Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема № 3. Основы конституционного строя Республики Казахстан

Цель лекции – сформировать у студентов представление о том, что такое конституционный строй, его основы, какое место Конституционное право РК занимает в закреплении Конституционного строя.

Задачи лекции:

1. Дать четкое определение конституционного строя РК и определение основ конституционного строя РК.

2. Показать, как закреплялись основы конституционного строя в Конституциях РК 1993 и 1995 годов.

3. Дать понятие правового, демократического, социального, светского государства, раскрыть их основные черты, тенденции и перспективы становления и развития в РК.

4. Дать понятие унитарного государства с президентской формой правления, понятие экономической основы, раскрыть основные тенденции их развития.

Ключевые слова:

- конституция;

- конституционный строй;

- основы конституционного строя;

- правовое государство;

- демократическое государство;

- социальное государство;

- светское государство;

- унитарное государство;

- президентская форма правления;

- экономическая основа.

Основное содержание:

Конституционный строй РК – это стройная система общественных отношений, характеризующая форму и способы организации нашего государства, закрепленные в Конституции РК.

Так как конституционный строй РК, включает целую систему общественных отношений, складывающихся в обществе, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и не отдельные отрасли права, а все отрасли национального права.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй РК, принадлежит нормам Конституции. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.



Главную роль среди них играют нормы, закрепляющие основные устои и принципы конституционного строя РК, в которых находит выражение его гуманная сущность, приверженность демократическим идеалам. В качестве устоев и принципов выступают основы конституционного строя, которые должны обеспечивать РК характер конституционного государства.

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения, характеризующие нашу государственность, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя РК», занимающий ведущее место в системе конституционного права РК.

Являясь основами нашей государственности, основы конституционного строя (как и другие нормы Конституции) могут быть изменены только в особом порядке, закрепленном в статье 91 Конституции. Установленная Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены (п.2 ст.91).

Демократическое государство – понятие определяющее Казахстан, прежде всего как республику, государство с республиканским строем, в котором обеспечивается народовластие, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологическое и политическое многообразие и местное самоуправление.

В государстве с республиканским строем народ обладает учредительной властью принимать Конституцию, непосредственно избирать главу государства и Парламент, сменять их по истечению срока полномочий. Республиканский строй (независимо от формы правления, президентской, парламентской или смешанной), предоставляет оптимальные возможности для реального выявления воли и последовательного отстаивания интересов большинства казахстанцев высшими органами государства.

В то же время демократическое государство создает возможности для выражения и учета интересов меньшинства и отдельных граждан, независимо от их социального и национального происхождения, от других особенностей, предоставляя им в соответствии с Конституцией РК свободу слова, совести, выбора языка и национальности, право на объединение, на митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, равное право на доступ к государственной службе, на участие в управлении делами государства и другое.

Одним из основополагающих принципов деятельности Республики как

демократического государства выступает «общественное согласие и политическая стабильность» (п.2 ст.1 Конституции). Политический режим в демократическом государстве использует преимущественно демократические методы и способы осуществления власти.

В демократическом государстве реализуется принцип народовластия, что означает принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление этой власти народом в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами в форме государственной сласти и местного самоуправления.

Принцип разделения единой государственной власти на ветви – один из основополагающих принципов Республики Казахстан, гарантирующий общество от насильственного присвоения власти в стране. В Конституции 1995 года, четко устанавливается и разграничивается компетенция Парламента, Правительства и Верховного Суда Республики при соответствующих полномочиях Президента РК по обеспечению согласованного функционирования всех ветвей государственной власти.

Статья 5 Конституции закрепляет признание идеологического и политического многообразия, т.е. плюрализма. Не допускается смешение общественных и государственных институтов, создание в государственных органах политических партий. Еще Конституция 1993 года устанавливала, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной. Идеологическое и политическое многообразие означает так же создание возможностей оказывать влияние на политическую жизнь страны всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых носит политический аспект и находится в рамках Конституции.

Светское государство.Оно означает, что в РК религиозные учреждения и вероисповедания отделены от государства, которое в равной мере терпимо относится к исламу, к православию в Казахстане, равно как к конфессиям других вероисповеданий. Не существует какой-либо государственной или обязательной религии. Создание партий на религиозной основе не допускается. Органы государства строятся и действуют не на основе канонического права, а на основе Конституции.

В то же время каждый имеет право на свободу совести, осуществление которого не должно обуславливать или ограничивать его общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством. Вопрос веры или атеизма – вопрос частной жизни каждого человека. Государство устанавливает и контролирует соблюдение в стране законодательства о свободе вероисповедания и деятельности религиозных объединений. Деятельность на территории Казахстана иностранных религиозных объединений, назначение их центрами руководителей этих объединений в Республике возможно только по согласованию с соответствующими государственными органами.

Правовое государство – это государство, в котором обеспечено верховенство закона, причем не только провозглашено, но и обеспечено целой системой реально действующих в жизни гарантий. Правовое государство – это качество, к которому стремится РК и начало которой положено по Конституции РК 1995 года. Конституционное государство Казахстан – начало правового государства, основными принципами которого являются «разрешено все, что не запрещено законом» - для граждан и «разрешено только то, что прямо указано в законе» - для государственных органов и должностных лиц.

От чего зависит формирование правовой государственности: от соответствующих

экономических и политических предпосылок, преодоления правового нигилизма и законодательного идеализма в общественном правосознании, от повышения правовой культуры населения и должностных лиц государства, отлаживания всей юридической системы и возвышения правосудия и др.

Каковы же критерии характеристики государственности именно как правовой: гарантированность прав и свобод человека и гражданина на уровне международных стандартов; верховенство Конституции и утверждении правозаконности, установление экономической свободы и четкое определение границ экономической деятельности государства; республиканский политический строй и устойчивая эффективная форма правления; единство государственной власти и разделение ее на ветви при наличии системы «сдержек и противовесов»; независимость судебной сласти; взаимная ответственность государства и гражданина. Перечисленные признаки отражены в нормах Конституции 1995 года и должны быть воплощены в реальности.

Социальное государство, то что РК утверждает себя в качестве социального государства тоже закреплено в п.1 ст.1 Конституции РК. Оно имеет свои, присущие только ему, признаки.

Прежде всего, социальное государство служит человеку и обществу в целом, а не отдельным его классам и слоям, или нациям и народностям, но стремится ликвидировать, смягчать социальное неравенство, путем содействия равномерному распределению тягот в обществе и благу всех граждан. Характеристика государства как социального означает гарантированную Конституцией поддержку государством Казахстан таких социальных сфер, как образование, здравоохранение, наука, культура, социальная занятость, охрана труда, социальное обеспечение, адресная поддержка групп населения с низкими доходами. Социальное государство признает право человека и гражданина требовать от него обеспечения прожиточного минимума и достойных условий существования, включая экологическую безопасность здоровья и жизни.

Для этого социальное государство разрабатывает и осуществляет общие и целевые социальные программы, прибегает в интересах общества и конкретных категорий граждан к макроэкономическому планированию и бюджетному финансированию.

Республика Казахстан – суверенное государство.Декларация о государственном суверенитете КазССР от 25 октября 1990 года. Она была не просто «Декларацией намерений», а носила нормативный правовой характер.

В Декларации впервые провозглашалось, что КазССР является суверенным государством, которое добровольно объединяется с другими республиками в СССР и строит взаимоотношения с ними на договорной основе.В Конституции 1937 года говорилось, что КазССР добровольно объединилась с другими равноправными республиками в СССР. А в Конституции 1978 года лишь в Преамбуле отмечалось, что КазССР – равноправная республика в составе СССР. В Декларации провозглашалась не только суверенность Казахстана, но и конституционная идея о необходимости договора между республиками.

Также впервые в Декларации было заявлено о национальной государственности: «КазССР принимает меры по защите, охране и укреплению национальной государственности » (ст.2). В ней утверждалось, что возрождение и развитие казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, является одной из важнейших задач государственности КазССР. Разумеется, что понятия «национальная государственность» и «государственность КазССР» - не синонимы. Эти понятия – отражение 2-х подходов к характеру государственности в Казахстане. В их основе лежало различное понимание права на политическое самоопределение в условиях многонационального Казахстана. Как увидим в дальнейшем, вначале был конституирован первый подход, а в Конституции 1995 года – второй.

Декларация – первый акт КазССР, в котором был провозглашен принцип разделения властей, прежде категорически отвергаемый как буржуазный политический институт.

В Декларации закреплялось впервые суверенное право приостанавливать на своей территории действие законов и актов других высших органов СССР, нарушающих суверенные права и Конституцию республики. Закреплялось, что в исключительной собственности КазССР находятся все природные ресурсы, весь экономический и научно-технический потенциал, имеющийся на ее территории, т.е. экономика Казахстана в основном обособлялась от экономики СССР и переставала быть составной частью народно-хозяйственного комплекса СССР.

В Декларации отсутствует классовый подход к определению социальной основы государства. Понятия «рабочие», «крестьяне», «интеллигенция» исключены из норм законов. Народ провозглашается единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. Это положение было закреплено в обеих Конституциях Республики.

По Конституции СССР 1977 года и КазССР 1978 года, Казахстан не был самостоятельным субъектом международных отношений. Декларация наделила КазССР правом выступать самостоятельным субъектом международных отношений.

Итак, более чем за год до провозглашения независимости в Казахстане был принят акт конституционного характера, который приостановил действие основных норм Конституции СССР и положил начало самостоятельному, независимому развитию.

10 декабря 1991 годабыл принят еще один акт, внесший существенный вклад в укрепление государственности РК – Закон РК «Об изменении наименования КазССР». Хотя этот закон не назывался конституционным, он фактически был таковым, так как вносил изменения в Конституцию КазССР и Декларацию о государственном суверенитете. Значение этого закона в том, что с наименования республики была снята классовая основа государственной организации.

Другое значение этого закона состоит в признании политического самоопределения всего народа: КазССР переименовывается в Республику Казахстан, «исходя из стремления многонационального народа Республики к построению демократического, независимого, миролюбивого правового государства, основанного на принципе самоопределения ».

16 декабря 1991 года был принят конституционный закон «О государственной независимости РК». В этом конституционном законе впервые провозглашалась независимость, в нем получили закрепление элементы, присущие независимому государству: единое гражданство, территориальная обособленность, самостоятельная система государственных органов, самостоятельная экономическая система, соответствующая статусу независимого государства, наличие собственных Вооруженных сил. Тем самым Казахстан входил в мировое сообщество как самостоятельное государство.

Далее в лекции раскрываются вопросы закрепления суверенитета и независимости РК в Конституциях 1993 и 1995 годов.

Контрольные вопросы:

1.Конституционный строй Республики Казахстан как фактическая реальность, как институт конституционного права

2.Принципы конституционного строя.

3.Правовые положения Конституции об основах конституционного строя: демократическое государство, светское государство, правовое государство, социальное государство, суверенное государство.

 

Основная литература:1-10, дополнительная литература:1-6.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.