Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Пути корпоратизации российской экономики

История возникновения корпоративной формы предпринимательства в России.

Предпосылки возникновения корпоративной формы предпринимательства в России

Теоретическое исследование природы корпорации и корпоративной системы управления, проведенное нами в первой главе работы, позволяет установить, что главными предпосылками возникновения и развития корпоративной формы ведения предпринимательской деятельности является наличие многоуровневых производственных и научно-производственных л систем, характеризующихся высокой степенью концентрации капитала; класса частных собственников, располагающих необходимыми капитальными ресурсами, и форм их ассоциаций; развитой системы рыночных отношений; четкой правовой базы, защищающей и регулирующей права собственников в процессе предпринимательской деятельности; - высокоадаптивной системы управления, предполагающей сосредо точение управленческих функций в руках верхнего эшелона профессиональных менеджеров.

Сложные многоуровневые системы сформировались в России еще в дореформенный период. Практически на всем историческом отрезке существования социалистического способа производства концентрация производства являлась одним из ведущих принципов экономического развития. Она осуществлялась путем строительства крупных заводов, формирования многоуровневых объединений, исходя из принципа единства жизненного и технологического цикла изготовления изделий (НПО и ПО), однородности конечного продукта, организации отраслевого управления через министерства, а также создания межотраслевых народнохозяйственных комплексов (металлургического, топливно-энергетического, машиностроительного, воєнно-промышленного, лесного и т.д.). В начале 60-гг. наметилась объективно складывающаяся структура народнохозяйственного комплекса.



На сегодняшний день следует с сожалением констатировать некоторый откат с завоеванных ранее позиций. Разрыв производственно-хозяйственных связей вследствие разрушения народнохозяйственного комплекса бывшего СССР, ликвидация отраслевого управления промышленностью, некомпенсированные новыми формами организации общественного производства и управления, привели к ряду негативных последствий.

Главные из них: нарушение кооперации по технологической цепочке производства, разбалансированность деятельности по стадиям жизненного цикла продукции. В результате произошло значительное снижение объемов производства, замедление темпов обновления и создания новой продукции, новых технологий и, как следствие, снижение конкурентоспособности. Лишь отдельные крупные производственные комплексы (Газпром, Единые электросети, КаМаЗ, АвтоВАЗ) сохранили свою производственную структуру и свой потенциал. В этой связи вновь становится актуальной проблема интеграции производства и концентрации капитала, но уже на новых основаниях: административные структуры должны уступить место экономическим взаимосвязям и взаимопроникновениям предприятий в рамках новых прогрессивных организационно-правовых форм.

Появление класса частных собственников в России относится к более позднему периоду и связано с программой приватизации государственных предприятий, обеспечившей переход государственной собственности к частным лицам. Хотя это, безусловно, не означает, что частная собственность как таковая появилась в российской практике впервые (историческая справка приведена в Приложении 3).

Возможность открыто, свободно создавать частные предприятия появилась вместе с принятием законов «О собственности в РСФСР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности», вступивших в силу с 1 января 1991 г. Принятие этих законов дало возможность создания частных предпри ятий и соответственно частной собственности. Но продолжал существовать огромный массив государственной собственности, оставшейся от «социалистического этапа» развития России. Неспособность решить на «социалистических» принципах устройства экономики насущные задачи развития страны и удовлетворить потребности населения в самом необходимом, нарастающее отставание от стран с развитой рыночной экономикой в эффективности производства и способности развития научно-технического прогресса сделали очевидной необходимость трансформации государственной собственности. Преобразовав этот сектор народного хозяйства, можно было создать систему рыночной экономики, которая только и возможна на основе развитой системы частной собственности. Исторически доказаны связь между частной собственностью, неотделимой от нее конкурентной средой и восприимчивостью к научно-техническому прогрессу.

Что касается формальных моментов, то приватизационный процесс в России начался с принятия закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» 3 июля 1991 г. и вступил в практическую плоскость с вступлением в силу «Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.» 11 июня 1992 г.

Пути корпоратизации российской экономики

Как показало наше исследование, выживание и конкурентоспособность фирмы в современных условиях определяется тем, насколько полно и продуктивно используется весь арсенал средств повышения эффективности производства: концентрация производства и капитала, специализация, отраслевая и региональная диверсификация, интеграция по стадиям производственного процесса и жизненного цикла, интернационализация. В этой связи возникновение корпоратизации как формы ведения бизнеса, воплощающей в себе наилучшие условия для реализации названных преимуществ, представляет собой объективный процесс, которого не может избежать ни одно развитое в экономическом отношении государство. Сказанное в полной мере относится к российской экономике, в которой уже в середине 90-х годов, несмотря на отсутствие соответствующих законодательных норм, начали возникать первые корпорации. Первая корпорация «Компомаш», как и следовало ожидать, возникла в недрах военно-промышленного комплекса (ВПК), сохранившего высокий научный и производственный потенциал и хорошие перспективы развития.

К идее создания корпорации менеджеры предприятия пришли в результате поиска формы организации, позволяющей обеспечить оптимальную адаптацию предприятия к изменившимся условиям хозяйствования. Предприятия российского ВПК испытывают наибольшие сложности при переходе к рынку. По самой своей природе - это крупные формы с развитой системой кооперативных связей и значительным удельным весом не только прикладных, но и фундаментальных исследований. Продукция этих предприятий, как правило, ориентирована на выполнение государственных заказов и не имеет свободного хождения на рынке. В социалистический период эти предприятия находились в особых условиях финансирования, породивших затратный подход к ведению хозяйственной деятельности.

В условиях, когда государство отошло от вопросов финансирования ВПК, перестало быть крупным, и тем более, платежеспособным заказчиком, а кооперативные связи, поддерживаемые в основном волевыми решениями, распались, возникла необходимость создания новой организационно-правовой формы ведения бизнеса, которая позволила бы решать стоящие проблемы рыночными методами.

Корпорация давала также новый эффективный механизм экономической интеграции, позволяющий восстановить традиционные кооперативные связи, в том числе с партнерами из ближнего зарубежья.

Идея создания корпорации была подкреплена соответствующей программой действий. На первом этапе предусматривалось определение круга предприятий и финансовых структур, на основе которых в дальнейшем предполагалось создать корпорацию. Состав участников будущей корпорации должен был подбираться, исходя из необходимости создания завершенного научно-производственного цикла разработки и изготовления продукции и его финансового обеспечения. Из числа предприятий приоритет отдавался давним партнерам. Гораздо сложнее шли переговоры с финансовыми структурами. Крупные финансовые структуры либо не проявили должной заинтересованности, либо ставили условия, приводящие к потере самостоятельности. Взаимопонимание было найдено со средними и не очень известными финансовыми организациями, стремящимися упрочить свои позиции в бизнесе, настроенными рационально и не увязывающими сотрудничество с условиями перехода к ним контроля над деятельностью корпорации.

Когда круг основных участников сформировался, выявились следующие особенности: предприятия корпорации представляли собой диверсифицированный межотраслевой комплекс - авиакосмическая промышленность, тяжелое машиностроение, приборостроение, машиностроение для аграрного комплекса, производство медицинского оборудования.

Следующим этапом создания корпорации было придание новому образованию правового статуса, порядка утверждения и оформления необходимых документов. Руководители проекта обратились в правительство с просьбой оказать поддержку этому имеющему поистине государственное значение начинанию. В результате был подписан президентский указ и принято постановление правительства о создании корпорации «Компомаш». При этом были выдвинуты условия: 51 процент акций корпорации формируется тем, что государство вносит акции входящих в состав корпорации государственных предприятий, то есть государству принадлежит контрольный пакет акций. Вместе с тем корпорация получает в доверительное управление сроком на три года государственную долю акций тех предприятий, которые были акционированы ранее. Таким образом, новой структурной форме государство делегировало ряд полномочий по управлению своей собственностью. В доверительное управление поступило также до 50 процентов акций негосударственных предприятий. Этот шаг был предпринят для того, чтобы акции не попали через фондовый рынок в «неизвестные» руки.

Сложившаяся в условиях сформировавшейся корпорации организационная схема, основанная на вертикальной системе управления предприятиями, нетипична для российского бизнеса.

В целях осуществления государственной поддержки прогрессивного организационно-экономического проекта была предложена нормативно-правовая база, очерчивающая круг предоставляемых льгот. В частности, для корпорации предложено осуществлять планирование и финансирование отдельной строкой в бюджете. Был поставлен также вопрос о возможности использования дивидендов от государственных акций на цели развития. Существенным моментом явилось также достижение договоренности о закреплении за предприятиями корпорации занимаемых земельных площадей.

граммы приватизации в России стала система приватизационных чеков

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.