Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Управление составлением сметы

Для обеспечения эффективной работы по составлению сметы применяются соответствующие административные процедуры. Данные процедуры должны быть приспособлены к требованиям организации. Для эффективного составления сметы должны быть в рамках разрабатываемых процедур учтены следующие три элемента: планово-финансовая комиссия, бухгалтерский персонал, руководство по разработке смет.

Планово-финансовая комиссия обычно состоит из специалистов высокого уровня, которые представляют основные сегменты компании. Ее главная задача – обеспечение принятия реалистичных смет и координация. При нормальной процедуре функциональные руководители представляют свои сметы на утверждение комиссии. Если смета не отражает обоснованного уровня производительности, то она не принимается и от функционального руководителя требуется ее корректировка и повторное представление на рассмотрение комиссии. Планово-финансовая комиссия может назначить менеджера, который будет руководить составлением сметы. Чаще всего таким специалистом является бухгалтер. Его роль заключается в координации отдельных смет в обобщенную смету организации.

Бухгалтерский персонал обычно оказывает помощь менеджерам в подготовке их смет. Он, Пример, разрабатывает и распространяет инструкции по составлению сметы, обеспечивает информацию о прошлых периодах, которая может быть полезной при подготовке сметы на плановый период. Хотя сам бухгалтерский персонал не определяет содержание сметы, они участвуют в их составлении, оказывая консультации и техническую поддержку менеджерам.

Руководство по составлению сметы обычно разрабатывает бухгалтер. В руководстве должны быть описаны цели и процедуры составления сметы. Дополнительно к руководству может включаться график, который точно определяет порядок составления смет и даты, к которым они должны быть представлены планово-финансовой комиссии.



В каждом конкретном случае количество этапов составления сметы может сильно варьировать. Однако можно выделить основные из них, которые будут присутствовать независимо от условий функционирования организации.

1. Определение политики составления сметы.

2. Определение фактора, ограничивающего выпуск продукции.

3. Подготовка программы сбыта.

4. Первоначальная подготовка сметы.

5. Анализ альтернатив (анализ первоначальной сметы).

6. Принятие сметы.

7. Ежемесячный анализ сметы.

Пример составления сметы

Процедуру составления сметы рассмотрим на примере компании обрабатывающей промышленности. Количество исходной информации значительно меньше, чем это обычно бывает на производстве. Смета будет составляться на год, без разбивки по периодам.

Исходные данные следующие. Некоторая компания производит два изделия – «альфа» и «сигма». Изделие альфа изготавливается цехом 1, изделие сигма – цехом 2.

Нормативные расходы на основные материалы и оплату рабочей силы следующие.

Показатель Сумма, руб. Изделие альфа Изделие сигма
Материал Х, на ед. 1,80
Материал У, на ед. 4,00
Труд основных производственных рабочих, за час 3,00

Накладные расходы возмещаются на базе показателя рабочего времени основных производственных рабочих.

Компания провела анализ рынка и разработала на его основе программу сбыта. Программа сбыта показывает количество каждого изделия, которое компания планирует продать, и планируемую цену реализации. В программе представляют прогноз совокупного дохода, на основе которого оцениваются наличные поступления от потребителей. Программа сбыта, представленная ниже, является основой всех других смет, т. к. все расходы непосредственно зависят от объема продаж.

Изделие Количество, шт. Цена реализации, руб./шт. Совокупный доход, руб.
Альфа 8 500 100,00 850 000,00
Сигма 1 600 140,00 224 000,00
Итого программа сбыта 1 074 000,00

Общая программа сбыта должна быть подкреплена подробными вспомогательными программами с анализом сбыта по сферам ответственности и анализом продажи каждого изделия. Также имеется следующая информация о запасах готовой продукции и материалов.

Показатель Готовая продукция
Изделие альфа Изделие сигма
Необходимые запасы на конец учетного периода, руб. 1 870
Запасы на начало учетного периода, шт.
  Основные материалы
Материал Х Материал У
Запасы на начало учетного периода, шт. 8 500 8 000
Необходимые запасы на конец учетного периода, шт. 10 200 1 700

После того как подготовлена программа сбыта, разрабатывают производственную программу. Она формируется только в количественных показателях и входит в сферу ответственности руководителя производства. Целью программы является обеспечение объема производства, достаточного для удовлетворения покупательского спроса и создание целесообразного уровня запасов.

Показатель годовой производственной программы Цех 1 (альфа), руб. Цех 2 (сигма), руб.
Изделия к реализации, шт. 8 500 1 600
Планируемый запас на конец периода, шт. 1 870
Всего на продажу, шт. 10 370 1 690
Планируемый остаток на начало периода, шт. (минус)
Производство, шт. 10 200 1 605

Данные об общем объеме производства для каждого цеха должны быть проанализированы по месяцам.

Информация о распределении накладных расходов следующая.

Показатель Цех 1, руб. Цех 2, руб.
Сметная ставка распределения накладных расходов (на час труда основных производственных рабочих) - вспомогательные материалы - труд вспомогательных рабочих - энергия (переменная часть) - ремонт и техническое обслуживание (переменная часть)     0,30 0,30 0,15 0,05     0,20 0,30 0,10 0,10
Сметные постоянные накладные расходы - амортизация - контроль - энергия (постоянная часть) - ремонт и техническое обслуживание (постоянная часть)   25 000,00 25 000,00 10 000,00 11 400,00   20 000,00 10 000,00 500,00 799,00
Оценка непроизводственных накладных расходов - канцелярские товары (офис) - жалование отдела сбыта - жалование администрации - комиссионные - транспортные расходы (отдел сбыта) - реклама - прочие   1 000,00 18 500,00 7 000,00 15 000,00 5 500,00 20 000,00 2 000,00

Начальники обоих цехов должны подготовить оценку материалов, которые требуются для выполнения производственной программы (табл. 7.2). За составление сметы затрат на приобретение основных производственных материалов (табл. 7.3) отвечает начальник отдела закупок, т. к. именно он несет ответственность за работу производства, а значит, и за обеспечение производства сырьем в необходимом количестве. Смета использования материалов и смета затрат на приобретение основных материалов представлены ниже.

На руководителях цехов лежит ответственность за составление сметы по труду. Они подготавливают расчет затрат рабочего времени, которое необходимо для удовлетворения потребностей производства. Если на предприятии существует квалификационное деление труда, то такие виды труда в смете указываются отдельно. Сметные почасовые нормы определяет отдел труда. Смета по труду представлена ниже (табл. 7.4).

Сметы отдела сбыта и администрации могут быть для простоты объединены в одну (табл. 7.1). На практике сметы должны составляться раздельно, т. к. за их составление отвечают начальники разных отделов.

Таблица 7.1

Годовая смета отдела сбыта и администрации, руб.

Отдел сбыта: - жалованье - комиссионные - транспортные расходы - реклама Итого   18 500,00 15 000,00 5 500,00 20 000,00   59 000,00
Администрация: - канцелярские товары - жалованье - прочие расходы. Итого   1 000,00 7 000,00 2 000,00     10 000,00

 


Таблица 7.2 Годовая смета использования основных материалов
Материал Цех 1 Цех 2 Всего
Единиц Цена, руб./ед. Всего, руб. Единиц Цена, руб./ед. Всего, руб. Единиц Цена, руб./ед. Всего, руб.
Материал Х 10 (расход на альфу из условия)*10200шт. (программа сбыта по цеху 1 или по изделию альфа) = 102 000 шт. 1,80 183 600,00 8*1605 =12 840 1,80 23 112,00 102000+12840 =114840 1,80 206 712,00
Материал У 5 * 10200=51 000 шт. 4,00 204 000,00 9*1605 =14445 4,00 57 780,00 51000+14445 = 65445 4,00 261 780,00
Итого 387 600,00   80 892,00   468 492,00

 

Таблица 7.3

Смета затрат на приобретение основных материалов

Показатель Материал Х, шт. Материал У, шт.
Количество по годовой смете использования материалов 114 840 65 445
Планируемый запас на конец периода 10 200 (из условия – информация о запасах) 1 700
Планируемый запас на начало периода 8 500 (из условия – информация о запасах) 8 000
Итого к приобретению 114840+10200-8500=116 540 65445+1700-8000=59 145
Цена приобретения, руб./шт. 1,80 4,00
Итого расходы на закупки, руб. 209 772,00 236 580,00

 

Таблица 7.4

Годовая смета по труду основных производственных рабочих

Показатель Цех 1 Цех 2 Итого
Запланировано производство, шт. 10 200 (из производственной программы) 1 605 126 075
Время на изготовление единицы продукции, ч 10 (из условия – расход материалов и труда)
Общее запланированное время, ч 10200*10 = 102 000 1605*15 = 24 075
Плановые ставки почасовой заработной платы, руб./ч. 3,00 (из условия – расход материалов и труда) 3,00 378 225,00
Итого фонд оплаты труда, руб. 102000*3 = 306 000,00 24075*3 = 72 225,00

 


За составление сметы общезаводских накладных расходов отвечает руководитель производственного отдела. Общая сумма накладных расходов в смете будет зависеть от динамики расходов по отдельным статьям в отношении к прогнозируемому уровню производства. Накладные расходы необходимо анализировать с тем, чтобы выяснить, управляемы они или нет, и установить контроль за уровнем этих расходов.

Сметные затраты по статьям переменных накладных расходов определяются путем умножения сметного труда основных производственных рабочих по каждому цеху на сметную почасовую ставку распределения накладных расходов

Годовая смета накладных общезаводских расходов представлена в табл. 7.5.

При этом необходимо помнить, что прогнозируемая деятельность по цеху 1 – 102 000 ч, по цеху 2 – 24 075 ч (из сметы по труду основных производственных рабочих).

Таблица 7.5

Годовая смета общезаводских накладных расходов, руб.
Элемент затрат Ставка распределения накладных расходов на час труда основных производственных рабочих Накладные расходы Итого
Цех 1 Цех 2 Цех 1 Цех 2
Контролируемые расходы: - вспомогательные материалы - труд вспомогательных рабочих - энергия (переменная часть) - ремонт и техобслуживание (переменная часть) Итого     0,30 (из условия)   0,30   0,15   0,05     0,20   0,30   0,10   0,10     30 600,00   30 600,00   15 300,00   5 100,00     81 600,00     4 815,00   7 222,50   2 407,50   2 407,50     16 852,50   98 452,50
Неконтролируемые расходы: - амортизация - контроль - энергия (постоянная часть) - ремонт и техобслуживание (постоянная часть) Итого         25 000,00 25 000,00 10 000,00   11 400,00     71 400,00     20 000,00 10 000,00 500,00   799,00     31 299,00   102 699,00
Совокупные накладные расходы     153 000,00 48 151,50 201 151,50
Сметная ставка распределения общезаводских накладных расходов     1,50 (153000/102000) 2,00 (48151,50/24075)  

Для контроля уровня издержек смета по труду основных производственных рабочих, смета использования материалов и смета общезаводских накладных расходов объединяются в сметы цехов (табл. 7.6). Эти сметы обычно разбиваются на двенадцать месячных смет. Для оценки эффективности деятельности плановые помесячные сметы сопоставляют с фактическими данными.

Таблица 7.6

Годовая производственная смета цеха 1, руб.

Элемент затрат По смете Фактически
Труд основных производственных рабочих (из сметы по труду) 306 000,00  
Основные материалы - материал Х (102000ед. по цене 1,80 руб.) - материал У (51000шт. по цене 4,00 руб.) 387 600,00 183 600,00 204 000,00  
Контролируемые накладные расходы - вспомогательные материалы - труд вспомогательных рабочих - энергия (переменная часть) - ремонт и обслуживание (переменная часть) 81 600,00 30 600,00 30 600,00 15 300,00 5 100,00  
Продолжение табл. 7.6
Неконтролируемые накладные расходы (по смете общезаводских расходов): - амортизация - контроль - энергия (постоянная часть) - ремонт и техобслуживание (постоянная часть)   71 400,00 25 000,00 25 000,00 10 000,00 11 400,00  
Итого 846 600,00  

Аналогично составляется смета для цеха 2. Также рассчитывается себестоимость единицы продукции (табл. 7.7).

Таблица 7.7

Расчет себестоимости единицы изделия

Элементы Изделие альфа Изделие сигма
Единицы Сумма, руб. Единицы Сумма, руб.
Основные материалы: - Х (расход 10 ед. по цене 1,80 руб.) - У (расход 5 единиц по цене 4 руб.)     18,00 20,00     14,40 36,00
Труд основных производственных рабочих (10 ч по 3 руб.) 30,00 45,00
Общезаводские накладные расходы: - цех 1 (ставка 1,5руб. на 10 ч работы ) - цех 2 (ставка 2 руб. на 15 ч)   1,5 -   15,00 -     2,00     30,00
ИТОГО   83,00   125,40

После того как все сметы составлены для получения общей картины формируют сметный отчет о прибылях и убытках табл. 7.8).

Таблица 7.8

Сметный отчет о прибылях и убытках

Статья Сумма, руб.
Реализация (из программы сбыта) 1 074 000,00
Запасы - сырье на начало года (из баланса на начало года ) - закупки (из сметы затрат на приобретение основных материалов сумма по обоим материалам) - сырье на конец периода (по смете затрат на приобретение 10200 ед.*1,80 + 1700 ед.*4) 468 492,00 47 300,00 446 352,00   (25 160,00)
Труд основных производственных рабочих (годовая смета по труду) 378 225,00
Общезаводские накладные расходы (смета общезаводских накладных расходов) 201 151,50
Совокупные производственные расходы 1 047 868,50
Запасы готовой продукции - на начало периода (из баланса), - готовая продукция на конец периода (по годовой производственной программе берем количество и умножаем на себестоимость, рассчитанную выше 1870 ед.*83руб. + 90*125,40) (141 727,00) 24 769,00 (166 496,00)
Себестоимость реализованной продукции (совокупные производственные расходы минус запасы готовой продукции) 906 141,50
Валовая прибыль 167 858,50
Реализационные и административные расходы (по смете отдела сбыта и администрации) 69 000,00
Планируемая прибыль от производственной деятельности 98 858,50

По данным баланса на начало периода составляется прогнозируемый баланс на конец отчетного периода с учетом запасов на начало года, реализации и запасов на конец года по укрупненным разделам:

- основной капитал;

- оборотный капитал (где данные по дебиторам и по расчетному счету берутся из данных кассовой консолидированной сметы);

- краткосрочные обязательства (из движения денежных средств);

- собственный капитал (уставный и планируемая прибыль).

Кассовая консолидированная отчетность составляется для планирования потоков денежных средств.

Задания по теме 7

1. Компания производит три изделия. Нормативные затраты на производство изделий.

 

Материал Стоимость, руб./ед. Единиц материла в готовом изделии
А В С
55,00 -
50,00
35,00 -
60,00 -
80,00 -

Потерь материалов в производстве нет. Планируемый объем продаж.

Изделие Единиц
А 12 000
В 15 000
С 10 000

Предполагаемые запасы на начало периода.

Готовая продукция, ед. А 1 800
В 2 000
С 1 600
Материалы . ед. 20 000
30 000
15 000
5 000
9 000

Планируется увеличить запасы готовой продукции к концу периода на 10%, а запасы сырья снизить на 10%. Необходимо подготовить следующие документы: производственную программу по количеству; смету использования материалов; смету приобретения материалов.

 

2. Некоторая компания производит два изделия, используя материал одного вида и рабочую силу одной квалификации. Имеются данные о деятельности.

Показатель Изделие К Изделие В
Плановый объем продаж, ед. 3 000 4 500
Сметный расход материалов на единицу, кг
Сметная стоимость материалов, руб./ед.
Норма времени на единицу, час

Сметная ставка заработной платы основных производственных рабочих составляет 4 руб. за час при сорокачасовой рабочей неделе, надбавка за сверхурочную работу 50%, в компании 65 рабочих основного производства.

На начало периода запасы на предприятии

- изделие К – 1 050 ед.;

- изделие В – 1 200 ед.;

- сырье – 3 700 кг.

Плановый конечный запас (выраженный в сроках ожидаемой производственной деятельности)

- изделие К – на 15 дней продаж;

- изделие В – на 20 дней продаж;

- сырье – на 10 дней производства.

Составить смету на приобретение материалов и смету заработной платы рабочих основного производства. Сметный период 12 недель, предполагается, что сбыт и производство будут распределяться равномерно на весь период.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.