ЛЕКЦИЯ 14. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ФРАНЦИИ
Конституция Франции
Конституция Франции состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой французской революции; преамбулы конституции 1946 года; конституции 1958 года, в которой имеются ссылки на указанные выше документы и некоторые международные акты. В конституции наряду с преамбулой содержится 93 статьи, объединенные в 15 разделов.
Существенное влияние на содержание конституции оказала обстановка, в которой она принималась. В условиях острейшего внутриполитического и внешнеполитического кризиса, основной причиной которого явилась борьба Алжира за освобождение от колониальной зависимости, парламент согласился на значительное расширение полномочий президента де Голля. Проект конституции был обсужден в Консультативном совете, созданном для ее подготовки, и в Совете министров, а затем одобрен на референдуме 28 октября 1958 года.
Основные черты Конституции.
- не содержит положений о социально-экономической структуре общества;
- в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях);
- нет раздела о правовом статусе личности;
- отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом состояния граждан).
Более детально некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле Конституции 1946 г. (обращение в коллективную собственность объектов, которые обретают характер национальных общественных служб или фактических монополий, участие трудящихся в руководстве предприятиями, свобода труда и обязанность трудиться, право на образование, охрану здоровья, профсоюзные свободы, социальное обслуживание населения, отказ от войны с целью завоеваний, возможность ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях взаимности).
- провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме;
- провозглашает создание Французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически прекратило свое существование десятки лет назад, а юридически ликвидировано реформой Конституции в 1995 г., но этот раздел Конституции восстановлен, как отмечалось, в 1998 г. в своеобразной форме).
- Конституция 1958 г. подтвердила девиз республики: «Свобода, Равенство, Братство», возникший ещё в XVIII в. во время революции, установила принцип республики: «Правление народа, по воле народа и для народа»;
- определила основные условия для создания политических партий;
- провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.
- в Конституции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992 г. осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.
По форме правления Франция — полупрезидентская, полупарламентарная республика, по форме территориально-политического устройства — сложное унитарное государство (Корсика — политическая автономия, Новая Каледония — нечто вроде «ассоциированного штата»), член Французского Сообщества. Во Франции существует демократический государственный режим. Поправка 2003 г. к Конституции устанавливает, что государство является децентрализованным.
Право предлагать поправки к Конституции принадлежит Президенту, который должен делать это по предложению правительства, но на деле действует самостоятельно, а также членам парламента. Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение предусматривает две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами парламента абсолютным большинством голосов в идентичной редакции (стадия принятия поправки), а затем такой закон утверждается на референдуме абсолютным большинством или конгрессом парламента (совместным заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов (стадия ратификации, утверждения). На первой стадии законопроект обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии (независимо от того, референдум это или конгресс) можно лишь голосовать «за», «против» или воздержаться. Вопрос о том, какую форму утверждения применить, — решает Президент. Применялся и тот, и другой способ.
Последние существенные поправки:
- 1992 г. – новая глава в связи с вхождением Франции в Европейский Союз);
- 1995 г. – относящиеся к вопросам референдума, об отмене депутатской неприкосновенности в случае уголовного преступления;
- 1998 г. – о положении Новой Каледонии и в связи с этим о восстановлении раздела о Французском Сообществе;
- 2002 г. – уменьшение срока полномочий Президента с семи до пяти лет;
- 2003 г. – о децентрализации государства.
Конституционный контроль осуществляют Конституционный совет (конституционность актов парламента) и Государственный совет (конституционность актов органов исполнительной власти).
Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: Президентом, председателем Сената (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижнейпалаты). Каждое из этих должностных лиц назначает 1/3 членов Совета на девять лет. Быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется 1/3 членов Совета. Другая часть Конституционного совета бывшие – все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте, с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партии.
Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли они Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе отменить его. Кроме функции конституционного надзора в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением общенациональных референдумов и рассмотрения споров о правильности избрания депутатов парламента. Решения Конституционного совета окончательны и обжалованию не подлежат. Они обязательны для всех государственных органов.
Государственный советназначается Президентом и дает заключения правительству о соответствии его актов конституции и закону, а также рассматриваетжалобы граждан по поводу нарушения их прав. Государственный Совет является также высшим административным судом. Формально его возглавляет премьер-министр, фактически – министр юстиции. Совет проверяет акты правительства на предмет соответствия конституции,
Конституционный контроль во Франции по отношению к законам является предварительным. Последующий конституционный контроль осуществляется и при обращении граждан в административные суды (в конечном счете — в Государственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные Права граждан.
|