Обратная связь
|
Высшие органы государственной власти
Конституция ФРГ закрепила строй парламентарной республики. Высшие органы государства, в соответствии с Основным законом 1949 г., - Федеральный президент, Бундестаг и Бундесрат, Федеральное правительство и Федеральный конституционный суд.
Федеральный президент является главой государства. Он избирается специальным органом - Федеральным собранием на 5 лет. Президентом может быть избран гражданин, достигший 40 лет, обладающий избирательными правами. Одно и то же лицо может избираться президентом только на два срока. Он не может быть членом парламента, правительства, ландтага земли, местных представительных органов, занимать руководящие посты в предприятиях и фирмах, занимающихся получением прибыли. Президент пользуется иммунитетом. Полномочия президента типичны для главы парламентарной республики. Он промульгирует законы, участвует в заседаниях правительства, назначает и увольняет должностных лиц, осуществляет право помилования. Президент является представителем ФРГ в отношениях с другими государствами. От имени ФРГ он заключает с ними договоры, аккредитует и принимает послов; назначает федеральных судей, офицеров, имеет право вето (на деле практически не применяет), осуществляет право помилования др. Однако для действительности таких актов (в том числе вето) необходима их контрасигнатура канцлером или соответствующим министром. Контрасигнатура не требуется для актов об увольнении федерального канцлера, при подаче им заявления об отставке, для роспуска нижней палаты, если не избрала нового канцлера в установленный срок, для назначения в этих условиях даты выборов в Бундестаг, для предложения кандидатуры нового канцлера. В этих обстоятельствах контрасигнатура почти невозможна: все это делается, по существу, в условиях вакантности поста канцлера.
Полномочия федерального Президента в случае каких-либо препятствий для исполнения им своих обязанностей осуществляет председатель Бундесрата.
В состав Федерального правительства входят федеральный канцлер - глава правительства, вице-канцлер, министры, возглавляющие министерства, и министры без портфеля. Президент выдвигает кандидатуру на пост Федерального канцлера, который избирается Бундестагом (если он не получает большинства голосов членов Бундестага, президент может распустить палату). В назначении федеральных министров парламент не участвует: он определяет только канцлера. Министры назначаются и увольняются Президентом по предложению канцлера.
Полномочия правительства весьма обширны. Фактически оно осуществляет все функции по управлению государством. Достаточно сильны позиции исполнительной власти в сфере законодательства. Правительство обладает правом законодательной инициативы, при этом Основным законом предусматривается приоритет правительственных законопроектов перед депутатскими. В случае отклонения правительственного законопроекта Бундестагом президент по предложению правительства и с согласия Бундесрата может объявить в отношении этого законопроекта состояние "законодательной необходимости", и тогда для вступления закона в силу достаточно одобрения Бундесратом.
В соответствии с Основным законом члены правительства несут ответственность только перед канцлером. Роль канцлера в государственном механизме ФРГ чрезвычайно велика. Фактически он проводит основную линию всей внутренней и внешней политики страны. В случае отставки канцлера в отставку должно уйти все правительство. Бундестаг может выразить недоверие не всему правительству или отдельным его членам, а только канцлеру. Канцлер отстраняется от должности лишь в случае избрания нового канцлера (так называемый конструктивный вотум недоверия - в отличие от деструктивного, который не требует новой кандидатуры на пост главы правительства).
В законодательной деятельности участвуют Бундестаг (Союзное собрание), Бундесрат (Союзный совет) и Президент республики, который подписывает законы и вправе возвращать их на вторичное рассмотрение (всего таких случаев было около пяти и обусловлены они техническими причинами).
Бундестаг(598 депутатов с 2002 г.) избирается по смешанной избирательной системе (328 депутатов избраны по одномандатным округам, остальные – по партийным спискам земель) на четыре года путем всеобщих, прямых, равных, свободных выборов при тайном голосовании. Его депутаты имеют свободный мандат. Им запрещено совмещать свою деятельность в Бундестаге с другими должностями, занимать руководящие посты в частных фирмах. Депутаты обладают иммунитетом, но могут быть задержаны без разрешения парламента на месте совершения преступления и в течение следующего за этим дня. Индемнитет депутата также несколько ограничен: он может нести ответственность за клеветнические высказывания в парламенте. Денежное вознаграждение депутата составляет около 8 тыс. евро в месяц.
В соответствии с конституцией и регламентом, который неоднократно изменялся и дополнялся, заседаниями Бундестага руководит избранный им на весь срок полномочий президиум – председатель и заместители (на немецком языке должность председателя, как и многие другие председательские должности, называется «президент», в данном случае президент Бундестага). Он осуществляет распорядительную деятельность в здании Бундестага, ему подчинены службы этого органа, он обладает «полицейской властью» в нем, без его разрешения в помещении палаты не может производиться обыск, а также другие следственные действия. Председателю Бундестага помогают избранные палатой заместители. Секретари Бундестага также относятся к его руководству, но в основном ведают организационными вопросами, связанными с делопроизводством.
В Бундестаге создаются партийные фракции (фракция образуется, если партия имеет не менее 5% членов Бундестага, в иных случаях, создается депутатская группа). Руководство фракций участвует в формировании органов Бундестага, в том числе в создании специализированных постоянных комитетов (комиссий) и определении их председателей. В необходимых случаях создаются различные временные комиссии – следственные, ревизионные и др.
В германском праве не существует понятия «сессия парламента», Бундестаг считается находящимся в состоянии постоянной сессии и созывается его председателем на пленарные заседания по мере надобности, хотя, конечно, на практике есть более или менее продолжительный период, когда Бундестаг не заседает вообще. Заседания Бундестага, как и большинства парламентов мира, открытые: они могут быть закрыты по решению большинства присутствующих депутатов.
Бундесрат(69 членов) является представительством земель, но он не избирается, его члены назначаются правительствами земель из их состава (органами исполнительной власти земель) и отзываются ими. Поэтому какого-либо срока полномочий для этого органа конституция не устанавливает. Он имеет переменный членский состав. Число представителей земель в нем зависит от численности населения каждой земли: земли имеют от 3-х до 6-ти представителей, тогда как население может разниться в десятки раз, а размеры территории более чем в 100 раз.
В Бундесрате создаются руководящие и вспомогательные органы. Председатель Бундесрата переизбирается ежегодно. Заседания созываются председателем по мере надобности (обычно через 2-4 недели по пятницам). Он обязан созвать заседание по требованию представителей по крайней мере двух земель, а также по требованию федерального правительства.
Бундесрат участвует в издании актов правительства. Акты правительства и федеральных министров, имеющие политическое значение, нуждаются в его одобрении.
Заседания палат, как правило, открытые, если только депутаты не примут решение о проведении закрытого заседания. Основной закон определяет круг вопросов, относящихся к области исключительной законодательной компетенции федерального парламента и к области конкурирующей законодательной компетенции федерации и земель. Кроме того, ст. 75 Основного закона перечисляет те вопросы, по которым парламент может издавать общие предписания.
Процедура принятия федеральных законов заключается в следующем. Законопроекты в Бундестаге рассматриваются в трех чтениях по классической схеме: обсуждение основных положений и передача законопроекта в соответствующую отраслевую постоянную комиссию или комитет; постатейное обсуждение каждой статьи и голосование по статьям; обсуждение законопроекта в целом и голосование.
Законопроект принимается Бундестагом и сразу передается Бундесрату. Если Бундесрат не одобрит этот законопроект, он может в течение двух недель потребовать созыва согласительного комитета, в котором представлены члены обеих палат. Если комитет предложит какие-то изменения к принятому законопроекту, он должен быть повторно рассмотрен Бундестагом. Законопроект, одобренный Бундестагом вторично, может быть опять отклонен Бундесратом в течение недели. Тогда законопроект направляется в Бундестаг в третий раз, и если за него проголосует большинство членов Бундестага, он считается принятым.
Парламент, а именно Бундестаг, вправе делегировать органам исполнительной власти полномочия по изданию актов, входящих в сферу законодательной компетенции федерации. Такие полномочия могут быть делегированы отдельному министру и даже правительству земли. При делегировании полномочий, касающихся общегосударственных средств транспорта, связи и некоторых других вопросов, требуется согласие Бундесрата. Его согласие также требуется, если правительство издает на основе закона постановления, которые должны выполняться землями.
При принятии закона о бюджете действуют правила, аналогичные правилам, установленным в других государствах (представление проекта только правительством, невозможность без согласия правительства вносить изменения, требующие дополнительных расхода и др.).
Как и в других странах, парламент Германии осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти. Правительство несет ответственность только перед Бундестагом (не перед Бундесратом) как коллективную, так и индивидуальную (коллективная ответственность выражается прежде всего в ответственности канцлера – главы правительства, которое с уходом канцлера в отставку тоже заменяется).
Вопрос о доверии канцлеру голосовался и канцлер сменялся трижды за всю историю страны, последний раз в 2001 г. Роспуск парламента не имел места. Ответственность отдельных министров перед парламентом (недоверие, интерпелляция и др.) не предусмотрена, они отвечают перед канцлером.
Парламент обладает и другими полномочиями, присущими законодательному органу: ратифицирует международные договоры, объявляет состояние обороны при условии угрозы агрессии, формирует некоторые другие высшие органы государства (Бундестаг участвует в выборах Президента республики, Бундестаг и Бундесрат формируют Федеральный конституционный суд, избирают председателя и вице-председателя Счетной палаты – органа финансового контроля).
Бундестаг обладает также контрольными полномочиями в отношении правительства. Они проявляются в формах интерпелляций, устных вопросов, в работе следственных комиссий, в праве требовать отставки правительства.
|
|