. Такое исследование проводится с помощью различных методов, важнейшим из которых является статистический.
Это необходимо врачу для подтверждения уровня квалификации, а также в целях дальнейшего усовершенствования и профессиональной специализации.
Поэтому умение правильно организовать и провести статистическое исследование необходимо всем врачам различного профиля, руководителям учреждений и органов здравоохранения. Такие знания и умения способствуют повышению качества и эффективности медицинской помощи населению через непрерывную подготовку кадров (важнейший элемент ресурсного обеспечения) и, таким образом, конкурентоспособности лечебно-профилактических учреждений различных форм собственности в условиях рыночной экономики.
Цель изучения темы
Уметь организовывать статистическое исследование как здоровья населения, так и деятельности учреждений системы охраны, укрепления и восстановления здоровья населения.
По окончании изучения данной темы студент должен:
Уметь:
· определить цель и задачи исследования;
· составить программу исследования;
· составить план исследования.
Знать:
· определение статистической совокупности, ее структуру;
· виды статистической совокупности; требования, предъявляемые к выборочной совокупности;
· методы отбора выборочной совокупности;
· определение единицы наблюдения, классификацию ее учетных признаков;
· принципы составления программы сбора материала;
· последовательность проведения исследования - этапы статистического исследования, их содержание.
Задания для самостоятельной работы студента
1. Изучить материалы обязательной и рекомендуемой литературы, данного раздела учебного пособия.
1. Разобрать задачу-эталон.
2. Ответить на контрольные вопросы и тестовые задания в данном учебном пособии.
3. Решить ситуационные задачи.
Блок информации
Проведение статистического исследования начинаетсяс определения ПРОБЛЕМЫ, в соответствии с которой ставятся ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ исследования, изучается ЛИТЕРАТУРА по данной проблеме и разрабатывается РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА.
ЦЕЛЬ исследования должна быть актуальной для медицинской науки и практики здравоохранения, определять пути решения выбранной проблемы.
ЗАДАЧАисследования – это конкретизированное, расширенное и уточненное определение цели, т.е. ее пошаговое достижение.
Пример:
Цель исследования – разработка мероприятий по укреплению и сохранению здоровья студентов.
Задачи исследования:
1. Изучить распространенность курения среди студентов в начале и в конце обучения в медицинском ВУЗе.
2. Выявить факторы, влияющие на распространенность курения.
3. Предложить мероприятия по профилактике и борьбе с курением среди студентов медицинского института.
Этапы статистического исследования (см. схему 4.1.1).
Итак, из схемы видно, что после ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО этапа последовательность всех действий исследования включает:
I ЭТАП - составление программы и плана статистического исследования.
II ЭТАП - организация и проведение сбора необходимых данных, предусмотренных программой исследования.
III ЭТАП - осуществление обработки собранных данных (контроль, группировка, шифровка, вычисление статистических показателей, сводка в статистические таблицы)
IV ЭТАП - выводы и предложения на основе анализа полученных результатов исследования.
I ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - Составление программы и плана исследования.
Программа статистического исследования, как видно из схемы 4.1.1, предусматривает решение следующих вопросов:
1. определение единицы наблюдения и составление программы сбора материала;
2. составление программы разработки материала;
3. составление программы анализа собранного материала.
1. Единица наблюдения – каждый первичный элемент статистической совокупности.
Единица наблюдения наделена признаками сходства и различия, которые подлежат учету и дальнейшему наблюдению, поэтому эти признаки называются учитываемыми (учетными).
Учитываемые признаки – признаки, по которым различаются элементы единицы наблюдения в статистической совокупности. Признаки классифицируются:
· по характеру на:
а) атрибутивные (описательные) признаки – выражены словесно;
б) количественные признаки – выражены числом;
· по роли в совокупности на:
а) факторные признаки, влияющие на изучаемое явление;
б) результативные признаки, изменяющиеся под влиянием факторных признаков.
Схема 4.1.1
Этапы статистического исследования
Определение
проблемы
Формулировка
Темы
исследования
III этап
ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛА
| | 1 этап
ПРОГРАММА
и
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
| | Определение
ЦЕЛИ
и
ЗАДАЧ
Исследования
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ:
|