Высшие органы государственной власти В соответствии с Конституцией 1978 г. Испания является конституционной монархией.
Престолонаследие в Испании осуществляется по кастильской системе, то есть при отсутствии наследников по мужской линии трон может наследовать и женщина. В таком случае она будет правящей королевой Испании. Жена короля также носит титул королевы, но правящей королевой она не является.
Для вступления в брак наследник должен получить согласие короля и Генеральных кортесов. Если наследник заключит брак вопреки их воле, он и его потомки теряют право на престол.
Нынешним королем Испании является Хуан Карлос I де Бурбон, а наследником престола – его сын, принц Фелипе.
Восшествие на престол Хуана Карлоса I, потомка прежних королей свергнутой в 1931 г. династии, было предусмотрено диктатором Франко еще при жизни. Согласно завещанию Франко после его смерти страна должна была перейти к конституционной монархии.
Восстановление в Испании монархии во главе с Хуаном Карлосом І – результат компромисса между старыми, фашистскими и консервативными политическими силами и новыми демократическими. Тем не менее на протяжении уже почти четверти века Хуан Карлос І, является, согласно конституции, символом государственного единства и постоянства, "гарантом правильного функционирования государственных институтов".
Достаточно обширные полномочия короля могут быть осуществлены им только с контрассигнации председателя правительства или соответствующего министра. К их числу относятся: санкционирование и промульгация законов, созыв и роспуск Генеральных кортесов, объявление всеобщих выборов, назначение и увольнение членов правительства. Король является: верховным главнокомандующим, осуществляет право помилования, представляет страну в международных отношениях. Что касается его отношений с парламентом, то здесь нужно отметить следующее. Король не обладает даже таким традиционным для главы государства правом, как право вето. Статья 91 Конституции закрепляет, что "в течение 15 дней после одобрения Генеральными кортесами законопроекты утверждаются королем". Король может назначить референдум, но только по предложению председателя, которое одобрено Конгрессом депутатов - нижней палатой парламента. После предварительного совещания с представителями политических партий в парламенте король предлагает Конгрессу депутатов кандидатуру главы правительства. Эта кандидатура должна быть одобрена председателем Конгресса депутатов. Члены правительства назначаются и увольняются королем по предложению главы правительства.
Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту - Генеральным кортесам.
Нижняя палата – Конгресс депутатовсостоит из 350 депутатов, избираемых на 4 года по пропорциональной системе с использованием 3-х процентного заградительного барьера.
Верхняя палата - Сенат состоит из 208 сенаторов, избираемых народом и назначаемых королем. Срок полномочий Сената – 4 года.
43 сенатора, то есть около 1/5 назначает король. Выборы сенаторов происходят по мажоритарной системе в многомандатных и одномандатных округах от территориальных единиц: по 4 сенатора избираются от провинций (составляющих многомандатный мажоритарный округ); по 3 сенатора избирают Большие Канарские о-ва, о-в Тенерифе, о-в Мальорка (каждый); по 2 – города Сеута и Мелилья (находящиеся на африканском континенте); по 1 – острова, кроме вышеуказанных.
Сессии парламента созываются два раза в год и длятся по четыре-пять месяцев. По требованию правительства, постоянной комиссии парламента или абсолютного большинства членов палат могут проводиться чрезвычайные сессии, которые созываются по определенной повестке дня. Деятельность депутатов осуществляется на пленарных заседаниях и через комиссии. Пленарные заседания палат являются открытыми. Решения принимаются большинством присутствующих депутатов обеих палат.
К компетенции парламента Испании относится выработка законов, принятие бюджета, контроль за деятельностью правительства, установление регентства, опекунства, избрание премьер-министра («нижняя» палата); участие в формировании высших органов государственной власти, высших судов; решение важнейших вопросов внутренней и внешней политики.
Круг вопросов, по которым парламент может принимать законы, не очерчен, однако его законодательная деятельность заключается прежде всего в издании законов, относящихся, согласно ст. 81, к развитию основных прав и свобод, законов, одобряющих статуты об автономии, устанавливающих порядок всеобщих выборов, а также иных законов, специально предусмотренных Конституцией. По всем другим вопросам парламент может делегировать правительству право издавать "законодательные декреты". В "чрезвычайных и срочных" случаях правительство вправе издавать "декреты-законы" (они могут касаться основных институтов государства и права, обязанностей и свобод граждан), которые должны быть рассмотрены и утверждены Кортесами в 30-дневный срок (ст. 86). Право законодательной инициативы принадлежит правительству, Конгрессу, Сенату.
Каждая палата избирает из своего состава председателя палаты и депутацию.
Депутация – особенность испанского парламента. Это своеобразный «мини-парламент». Каждая палата с учетом расстановки политических сил избирает депутацию в составе 21 человека. «Мини-парламент», состоящий их двух «мини-палат» – депутаций, работает в перерывах между сессиями, в период роспуска парламента и в других непредвиденных обстоятельствах. Тем самым испанский парламент при любых обстоятельствах имеет круглогодичную работоспособность.
Генеральные кортесы (парламент) могут быть досрочно распущены королем в трех случаях:
- с целью принятия новой конституции (парламент, принявший решение о разработке новой конституции либо о ее существенном изменении, должен быть распущен, а новую конституцию – принимать вновь избранный парламент);
- если парламент в течение 2 месяцев отклоняет кандидатуры на пост премьер-министра, предложенные королем;
- если парламент вынес правительству конструктивный вотум недоверия, а правительство с ним не согласилось и не ушло в отставку.
Правительство -Совет министров осуществляет исполнительную власть. Оно состоит из председателя, его заместителей, министров и других членов. Кандидатура председателя предлагается королем и одобряется Кортесами. Остальные члены правительства назначаются и увольняются королем по предложению председателя правительства. Председатель руководит деятельностью правительства и несет за нее ответственность. В соответствии с Конституцией правительство осуществляет руководство "внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны". Правительство ответственно перед Кортесами за свою деятельность. Парламентский контроль за деятельностью правительства выражается в форме интерпелляции и вопросов к членам правительства, резолюции порицания, проверки деятельности правительства следственными комиссиями парламента. При утрате парламентского недоверия правительство должно подать в отставку. Отставка правительства предусмотрена также в случае ухода в отставку или смерти председателя правительства.
Премьер-министр играет значительную роль в политической жизни Испании. Однако, в отличие от других парламентарных монархий, в Испании премьер-министр – второй политический лидер и находится «в тени» авторитета короля.
В Испании своеобразно используется институт конструктивного вотума недоверия. Вотум недоверия (резолюция порицания) правительству Испании может быть вынесен только в том случае, если указывается кандидатура нового премьер-министра. Однако если в ФРГ вынесение конструктивного вотума недоверия автоматически влечет отставку правительства и избрание канцлером указанного в вотуме лица, то в Испании это не происходит автоматически.
Кандидат, указанный на пост премьер-министра при вынесении конструктивного вотума недоверия, становится таковым только в том случае, если правительство согласится с вынесенным ему конструктивным вотумом недоверия и уйдет в отставку.
Если правительство с вотумом недоверия не согласится, по инициативе правительства король распускает парламент (одну или обе палаты) и назначает новые выборы.
|