Общая характеристика основных принципов социальной педагогики. Принцип природосообразности (предусматривает личностно – ориентированный подход на основе всестороннего изучения индивидуальных особенностей личности, учета её природного и социального своеобразия, потребностей, задатков, склонностей, состояния здоровья, целостность развития). Критерий – не навредить клиенту.
Принцип индивидуальной обусловленности (обосновывает необходимость категоричного и полного приятия клиента с недостатками и достоинствами как реальность; признание уникальности, неповторимости).
Принцип социальной эмпатии (обуславливает необходимость перехода из отношений социально – педагогических (профессиональных) в человеческие отношения). Профессиональные задачи: педагогическая гибкость, создание комфортной среды взаимодействия с клиентом, проектирование совместно с клиентом программ индивидуального саморазвития.
Принцип гуманизма (система взглядов на человека, признающих право личности на уважение, охрану жизни и здоровья, самоопределение и самореализация).
Принцип культуросообразности (предусматривает социальное развитие человека на основе ценностей этической культуры).
Принцип средовой обусловленности (в организации социально – педагогической работы необходимо учитывать среду проживания, ближайшее окружение, место поселения, принадлежность к государству, а также культурное воспитание.
Принцип профессиональной компетентности (специалист должен знать: общую методологию, теоретические закономерности развития человека с учетом наследственного и социально – культурного фактора; умение применять на практике теоретические знания; необходимость профессионального самообразования, изучение научных достижений, обобщение опыта и т.д.).
8. Принципы социальной педагогики, обусловленные социальной природой личности.
Природосообразность – принцип соц.педагогики, согласно которому соц.педагог в своей практической деят. руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка.
Следуя принципу природосообразности в своей деятельности необходимо придерживаться след.правилам: учет возрастных особенностей детей; учет половых особенностей детей; учет инд.особенностей детей. Связанных с их отклонением от нормы. Опора на положитлеьное в ребенке. На сильные стороны его личности; развитие инициативы и самостоятельности ребенка.
Этот принцип впервые сформулировл Коменский, он считал, что чел.как часть природы подчинаяется ее главнейшим, всеобщим законам. Действующим как в мире растений и животных. Таки и в человеческом общетве. Он писал о том, что так, где рождаются люди, требуется воспитание. Чтобы дары природы из возможных стали действительными.
Сущность принципа заключается в том, что отношение к человеку должно быть как к социальному природному существу. Человека следует развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать и даже разрушить. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе соц.-пед. работы общих законов развития природы, т.е. естественных возможностей человека. Соблюдение этих требований позволит наиболее полно использовать индивидуальные природные задатки каждого ребенка в процессе их направленного, целесообразного и наиболее полного развития.
Принцип культуросообназности является продолжением принципа природосообразности. Человек рождается как биологическое существо. Становится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому. Принцип культуросообназности был выдвинут Дистервегом, который считал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия и места и время, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить. В отечественной педагогике идея культуросообразности была развита Ушинским. Он писал: если мы хотим воспитать образованного чел. наичнать нужно с умения писать, читать, считать со знания своей религии, своей родины, ее природы. Истории, культуры. Воспитание созданное самим народом и основанное на народных началах, всегда лучше других систем.
Реализация принципа культуросообразности требует выполнения ряда правил: учет отклонений ребенка от нормы при формировании у них различных видов культур; развитие творчества детей с отклонениями в развитии.
Принципы социальной педагогики, обусловленные социальным фактором формирования и развития личности.
…..этот принцип является продолжением принципа природосообразности. Человек рождается как биологическое существо. Становится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому. Принцип культуросообназности был выдвинут Дистервегом, который считал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия и места и время, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить. В отечественной педагогике идея культуросообразности была развита Ушинским. Он писал: если мы хотим воспитать образованного чел. наичнать нужно с умения писать, читать, считать со знания своей религии, своей родины, ее природы. Истории, культуры. Воспитание созданное самим народом и основанное на народных началах, всегда лучше других систем.
Реализация принципа культуросообразности требует выполнения ряда правил: учет отклонений ребенка от нормы при формировании у них различных видов культур; развитие творчества детей с отклонениями в развитии.
Принципы социальной педагогики, обусловленные взаимосвязью личности и среды.
Принцип средовой обусловленности (в организации социально – педагогической работы необходимо учитывать среду проживания, ближайшее окружение, место поселения, принадлежность к государству, а также культурное воспитание.
Среда рассматривается как место. Где чел.реализует себя, либо место, где осуществляются консультационную работу с ним. Средовые факторы – это то, с чем взаимодействует чел. Необходимость управлять факторами соц.окружения чел.чтобы стимулировать через них его целенаправленное индивидуальное развитие и лежит в основе принципа средовой обусловленности.
Основные требования принципа: для каждого воспитательного мероприятия существует наиболее благоприятная , недостаточно благоприятная и неблагоприятная среда; с учетом целей соц.-пед.деят., особенностей субъекта и объекта определяются и средовые факторы, которые могли бы стимулировать процесс, обеспечивать наиболее полное их достижение; соц.раб.необходимо уметь прогнозировать влияние среды и стремиться наиболее полно использовать положительные возможности; факторы среды влияют на любого чел., но особенно сильно на растущего; факторы среды нередко являются средством воспитания ребенка.
|