Высшие органы государственной власти
По форме правления в соответствии с Конституцией 1947 г. Италия - парламентская республика. Парламент Италии, высший орган законодательной власти, состоит из двух палат - Палаты депутатов и Сената.
Палата депутатов, в состав которой входят 630 депутатов. В соответствии с законами № 274 и 276 от 4 августа 1993 г. и законом «О новом порядке проведения избирательной кампании» (1993 г.) они избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. 475 депутатов избирается по мажоритарной системе в одномандатных округах, 155 – по пропорциональной системе. Депутатами могут быть граждане не моложе 25 лет. Срок полномочий палаты - 5 лет. Полномочия могут быть продлены "только в законодательном порядке и лишь в случае войны" (ст. 60). Первое заседание палаты проводится не позднее 20-го дня после выборов, на нем избирается председатель и президиум - постоянный орган палаты, выполняющий ее функции в перерывах между сессиями. Палата избирается из своих членов постоянные и временные комиссии, которые играют большую роль в ее работе. В них ведется, в частности, разработка законопроектов, причем, в отличие от парламентских комиссий других стран, комиссии итальянского парламента наделены правом не только рассматривать, но и принимать законопроекты. Исключение составляют законопроекты по конституционным и избирательным вопросам, делегирующие законодательную власть, устанавливающие бюджет, и некоторые другие (ст. 72).
Сенат республики - верхняя палата парламента, избирается сроком на пять лет на основе мажоритарно-пропорциональной избирательной системы. Сенат является палатой областей, в его составе 315 человек. 3/4 сенаторов избираются по мажоритарной системе и 1/4 - по пропорциональной. Количество сенаторов от области зависит от численности ее населения. Для избрания в Сенат установлен возрастной ценз, равный 40 годам. Согласно Конституции, тот, кто был президентом республики, становится автоматически сенатором, "если не откажется от этого" (ст. 59). Кроме того, президент может назначить в Сенат пожизненно 5 человек из числа почетных граждан, прославивших родину достижениями в области науки, литературы, искусства. По пропорциональному принципу представительства партий Сенат избирает постоянные и временные комиссии. Их роль так же велика, как и роль комиссий в Палате депутатов. Обе палаты работают в сессионном порядке, начиная свою деятельность, как правило, в первый будний день февраля и октября. Каждая палата устанавливает свой регламент работы. Заседания палат открытые, однако, каждая из них может принять решение о закрытом заседании (ст. 64). Они обладают одинаковыми правомочиями в сфере законодательства, на равных началах ежегодно утверждают бюджеты и сметы об их исполнении (ст. 81). В компетенцию той и другой палаты входит объявление состояния войны и наделение правительства необходимыми полномочиями. Палаты ратифицируют международные договоры. Каждая палата может проводить расследование по вопросам, представляющим общественный интерес.
Основное правомочие парламента - принятие законов - осуществляется следующим образом. Законопроект проходит несколько чтений. В ходе первого чтения по палатам оглашаются наименование и цель законопроекта и решается вопрос о принятии его к рассмотрению (законопроект может быть тут же отвергнут). Далее законопроект передается на рассмотрение в одну из комиссий, где проходит второе чтение - комиссия обсуждает законопроект, вносить в него изменения, дополнения. Затем проводится третье чтение - осуждение законопроекта на пленарном заседании палат и голосование по нему. В случае разногласий между палатами для выработки общего мнения создается согласительная комиссия из представителей обеих палат. По решению палат третье чтение законопроекта (исключение составляют поправки к Конституции, избирательные законопроекты, законопроекты об утверждении бюджета и некоторые другие) может быть перенесено в постоянную комиссию, рассматривавшую данный билль. Подавляющая часть законов принимается именно таким способом. После принятия закона поступает на утверждение президента республики. Закон публикуется в течение месяца со дня утверждения и вступает в силу на 15-день после опубликования, за исключением случаев, когда в самом законе установлен иной срок.
Еще одно важное правомочие парламента - контроль за деятельностью правительства. Парламентский контроль осуществляется в форме интерпелляций, резолюций, выражающих отношение депутатов к тому или иному вопросу, а также расследований, производимых следственными комиссиями.
Конституция подробно не говорит о полномочиях парламента. На практике же итальянский парламент обладает неограниченной компетенцией. Он может принять к своему рассмотрению любой вопрос, не относящийся к компетенции других органов, поскольку при парламентарной республике (каковой является Италия) парламент – высший орган государственной власти.
Особенностью итальянского парламента является также наличие «сильной» верхней палаты. В отличие от других стран обе палаты парламента Италии утверждают правительство, контролируют его деятельность, избирают иных должности лиц, имеют примерно равные права.
Спецификой Италии является наличие такого уникального института, народное вето. Народное вето – это референдум против закона, принятого парламентом. Данный референдум назначается сравнительно несложно: он проводится по инициативе либо 500 тыс. избирателей (примерно 1 % гражцан Италии), либо по решению 5 (из 20) областных советов.
В случае проведения такого референдума голосование идет против принятого закона. Если против закона проголосуют более половины избирателей, участвущих в референдуме, а в голосовании примут участие более 50% зарегистрированных избирателей, то такой закон считается отмененным.
Институт народного вето прочно вошел в законодательный процесс Италии и применяется достаточно часто. Подобные референдумы проводились в 1974, 1978, 1981, 1985, 1987, 1990, 1991, 1993 гг. (примерно 1 раз в 3 - 4 года), причем на одном референдуме обычно решается судьба нескольких законов.
Народное вето нельзя проводить за год до окончания полномочий парламента и через год после его избрания, а также в последние 3 месяца каждого года. Таким образом, в течение 5-летней легислатуры парламента народное вето может быть применено только в пределах 2,5 лет. Благодаря народному вето в Италии было отменено более 30 законов, принятых парламентом.
Главой государства в Италии является президент, который избирается на 7-летний срок с возможностью неограниченного переизбрания (однако на практике в истории Италии все президенты избирались только на один срок). В соответствии с Конституцией (ст. 84) президентом может быть избран любой гражданин, достигший 50 лет и пользующийся гражданскими и политическими правами.
Президента Италии избирает особая коллегия, в состав которой входят: все члены парламента (Палаты депутатов и Сената); представители областей (по 3 от каждой и 1 от области Балле д'Аоста), избираемые областными советами.
В отличие от аналогичной коллегии в ФРГ, где число членов парламента равно числу представителей земель, в Италии наблюдается явная диспропорция – 945 членов парламента (без учета пожизненных сенаторов) против 58 представителей областей. Фактически президент Италии избирается членами парламента, однако символическое присутствие делегатов от областей придает итальянскому президенту большую легитимность, чем если бы он избирался только парламентом.
Для избрания кандидату в президенты необходимо набрать не менее 2/3 голосов членов коллегии. После трех голосований для избрания достаточно более 50% от общего числа членов коллегии.
Правомочия главы государства установлены Конституцией. Он определяет день всеобщих выборов в парламент, может распустить палаты, назначает и увольняет высших должностных лиц государства, имеет право помиловать и смягчать приговоры, является верховным главнокомандующим, принимает дипломатических представителей иностранных государств. Президент обладает также серьезными правами в области законодательства. Он промульгирует законы, принятые парламентом, и сам издает декреты, имеющие силу закона. Президент обладает правом отлагательного вето в отношении парламентских законов, которое может быть преодолено только вторичным принятием закона абсолютным большинством голосов обеих палат. Президент не несет ответственности за действия, совершаемые им во время исполнения своих обязанностей, если это не измена или посягательство на Конституцию. Акты президента должны быть скреплены подписью соответствующего министра, который несет за них ответственность.
Поскольку для Италии характерны частые правительственные кризисы, неразрешимые межпартийные противоречия, парализующие работу парламента, периодически возникает необходимость либо в арбитре, либо в досрочном роспуске парламента и проведении новых выборов. Здесь роль президента незаменима. За последние 50 лет именно президент принимал окончательное решение – добивался отставки непопулярных премьер-министров, мирил фракции и очень часто шел на крайнюю меру – распускал парламент и назначал новые выборы.
Теоретически конституция предусматривает ответственность президента за нарушение конституции и государственную измену. В этом случае парламерт на совместном заседании его палат большинством голосов от общего числа членов принимает решение о предании президента суду.
Парламент Италии не может быть распущен в последние 6 месяцев полномочий президента. Это правило не действует, если последние 6 месяцев полномочий президента «пересекаются» с последними 6 месяцами полномочий парламента.
Правительство Италии -Совет министров - осуществляет высшую исполнительную власть в стране.
Председатель правительства назначается на должность Президентом Италии с учетом расстановки политических сил в обеих палатах парламента (поскольку обе палаты избираются почти по одинаковой системе, то в них представительство партий примерно одинаковое и должность главы правительства предлагается лидеру победившей партии или представителю коалиции, имеющей большинство). Затем президент по представлению премьер-министра назначает министров, после чего Совет министров представляется для утверждения парламенту.
Особенности формирования правительства Италии заключаются в том, что: правительство сначала формируется, а затем утверждается парламентом; правительство утверждается в обеих палатах парламента (в других странахправительство обычно утверждается только в одной – «нижней» палате);
Парламент должен вынести правительству вотум доверия в течение 10 дней после его образования.
В Конституции не содержится полного перечня полномочий правительства, хотя его компетенция весьма обширна - практически оно осуществляет руководство государством. Особенно широки полномочия правительства в области управления государственным аппаратом: все административные учреждения и ведомства страны находятся под его контролем. Совет министров играет большую роль в законодательном процессе. Пользуясь правом законодательной инициативы, он вносит свои законопроекты на обсуждение парламента и благодаря поддержке парламентского большинства добивается их принятия. Правительство само издает различные акты подзаконного характера - регламенты. Кроме того, в порядке делегированного законодательства оно осуществляет непосредственно законодательные функции, издавая акты, имеющие силу закона. Глава правительства "направляет общую политику правительства и несет за нее ответственность". В соответствии с Конституцией премьер-министр и министры ответственны перед парламентом: премьер-министр за общую политику правительства, министры несут коллегиальную ответственность за действия правительства и индивидуальную - за действия своих ведомств. Правительство должно уйти в отставку, если одна из палат вынесет ему резолюцию недоверия, которая должна быть подписана не менее 1/10 членов палаты и поставлена на обсуждение не ранее чем 3 дня после ее вынесения. За преступления, совершенные при выполнении своих обязанностей, председатель Совета министров и министры могут быть преданы суду. Решение о судебном преследовании выносится парламентом на совместном заседании палат.
Достаточно важным органом, хотя и консультативного характера, является Национальный совет экономики и труда, в состав которого входят представители президента, правительсква, эксперты в области различных ветвей экономики. Они назначаются сроком на 5 лет. Совет обладает правом законодательной инициативы и координирует вопросы взаимосвязей с европейским сообществом.
Среди высших органов юстиции можно выделить Государственный совет, Высший совет магистратуры и Счетную палату.
Государственный совет, состав которого формируется президентом страны. Данный орган выполняет консультативные функции в области административного права, дает заключения о законопроектах, осуществляет юрисдикцию по защите законных интересов, связанных с действиями государственных органов.
В состав Высшего совета магистратуры входят высшие должностные лица судебной системы, а также выборныые представители от парламента и судов, имеющие юридическое образование и значительный стаж работы. Данный орган призван обеспечить автономию и независимость судебной системы.
Важную роль имеет достаточно многочисленная Счетная палата. В ее состав входт примерно 450 магистратов (представители прокуратуры и судов) и 3400 административных работников. Данный орган осуществляет предварительный контроль законности актов правительства, следит за правильным исполнением государственного бюджета, осуществляет контроль за деятельностью финансовых органов. Финансирование которых осуществляет государство.
|