Тема№15:Конституционно-правовые основы местного государственного управления и самоуправления в Республике Казахстан Цель лекции– сформировать у студентов понятие местного государственного управления, его отличие от местного самоуправления, показать, какие органы являются местными представительными органами, а какие – местными исполнительными, сделать упор на их компетенцию, ее разграничение и взаимодействие этих органов.
Задачи лекции:
1. Дать понятие местного государственного управления, показать его отличие от местного самоуправления.
2. Раскрыть конституционно-правовое регулирование местного государственного управления.
3.Раскрыть место и роль местных представительных органов – маслихатов в системе государственных органов, показать порядок их формирования, компетенцию, акты.
4. Раскрыть место и роль местных исполнительных органов – акимов и акиматов в системе государственных органов, показать порядок их формирования, компетенцию, акты, основы взаимоотношений с маслихатами.
Ключевые слова:
· Местное государственное управление;
· Местные представительные органы;
· Местные исполнительные органы;
· Маслихаты;
· Акимы;
· Акиматы.
Основное содержание:
Представительным органом, выражающим интересы населения на территории области, района, города (кроме города районного подчинения и района в городе, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа) является Маслихат.
Маслихаты призваны выражать и реализовывать волю населения соответствующей административно-территориальной единицы с учетом общегосударственных интересов.
Представительные (и исполнительные) органы обеспечивают:
1) выполнение программ социального и экономического развития соответствующей территории;
2) исполнение на местах Конституции, Законов РК, Постановлений Парламента, актов Президента и Правительства, решений вышестоящих Маслихатов и глав местных администраций, принятых в пределах их компетенции;
3) связь между республиканскими и местными органами власти;
4) привлечение населения к управлению местными делами.
Маслихаты избираются гражданами РК, проживающими в соответствующих административно-территориальных единицах, сроком на 4года, в соответствии с законодательством о выборах.
Число депутатов устанавливается Центризбиркомом в пределах: в областной, Алматинский, Астанинский Маслихат – до 50 депутатов, вгородской Маслихат – до 30, в районный – до 25 депутатов.
Маслихат считается правомочным при условии избрания не менее ¾ депутатов от общего числа его депутатов, установленных Центризбиркомом.
Маслихаты в пределах своей компетенции осуществляют свою деятельность самостоятельно и не связаны отношениями соподчиненности по вертикали. Решения вышестоящего Маслихата, принятые в пределах его компетенции и не противоречащие законам РК, обязательны для исполнения нижестоящими Маслихатами.
Разногласия, возникающие между Маслихатами различных уровней по вопросам принадлежности имущества, находящегося на их территории, а также разграничения доходов между их бюджетами рассматриваются и решаются судом.
Вышестоящий Маслихат вправе делегировать нижестоящим Маслихатам часть своих полномочий и по взаимному согласию принять на себя осуществление части полномочий нижестоящих Маслихатов.
Маслихат на договорной основе осуществляет взаимодействие с Маслихатами других административно-территориальных единиц для решения вопросов экономического и социального развития территории.
Взаимоотношения Маслихата и местной администрации строятся на основе принципа разделения их функций и самостоятельного осуществления ими собственных полномочий подконтрольности местной администрации Маслихату лишь по вопросам, установленным законодательством.
Маслихат и местные администрации исходят из того, что они в пределах предоставленных им полномочий отвечают за обеспечение комплексного социально-экономического развития соответствующей территории, защиту прав граждан, удовлетворение их законных интересов.
Организационно-правовые формы деятельности Маслихата:
1) сессия – основная форма деятельности Маслихата, на которой он решает вопросы, отнесенные к его ведению законодательством РК. Правомочна если на ней присутствуют не менее 2/3 от числа депутатов, избранных в Маслихат.
Первая сессия вновь избранного Маслихата созывается Председателем теркомане позднее, чем в месячный срок со дня избрания в Маслихат не менее ¾ от общего числа депутатов, установленного для данного Маслихата.
Сессия созывается ее Председателем. Очередные сессии созываются не реже 4 раз в год. Внеочередные сессии созываются по инициативе не менее 1/3 от общего числа депутатов, избранных в данный Маслихат, а также Акима не позднее, чем в5-дневный срок. Первую сессию Маслихат открывает и до избрания Председателя ведет Председатель соответствующего избиркома. Далее председательствует Председатель сессии Маслихата.
Сессия проводится в форме пленарных заседаний. Продолжительность сессии определяется Маслихатом.
2) Комиссии Маслихата. Маслихат образует на срок своих полномочий постоянные комиссии (до 7) для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Маслихата, содействия проведению в жизнь его решений, законодательных актов РК, осуществления в пределах своей компетенции контрольных функций. Постоянные комиссии и их председатели избираются Маслихатом из числа его депутатов. Они отчитываются не реже 1 раза в год.
Маслихат либо секретарь может образовывать временные комиссии. В их состав могут избираться лица, не являющиеся депутатами Маслихата. Задачи, объем и срок полномочий временных комиссий определяются Маслихатом при их образовании.
Постоянная комиссия по собственной инициативе или по решению Маслихата может проводить публичные слушания по вопросам, отнесенным к ее ведению и представляющим общественный интерес с привлечением представителей исполнительных органов, органов местного самоуправления, организаций, граждан, СМИ.
3) Для контроля за исполнением местного бюджета Маслихат избирает на срок своих полномочий ревизионную комиссию. Число членов определяется Маслихатом. В состав могут включаться и лица, не являющиеся депутатами на договорной основе. Эта комиссия проводит ревизию в любое время по своему усмотрению, по решению Маслихата либо секретаря, не менее 1/3 от числа избранных депутатов, но не реже 1 раза в год. О результатах сообщается Маслихату и главе местной администрации.
Деятельность депутатов Маслихата.
Акты Маслихата:
Маслихат принимает решения. Председатель сессии принимает Постановление о созыве сессии. Секретарь Маслихата издает распоряжения. Постоянные комиссии принимают постановления. Ревизионная комиссия составляет акты ревизии. Временные комиссии принимают заключения.
Контрольные вопросы:
1.Местные представительные органы – маслихаты: порядок формирования, система, срок исполнения, принимаемые акты.
2.Местные исполнительные органы – акимы и акиматы: порядок образования, система, полномочия, принимаемые акты, ответственность.
3.Взаимоотношения местных представительных и исполнительных органов.
4.Конституционные основы организации и деятельности органов местного самоуправления.
Основная литература:1-10, дополнительная литература:1-6.
|