Направления и виды социально-педагогической деятельности. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
Понятие социальной педагогики, ее предмет, функции и задачи. Связь социальной педагогики с другими науками.
Термин социальная педагогика включает в себя 2 понятия: социальный и педагогика.
Педагогика – это наука о закономерностях обучения, воспитания и развития человека.
Социальный (лат. - общественный) – специфическое свойство, характеризующее взаимодействие людей в процессе общения в трудовой и творческой сфере деятельности.
Социальная педагогика – это одна из отраслей педагогической науки, развивающей основные закономерности обучения, воспитания и развития человека на всех этапах социального развития (от рождения до смерти) с учетом социального окружения, их условий, проблем и задач конкретной окружающей системы.
Предметом социальной педагогики – выступает учебно–педагогический процесс, включающий элементы развития, воспитания, обучения, коррекции, реабилитации и перевоспитания.
Функции социальной педагогики:
Исследовательская - Аналитико-проектная - Просветительско-образовательная -
Организаторская - Прогностическая –
задачи социальной педагогики:
Развитие чувства собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе у клиента социального педагога.
Развитие стремления познавать окружающий мир, другого человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.
Привитие желания и умения общения с окружающими людьми, в малых и больших группах, в семье, в школе, в трудовом коллективе, в семейно-соседском обществе и т.д. Научить разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей человека среды.
Воспитание в сознании человека морально-нравственных понятий: добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию.
Постановка цели самостоятельного выхода из кризиса, поиск пути выхода, определение цели и смысла жизни.
Социальная педагогика занимает междисциплинарное место в системе наук о человеке. Будучи интегративной научной дисциплиной, она синтезирует философские, медико-биологические, психолого-коррекционные знания о человеке как о био-социально-природо-космическом существе. Строящая свое содержание на антропологической основе, социальная педагогика широко использует достижения других наук, занимающихся проблемами человековедения: философии, этнографии, экономики, социологии, психологии, этики, культурологии, медицины, правоведения, а также естественных наук. Опираясь на знания этих наук, она организует и интегрирует знания в личностно-средовом контексте, применительно к своему предмету исследования.
Общая характеристика категориально-понятийного аппарата социальной педагогики.
Система знаний науки отражается в ее понятиях и категориях.
К собственным категория соц.пед. относятся: социально-педагогическая деятельность; социальное обучение и социальное воспитание
К заимствованным категориям – образование, обучение, воспитание, дети, личность, развитие, деятельность, общество. Социум. Социальный институт, социализация, социальная адаптация, социальная реабилитация.
Социально-пед.деятельность – это разновидность проф.деят.. направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
Цель – помощь в социализации ребенка, адресная помощь. Учреждения: образовательные, социально-педагогические, социальные службы.
Социальное обучение – целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка. В процессе обучения в школе или другом образ.учрежд.ребенок получает прежде всего академические занания и необходимые для их усвоения умения. Но одновременно с этим он должен приобретать определенные социальные знании. Умения и навыки, которые обеспечат ему более успешное освоение социальных норм. Установок. Ценностей. Ролей.
Нравственные воспитание ребенка – одна из важнейших и сложнейших задач педагог.деятельности.Однако этот процесс не всегда бывает достаточно эффективным. У ребенка должны быть сформированы определенные социальные знания, умения и навыки.
Под социальным воспитание понимается целенправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.
Социально-педагогическая деятельность, сущность, структура, своебразие.
Социально-пед.деятельность – это разновидность проф.деят.. направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
Всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды..
Осуществляется в различных учреждениях: образовательные, социально-педагогические, социальные службы.
Направлениями соц.-пед.деят. являются: деятельность по профилактике явление дезадаптации, повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития; деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.
Профилактическая деятельность осуществляется во всех учреждениях и организация: соц.-пед. Деят. в образовательных учреждениях; соц.-пед. деят. в детских общественных объединениях и организациях; соц.-пед.деят. в местах летнего отдыха детей; соц.-пед.деят.в конфессиях.
Работа по соц.реабилитации детей, имеющих отклонения от нормы, должна содержательно ориентирована на различные категории: соц.-пед.деят. с детьми, имеющими отклонения в развитии; соц.-пед. деят.с детьми, имеющими пед.отклонения; соц.-пед.деят. с тедьми, оставшимися без попечения родителей; соц.пед.деят.с детьми отклоняющегося поведения.
В Посреднической работе особое значение имеет соц.-пед.деят. с семьей. Именно семья в процессе социализации ребенка является ближайшим социумом.
Своеобразия социально-педагогической деятельности является то, что целью является помощь в социализации ребенка, деятельность адресно и локально, объектом является ребенок с проблемами социализации.
направления и виды социально-педагогической деятельности.
Направлениями соц.-пед.деят. являются: деятельность по профилактике явление дезадаптации, повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;
деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы. онадолжна содержательно ориентирована на различные категории: соц.-пед.деят. с детьми, имеющими отклонения в развитии; соц.-пед. деят.с детьми, имеющими пед.отклонения; соц.-пед.деят. с тедьми, оставшимися без попечения родителей; соц.пед.деят.с детьми отклоняющегося поведения.
Видысоц.-пед.дят.: соц.-пед.деят. в образовательных учреждениях; соц.-пед. деят. в детских общественных объединениях и организациях; соц.-пед.деят. в местах летнего отдыха детей; соц.-пед.деят.в конфессиях.
|