Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Структурно-функциональный анализ

Структурно-функциональный анализ является одним из вариантов системного подхода к изучению общества. Действия людей в структурно-функциональном анализе представляются основополагающими факторами функционирования любого социального явления и процесса. Эти действия, с одной стороны, побуждаются потребностями и интересами людей, и, с другой стороны, регулируются определёнными социальными нормами и ценностями. Деятельность людей всегда происходит в определённых структурных рамках, в той или иной степени социально организована. В результате функционируют определённые социальные институты и организации. В структурно-функциональном анализе считается, что социальные институты и роли социальных субъектов являются фундирующими для общества, стабилизируют его развитие.

В середине XX в. структурный и функциональный анализы были пересмотрены в рамках “объединяющего” их системного подхода как два различных аспекта системного анализа, то есть исследования систем как целостных единств, и две взаимодополняющие и взаимопроникающие друг в друга (пересекающиеся) стратегии их исследования.

В социологии структурный подход акцентирует аспект социальной структуры (целостность взаимосвязанных элементов, процессы воспроизводства), а функциональный – аспект социальной организации (принципы соотнесения и функционирования элементов) социума, общества как системы в целом. В случае, когда понятие функции понимается как зависимость в рамках целостной системы, при которой изменения “одного” оказываются производными (функцией) от изменений “другого”, вводится понятие функциональных (функционально-организационных) связей (отношений, зависимостей) в ряду причинных, структурных, генетических связей внутри системы, а также между системами, системой и средой. Соответственно выделяются и процессы функционирования (поддержания организации-организованности, порядка) наряду с процессами производства (ресурсов), воспроизводства (структуры), в совокупности обеспечивающие стабильное существование системы (целостности) и соотношение с процессами её изменения и развития (как в результате “естественной” эволюции, так и вследствие специально предпринимаемых (“искусственных”) усилий).



Лидером функционального анализа в антропологии явился Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун, стремившийся преодолеть телеологизм предшествовавших анализов смещением их акцентов на аспект структурности общества (он ввёл сам термин “социальная структура”). Функциональные отношения трактовались им как направленные на поддержание необходимой минимальной интеграции частей общества, обеспечение отношений солидарности внутри целостностей (тезис функциональной совместимости элементов в системе или постулат универсальной функциональности). Жизнь общества (“социальной системы”, заменённой в его более поздних работах понятием “культура”) в её динамике трактовалась А.Р.Рэдклифф-Брауном как результат взаимосоотнесения взаимодействий индивидов (уровень “социальной структуры”) и взаимодействий деятельностей (уровень “социальной организации”), порождающий импульс к развитию общества (как смене им своего типа).

Другой основоположник Британской антропологической школы – Бронислав Малиновский – ввёл в оборот сам термин “функционализм” и сместил фокус анализа с собственно социума на культуру. Сама культура при этом трактовалась как собрание артефактов (продуктов деятельности) и организующих социальную жизнь традиций (предписывающих адаптивные нормативные образцы поведения), формирующих индивидов и позволяющих группам поддерживать интегрированность и преемственность, то есть целостность общественной жизни.

По сути, работы Дюркгейма, Рэклифф-Брауна и Малиновского обозначили основные рамки и перспективы (видения и их горизонты) всего функционализма XX в., акцентировав проблематику поддержания равновесия в устойчивых системах (и задав, тем самым, “дискурс стабилизационного сознания”).

Однако классический американский структурно-функциональный анализ не может быть адекватно понят без ещё одной “прививки”, сделанной П.Сорокиным, детально проанализировавшим в их соотнесённости и конституирующей роли по отношению к обществу три его системообразующие составляющие, - социум и личность, соотносимые “внутри” определённой культуры (хотя впервые в своём различении они были проанализированы всё же Б.Малиноским), презентирующей ту или иную суперсистему (“чувственную”, “умозрительную” или “идеалистическую”), находящуюся в определённой фазе своего развития (но всегда соотносящую в себе в конкретном единстве язык, этику, религию, искусство и науку).

Однако, если П.Сорокин в своём проекте интегративной социологии двигался в сторону культур-социологии (“объективно” выводившей за рамку социологизма и неоклассической социологии вообще), то Т.Парсонс, исходивший из аналогичных методологических установок и не без влияния первого, акцентировав аспект “социальности”, собственно и оформил неоклассический дискурс структурно-функционального анализа.

Т.Парсонс в своём функциональном императивизме исходил из того, что любая система имеет две оси ориентации: 1) ось различения внутреннего-внешнего (акцентирование либо своих собственных проблем, либо событий окружающей среды); 2) ось различения инструментально-консумматорного (акцентирование либо сиюминутных “средств”, либо долгосрочных (“самодостаточных”) потребностей-целей). Ориентация по этим осям порождает адаптацию и целедостижение (ориентация “вовне”), интеграцию и регуляцию как поддержание образца взаимодействия (ориентация “вовнутрь”) как функциональные императивы, характеризующие любые системы на любых уровнях их существования, как и их подсистемы, специализирующиеся на обеспечении одной из этих четырёх функций и имеющие также свои собственные императивы. Социум (социальная система) может быть охарактеризован как система функционально взаимосвязанных переменных, исходно задающихся на уровне потребностей личности (система личности) и обеспечиваемых нормативно-ценностной системой культуры, обеспечивающей акторов средствами и технологиями поддержания социального порядка, то есть поддержания равновесия, устойчивости и консенсуса внутри общества в целом и на каждом уровне и в каждой подсистеме его организации. Непосредственными механизмами усвоения норм и интернализации ценностей выступают стабилизирующие целостности всех типов, способы социализации и социального контроля, легитимированные в организации деятельности и в институционализации социальных процессов. Любая система есть устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных действий, а анализ любого процесса должен проводиться, соответственно, как часть исследования некоторой системы с “сохраняющимися границами”.

Социальный нормативный порядок есть, следовательно, результирующая тенденций любых целостностей к самосохранению (через поддержание собственной структуры по определённым образцам действия, независимо от колебаний в отношениях системы со внешней средой) и к сохранению границы и постоянства по отношению к внешней среде (сохранение гомеостазиса), поддерживаемых в системности социального действия. Последнее развёртывается между личностью и социальной системой в пространстве (поле выбора) между организмически генетически предзаданным и символическими образцами культуры; оно понимается как открытая система, реализующая четыре системные потребности: адаптацию, целеполагание, интеграцию и регуляцию – латентное поддержание образца. “Поле выбора” для действующего актора задаётся как многомерно построенное по координатам: 1) универсализм – партикуляризм; 2) эмоциональность – нейтральность; 3) достижение – предписывание; 4) диффузность – специфичность, но закрепляемое в своей “неизменности” во времени как “сеть позиций” – “ролевых статусов”. Каждому из последних предписывается ожидаемое поведение по культурой закреплённым, обеспеченным системой санкций, легитимированным нормативным образцам.

В результате структурно-функционального анализа должны быть: 1) получена разветвлённая и сложносоподчинённая типология связей частей и элементов друг с другом и с целым; 2) прописаны возможные и допустимые (в смысле сохранения стабильности) состояния социальной системы (системы систем) в целом; 3) определены репертуарные наборы функций (подлежащих реализации через системы действий); 4) осуществлён вывод полученных результатов на уровень исследования переменных в конкретных исследованиях.

На методологическом уровне основная проблематика структурно-функционального анализа была осознана как изучение отношений между классом структур и классом функций. Она конкретизировалась, в свою очередь, в проблемы функциональной необходимости и функциональных альтернатив действия. Понятие функциональной необходимости исходит из представления о том, что возможно определить минимум функциональных требований, которым должна удовлетворять система (общество), чтобы стабильно функционировать в “нормативном” режиме.

Понятие функциональных альтернатив, введённое Р.Метроном (в иных версиях – функциональные эквиваленты, функциональные субституты, функциональные аналоги), схватывает “поле” возможных вариантов исполнения действия при данном наборе структурных элементов. В этом контексте Р.Мертон различил функциональные потребности и структурные альтернативы, которые могут удовлетворить эти потребности, и снял требование однозначного соответствия функций структурной единице, в целом смещая при этом проблематику структурно-функционального анализа в область исследования социальной структуры и её влияния (через структурные регулятивы) на социальное действие (отсюда и определение его концепции как функционального структурализма). Полное “функциональное единство”, с его точки зрения, - недостижимый ни в одной системе идеал, так как в ней всегда присутствует диссонирующее ей начало, которое оно обозначил через понятие дисфункции (то, что функционально для одной части системы, может быть дисфункционально для другой, и наоборот). В этом же ключе Р.Мертон подверг критике тезис об “универсальности функционализма”, показывая, что в реальности каждый образец в системе не является исключительно функциональным, а есть, скорее, институциализированное выражение достигнутого в деятельности функционально-дисфункционального баланса. Ещё одно важное уточнение классического функционализма, осуществлённое Р.Метроном, - введение разграничения “явных” и “латентных” функций (последние суть неинтенциональные и неосознаваемые социальными акторами объективные для системы следствия их действий).

Внося эти изменения в структурно-функциональный анализ, Р.Мертон стремился, с одной стороны, “снять” критику в адрес классического функционализма, а с другой – вывести его на уровень теории среднего уровня, позволяющей непосредственно выходить на анализ эмпирических фактов. “Латентно” Р.Метрон задал дополнительный импульс уже обозначившейся тенденции к переинтерпретации теоретико-методологических основ структурно-функционального анализа в терминах системно-процессуальных моделей (предполагающих в том числе и “втягивание” внутрь себя абсорбированной проблематики социологии конфликта; сам Р.Мертон “вернул” в традицию структурно-функционального анализа специфически им переинтерпретированное понятие аномии, изгнанное из него под воздействием установки на “интегративно-равновесный” характер социальной системы и общества в целом).

Таким образом, уже в поздних версиях самого структурно-функционального анализа наметилась тенденция к интеграции его с другими парадигмальными разработками в постклассической перспективе социологии. Однако, с другой стороны, в этой же перспективе была осознана вся пагубность “замыкания” дисциплинарного дискурса на одну, пусть и “детально” простроенную, теоретико-методологическую парадигмальность.

 

Литература

1. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2008. С. 44-47; С. 49-52.

2. Рой О.М., Киселева А.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: практикум. СПб: Питер, 2007. С. 109-126.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы отличительные особенности сравнения как способа познания?

2. Какие категории входят в систему, в рамках которой совершаются мыслительные процедуры сравнительного анализа?

3. В чем состоит основное значение сравнительного анализа?

4. Охарактеризуйте процедуру сегментации в структуре сравнительного анализа.

5. Какие субъекты общественных процессов могут стать объектами сравнительного анализа?

6. Когда и где структурно-функциональный анализ получил широкое распространение? Какими факторами была обусловлена его востребованность?

7. Расскажите об основных положениях методологии структурно-функционального анализа, представленных в работах американских социологов Т.Парсонса и Р.Мертона.

8. Чем определяются действия людей в обществе, согласно Т.Парсонсу?

9. Что относится к “функциональным предпосылкам” существования социальной системы?

10. Чем объясняется основополагающее значение, которое приобретают социальные институты и социальные роли субъектов социума в структурно-функциональном анализе?

 

Тесты

1. Социальная роль – это:

a. понимание индивидом своего места среди окружающих людей;

b. отношение, выказываемое нами к окружающим нас людям;

c. характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса;

d. положение, занимаемое человеком в своей социальной группе и признаваемое окружающими как должное.

 

2. Деление общества на классы представляет собой:

a. ценностно-нормативную модель;

b. категориальную модель;

с. структурно-функциональную модель;

d. стратификационную модель.

 

3. Какой общенаучный метод познания лежит в основе сравнительного анализа?

a. абстрагирование;

b. дедукция;

с. аналогия;

d. синтез.

 

Практическая ситуация

В своё время исследователи из Центра передовых методов рекламы группы Евроком (Франция) провели исследование, целью которого была сегментация потребителей рекламы на целевые группы, в основе дифференциации которых лежали особенности стиля жизни представителей этих условных групп. Учёные определили 13 главных течений в социокультурном развитии современной Франции, которые можно разделить на четыре группы “менталитета”: утилитаристский, безопасности, прогресса, перемен, проецируемые на две экспликативные оси стилей жизни, приводящие к четырём микрокультурам, отличающимся друг от друга своей системой ценностей, языком, установками, мотивами, поведением и пр.

- Утилитаристский менталитет характеризуется стандартным потреблением, стремлением к экономии, к положительному соотношению “качества-цена”, вниманием к полезным свойствам товара, индивидуализмом ксенофоба, привязанностью к традициям и пассивным уважением имеющихся структур.

- Менталитет, склонный к пассивной безопасности и к уходу в личную сферу, - для него характерно стремление к равновесию в частной жизни, к бесконфликтным межличностным и социальным отношениям, естественному порядку в материальной и социальной сторонах жизни; будучи чувствительным к предложению услуг и информации, такой менталитет мало открыт к каким бы ни было инновациям и “дикому”, или стихийному, прогрессу.

- Менталитет, открытый прогрессу или рискованным предприятиям, мыслит категориями производства и потребления, отличается склонностью к путешествиям и инновациям, духом предпринимательства.

- Менталитет, открытый переменам, характеризуется стремлением получать удовольствия от жизни, склонностью к непредвиденным заранее расходам на мгновенное достижение желаемого и сиюминутные утехи: люди с таким менталитетом хотели бы получить “всё и сразу”, они питаются воображаемым, иррациональным, их любимое чтение – комиксы и научная фантастика. (Дейян А. Реклама: пер. с фр. М.: “Прогресс”, 1993. С. 52-53).

 

Вопросы по практической ситуации

1. Какие базовые факторы лежат в основе данной сегментации?

2. Насколько специфической для Франции является данная сегментация? Можно ли использовать эту сегментацию в других странах?

3. Какие практические задачи позволяют решить результаты такого исследования?

4. Какие факторы, на Ваш взгляд, лежат в основе сегментации российского общества?

 


СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.