Раздел IV. ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СДВИГИ. Глава 19. Коллективное поведение и социальные движения
Структура главы
Введение
Коллективное поведение
Типы коллективного поведения
Страх толпы
Враждебность толпы
Радость толпы
Массовый страх
Массовая враждебность
Массовая радость
Динамика толпы
Процесс сбора
Коммуникация
Конвенционализация
Теории коллективного поведения
Лебон и теория заражения
Теория конвергенции
Теория возникновения норм
Коллективное поведение как политический протест
Теория прирастающей ценности (Смелзер)
Методы и измерения
Социальные движения
Типы социальных движений
Формирование социальных движений
Лидерство, рекрутирование членов и мобилизация
Лидерство
Рекрутирование сторонников и мобилизация к действиям
Жизненный цикл социальных движений
Социальные движения и социальные изменения
Краткое содержание
ГУСТАВ ЛЕБОН [GUSTAVE LE BON] (1841-1931)
Раздел IV. ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СДВИГИ.
Глава 19. Коллективное поведение и социальные движения
Глава 19.
КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Это случилось в 7 часов вечера в среду 11 августа 1965 г., в самый жаркий вечер очень жаркого лета. Маркит Фрай, молодой негр 21 года, вместе со своим братом проезжал на автомобиле вблизи Уоттса - негритянского квартала в Лос-Анджелесе. Когда Фрай поехал на красный свет, его остановил белый полицейский. Он обнаружил, что Фрай в нетрезвом состоянии и не может предъявить водительские права. Появились еще двое полицейских, которые собирались арестовать Фрая. Некоторые жители квартала были на улице возле СВОих домов - спасались от жары. Они столпились и наблюдали за арестом. Пришла также мать Фрая, жившая поблизости.
Неясно, что происходило в дальнейшем, поскольку члены семьи Фрая, сотрудники полиции и свидетели представили противоречивые показания. Вероятно, вначале миссис Фрай укоряла сына. Потом вместе с двумя сыновьями, приободренная быстро растущей толпой, она бросилась к полицейским, пытаясь предотвратить арест. Производивший арест полицейский вытащил пистолет. По рассказам некоторых очевидцев, он заставил всю семью сесть в полицейскую машину, ударив молодого нарушителя дубинкой. По словам очевидца из толпы, "когда это случилось, все люди, стоявшие вокруг, будто сошли с ума. И он тоже".
Тем временем прибыли новые полицейские. В 7.25 полицейская машина, где находилась семья Фрай, уехала; грузовик потащил на буксире автомобиль Фрая. К тому времени собралась большая разгневанная толпа. Полицейские уже собирались уезжать, когда одна женщина плюнула в полицейского, и тот направился в толпу, чтобы ее арестовать. Эту женщину ошибочно приняли за беременную: на ней была блузка навыпуск, поверх юбки. Молниеносно распространился слух, что полицейские избивают и пытаются арестовать беременную. Один человек из толпы тут же припомнил, что однажды полицейские ударили беременную даму и сломали ей нос. Другая женщина добавила: "Видит бог, нашему народу эта жестокость до смерти надоела. Нельзя ведь сидеть всю жизнь и терпеть!"
Когда последняя полицейская машина уехала, кое-кто из толпы уже кидал камни. В квартале Уотте начались массовые беспорядки, распространившиеся и на соседние улицы, где хулиганы разбивали окна и грабили магазины. На следующее утро молодые люди стояли вокруг, обсуждая, что произошло, и что могло произойти. Вечером беспорядки продолжались. В белых автомобилистов бросали кирпичами и бутылками, некоторых избивали. Были пущены в ход бутылки с зажигательной смесью (так называемый коктейль Молотова), и начались пожары; пожарникам не удалось их потушить. Мятеж охватил территорию, где находилось 150 жилых массивов.
В пятницу стало ясно, что полиция не способна прекратить беспорядки. Пришлось вызвать отряды национальной гвардии, поскольку белые жители стали проявлять беспокойство. К вечеру в пятницу беспорядки распространились на всю южную часть Лос-Анджелеса. В субботу был введен комендантский час и прибыли силы национальной гвардии. Гвардейцы и полицейские начали стрелять в грабителей. Это была кульминация. В следующие несколько дней беспорядки вспыхивали все реже. Они продолжались около 6 дней, за это время 34 человека погибли, 1032 были ранены. Было произведено 4 тыс. арестов; имущественный ущерб составил примерно 40 млн. долл. Вся страна узнала о трагедии в Уоттсе (Обершалл, 1968; Мильграм, Тох, 1969).
Раздел IV. ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СДВИГИ.
Глава 19. Коллективное поведение и социальные движения
КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Что поражает больше всего, когда мы анализируем беспорядки в Уоттсе?
1. Это было необычно. Ведь беспорядки происходят не каждый день.
2. Эмоциональное возбуждение достигло высокого уровня. По-видимому, нарушителями общественного порядка овладело главным образом чувство гнева, к нему примешивалось некоторое волнение. Случайные наблюдатели чувствовали тревогу, недоумение, ярость или любопытство (в зависимости от того, кому они сочувствовали).
3. Этот эпизод был отмечен ощущением надвигающейся опасности. Люди чувствовали; что-то должно случиться.
4. Ход событий был стихийным и непредсказуемым. Ни нарушители общественного спокойствия, ни полиция не знали, как сложится ситуация к следующему дню.
5. Каждый день беспорядки продолжались лишь в течение нескольких часов. Даже когда полиция не пыталась прекратить беспорядки, они обычно вспыхивали от случая к случаю.
6. Беспорядки в Уоттсе не были "громом среди ясного неба". Они возникли в определенном социальном контексте. Большинство жителей Уоттса переехали с Юга и в большинстве своем отличались низкой квалификацией. Уровень безработицы среди чёрных, проживавших в этом районе, втрое превышал ее уровень среди белых: 20 процентов негритянских семей имели доходы ниже 4000 долл. в год (Мильграм Тох, 1969). Отношения между неграми и полицией были напряженными и до начала беспорядков. Негры чувствовали, что полиция часто злоупотребляет своей властью и действует несправедливо, а полицейские полагали, что чёрные непослушны и проявляют враждебность (Обершалл, 1968). Таким образом, сложились условия, способствующие описанному типу коллективного поведения.
Мы, видимо, уже определили важнейшую особенность коллективного поведения: оно необычно, т.е. не соответствует установленным стандартам. Коллективное поведение можно определить как относительно стихийное и неорганизованное поведение группы людей, реагирующих на неопределенную или угрожающую ситуацию. Согласно этому определению, существует коренное различие между коллективным поведением и повседневной деятельностью людей, например, сообщества сотрудников универсального магазина.
Конечно, нам не следует делать вывод, что коллективное поведение всегда четко отличается от других типов поведения. Иногда оно постепенно утрачивает свою необычность и становится привычным. Например, драки между враждующими бандами напоминают стихийные уличные беспорядки, но они могут стать обычными, даже запланированными, событиями. Аналогичным образом расовые беспорядки, происходившие в американских городах в 1966-1968 гг., со временем стали событиями регулярными, почти ожидаемыми. Таким образом, коллективное поведение можно считать одним из экстремальных типов поведения. Другая крайность - стандартное, "институциональное" поведение. Промежуточное положение между ними в какой-то мере занимают организованные мероприятия, например собрания и демонстрации.
|