Принципы социально-педагогического воздействия в условиях пенитенциарного учреждения. Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности.
Принцип соответствия цели средствам, формам и методам перевоспитательной деятельности по отношению к конкретному осужденному.
Принцип связи процесса перевоспитания осужденного с жизнью.
Принцип активности осужденного в общественно-полезной деятельности.
Принцип воспитания в коллективе.
Принцип сочетания требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним.
Принцип опоры на положительное в личности.
Принцип дифференцированного подхода в процессе перевоспитания.
Принцип индивидуального подхода в процессе перевоспитания.
Принцип комплексного подхода.
61. Методы социально-педагогической работы в пенитенциарных учреждениях. Методы — это способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи К основным методам воспитания относятся:
— методы, способствующие формированию положительных потребностей, мотивов, чувств и поведения воспитуемых, это методы убеждения, организации деятельности, пример;
— методы коррекции — это методы, которые непосредственно не формируют личность, но активно содействуют этому процессу, ускоряя развитие, или, напротив, задерживая формирование нежелательных свойств и качеств, предотвращая нежелательное поведение. К ним относят методы стимулирования положительной активности (поощрения, соревнования), метод организации перспективных линий, метод параллельного действия, метод торможения отрицательной активности (принуждения), метод критики.
62. Формы социально-педагогической деятельности в пенитенциарных учреждениях. Форма (от лат. forma) — наружный вид, внешнее очертание; устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо. Следует различать формы: системы исправления, педагогического (исправительно-педагогического) процесса, педагогического взаимодействия, педагогического воздействия.
Формы системы исправления представляют собой организационную систему в данной колонии или специальном образовательном учреждении, предназначенную для решения задач исправления, перевоспитания правонарушителей. К ним относятся: открытая, полурежимная, режимная.
Формы педагогического (исправительно-педагогического) процесса — это содержательно-организационные основы, обусловливающие педагогический процесс колонии, исправительного учреждения. К ним относятся трудовые, учебно-трудовые лагеря; спецшколы и т.п.
Формы педагогического взаимодействия — это способы организации конкретного педагогического действия в пространстве и во времени. Формы педагогического взаимодействия в процессе перевоспитания осужденных — это те же формы педагогического взаимодействия, которые сложились в общей педагогике, но используемые в специфических условиях исправительного учреждения. К ним относятся: совместная деятельность, сотрудничество, советы, обсуждения и др.
Формы педагогического воздействия подразделяются: по объекту (индивидуальные, групповые, массовые); по субъекту (воспитатель, группа воспитателей, группа осужденных, коллектив осужденных); по месту проведения воспитательного мероприятия (аудиторные, клубные, спортивные и пр.); по использованию преимущественного метода воспитания — лекционные, беседы, упражнения, состязательные и пр.
63. Средства социально-педагогического воздействия на осужденных.
Общеобразовательное обучение осужденных как средство перевоспитания осужденных.
Профессиональное образование осужденных как средство воспитания осужденных.
Труд как основа перевоспитания осужденных.
Режим как средство перевоспитания осужденных.
Культурно-досуговая деятельность также выступает средством перевоспитания
64. Особенности социально-педагогической работы с различными категориями заключенных.Особенности осужденных несовершеннолетних
Рост преступности среди несовершеннолетних требует усиления внимания к этой категории осужденных, поиска путей наибольшей эффективности перевоспитательной работы с ними.
Характеристика личности и групп осужденных несовершеннолетних:
— особенности подросткового возраста: бурное физическое развитие организма, энергия, инициативность, активность, повышенная возбудимость, неуравновешенность, впечатлительность, недостаточно критическое отношение к себе, неадекватная оценка действительности;
— нравственная неустойчивость, стремление к «легкой, красивой жизни», активно представляемой средствами массовой информации;
— низкий культурный уровень; — завышенная или заниженная самооценка;
— склонность к общению, проведение свободного времени в группах (преступность часто носит групповой характер);
— избыток свободного времени и неумение его организовать;
— приобщение к алкоголю, наркотикам, ранняя половая жизнь, что ведет к разрыву родственных связей, потере интереса к учебе или работе;
— трудновоспитуемость или педагогическая запущенность вследствие неблагополучия обстановки в семье или ошибок семейного воспитания, и др.
В исправительной работе с подростками используются:
— возможности профессионального образования, приобщения их к общественно полезному труду;
— увлечение подростков полезными делами коллектива;
— педагогический такт, терпимость, избежание поучений и нравоучений, доверие;
— организация свободного времени;
Особенности перевоспитания осужденных женщин В зависимости от позиции женщины, ее индивидуальных особенностей, влияния на нее пребывания в местах лишения свободы, самого исправительного учреждения и окружающих ее осужденных людей нередко происходит деградация личности.
Перевоспитательная деятельность должна учитывать весь комплекс своеобразия женщин: физиологических, социально-демографических, уголовно-правовых факторов, а также влияния на нее процесса исполнения наказания. Здесь играют роль возраст, наличие семьи, родственников и их отношение к осужденной, характер преступления, отношение к наказанию и воспитателям. Пребывание в месте осуждения может привести к процессу деградации или сохранению человеческого достоинства и др.
Лица с отклонениями в психике — это особая категория осужденных. важно:— знать характер психической аномалии человека и возникающие в связи с ней социальные проблемы, рекомендации медицины в работе с ним; — оградить его по возможности от негативного влияния других осужденных; — стремиться привлечь его к той деятельности, которая наиболее посильна и может быть реализована в условиях колонии; — обеспечивать периодическое медицинское освидетельствование, при необходимости специальное лечение.
В места лишения свободы приходит определенная часть людей верующих. В работе с данной категорией людей важно предоставить им возможность для выполнения религиозных обрядов. В этом проявляется индивидуальное право гражданина. Активное использование возможностей религиозной службы, общения со священнослужителями могут способствовать решению проблемы перевоспитания осужденных.
Имеют место случаи, когда бывший осужденный после выхода из колонии, оказываясь в сложной ситуации, обращается к церкви, где находит приют и возможность временной адаптации. Это также имеет позитивное значение для реализации результата его перевоспитания. Данный факт важен еще и потому, что в настоящее время явно недостаточно ни государственных, ни общественных учреждений, которые бы помогли человеку после отбывания наказания в адаптации по месту жительства.
|