Обратная связь
|
Сущность и логические основы системного анализа. Модели системного анализа
Системный анализ предполагает рассмотрение любого изучаемого явления или процесса как определённой системы взаимодействующих между собой элементов. Определяющее значение в системном анализе имеет степень структурной целостности системы, наличие в системе внутренних и внешних источников развития. Системы существуют во взаимодействии с другими системами, что обусловливает учёт многообразия систем как методологический принцип системного анализа. Системы разделяются по разным основаниям, в результате чего можно говорить о материальных и идеальных, открытых и закрытых, детерминистических и стохастических, целенаправленных и ненаправленных, простых и сложных и т.п. системах. Логические основы системного анализа чётко выражены в основных принципах когнитивного подхода к исследованию общественных явлений, учитывающего факторы общественного и индивидуального сознания.
В самом общем и широком смысле слова под системным исследованием предметов и явлений понимают такой метод, при котором они рассматриваются как части или элементы единого, целостного образования. Эти части или элементы, взаимодействуя друг с другом, определяют новые, интегративные свойства системы, которые отсутствуют у отдельных её элементов. С таким пониманием системы мы постоянно встречались в ходе изложения всего предыдущего материала. Однако оно применимо лишь для характеристики систем, состоящих из однородных частей и имеющих вполне определённую структуру. Тем не менее, на практике нередко к системам относят также совокупности разнородных объектов, объединённых в одно целое для осуществления определённой цели.
Главное, что определяет систему – это взаимосвязь и взаимодействие частей в рамках целого. Если такое взаимодействие существует, то допустимо говорить о системе, хотя степень взаимодействия её частей может быть различной. Следует также обратить внимание на то, что каждый отдельный объект, предмет или явление можно тоже рассматривать как определённую целостность, состоящую из частей, и соответственно исследовать как систему.
Понятие системы и системный метод в целом формировались постепенно, по мере того как наука и практика овладевали разными типами и формами взаимодействия предметов и явлений.
Для системного подхода характерно именно целостное рассмотрение, установление взаимодействия составных частей или элементов совокупности, несводимость свойств целого к свойствам частей.
Для лучшего понимания природы систем необходимо рассмотреть сначала их строение и структуру, а затем их классификацию.
Строение системы характеризуется теми компонентами, из которых она образована. Такими компонентами являются: подсистемы, части или элементы системы – в зависимости от того, какие единицы принимаются за основу деления.
Подсистемы составляют части системы, которые обладают определённой автономностью, но в то же время подчинены системе и управляются ею. Обычно они выделяются в особым образом организованных системах, которые называются иерархическими.
Элементами называют наименьшие единицы системы, хотя в принципе любую часть можно рассматривать в качестве элемента, если отвлечься от её размера.
Структурой системы называют совокупность тех специфических взаимосвязей и взаимодействий, благодаря которым возникают новые целостные свойства, присущие только системе и отсутствующие у отдельных её компонентов. В западной литературе такие свойства называют эмерджентными, то есть возникающими в результате взаимодействия, и присущими только системам.
Весь окружающий мир, его предметы, явления и процессы оказываются совокупностью самых разнообразных по конкретной природе и уровню организации систем. Каждая система в этом мире взаимодействует с другими системами.
Для более тщательного исследования часто выделяют также те системы, с которыми данная система взаимодействует непосредственно, и которые называют окружением, или внешней средой, системы. Все реальные системы в природе и обществе являются открытыми и, следовательно, взаимодействующими с окружением путём обмена веществом, энергией и информацией. Представление о закрытой, или изолированной, системе является далеко идущей абстракцией и потому адекватно не отражающей реальности, ибо никакая реальная система не может быть полностью изолирована от воздействия других систем, составляющих её окружение.
В живой природе системы обмениваются с окружением кроме вещества и энергии также и информацией, посредством которой происходит управление в самих системах и передача наследственных признаков от организмов к потомкам. Особое значение обмен информацией приобретает в социально-экономических и культурно-гуманитарных системах, где он служит основой для всей коммуникативной деятельности людей.
Классификация систем и методов их исследования может производиться по самым разным основаниям деления. Прежде всего, все системы можно разделить на системы материальные и идеальные, или концептуальные. К материальным системам относится подавляющее большинство систем неорганического, органического т отчасти социального характера. Все материальные системы, в свою очередь, могут быть разделены на основные классы, соответственно той форме движения материи, которую они представляют. Среди материальных систем выделяют также искусственные системы, специально созданные обществом технические и технологические системы, служащие для производства материальных благ.
Все эти системы называются материальными, или объективными по характеру, потому что их содержание и свойства не зависят от познающего субъекта. Однако субъект может всё глубже, полнее и точнее познавать их свойства и закономерности с помощью создаваемых им концептуальных систем. Именно поэтому такие системы называются идеальными, или концептуальными, поскольку представляют собой относительно верное отображение материальных, объективно существующих в природе и обществе систем.
Наиболее типичным примером концептуальной системы является научная теория, в которой с помощью понятий, обобщений и законов выражаются объективные, реальные связи и отношения, существующие в конкретных природных и социальных системах. Системный характер научной теории ясно представлен в самом её построении, когда отдельные её понятия, суждения, законы не перечисляются как попало, но объединяются в рамках определённой системной структуры. В этих целях обычно выделяются несколько основных, или первоначальных, её понятий, на базе которых по правилам логики определяются другие понятия – производные, или вторичные. Аналогично этому среди всех суждений теории выбираются некоторые исходные, или основные, суждения, которые в математических теориях называются аксиомами, а в естественнонаучных теориях – законами или принципами.
Всё наше знание не только в области науки, но и в других сферах деятельности мы стремимся определённым образом систематизировать, чтобы стала ясной логическая взаимосвязь отдельных суждений, а также всей структуры знания в целом. Отдельное, изолированное суждение не представляет особого интереса для науки. Только тогда, когда его удаётся логически связать с другими элементами знания, в частности с суждениями теории, оно приобретает определённый смысл и значение. Поэтому важнейшая функция научного познания состоит как раз в систематизации всего накопленного знания, при котором отдельные суждения, выражающие знание о конкретных фактах, объединяются в рамках определённой концептуальной системы.
Другие классификации в качестве основания деления рассматривают признаки, характеризующие состояние системы, её поведение, взаимодействие с окружением, целенаправленность и предсказуемость поведения и т.п. свойства.
Наиболее простой классификацией является деление систем на статические и динамические, которое во многом является условным, так как всё в мире находится в постоянном изменении и движении. Однако поскольку даже в механике мы различаем статику и динамику, то целесообразнее рассматривать специально также и статические системы.
Среди динамических систем обычно выделяют детерминистические и стохастические. Такая классификация основывается на характере предсказания движения или поведения систем. Предсказания, основанные на изучении поведения детерминистских систем, имеют вполне однозначный и достоверный характер. Именно такими являются динамические системы, исследуемые в классической механике и астрономии. В отличие от них стохастические системы имеют дело с массовыми или повторяющимися случайными событиями и явлениями. Поэтому предсказания в них имеют не достоверный, а лишь вероятностный характер.
По характеру взаимодействия с окружающей средой различают системы открытые и закрытые (изолированные), а иногда выделяют также частично открытые. Такая классификация носит в основном условный характер. Ибо представление о закрытых системах возникло в классической термодинамике как определённая абстракция, которая оказалась не соответствующей объективной действительности, ибо подавляющее большинство систем, если не все, являются открытыми.
Многие сложноорганизованные системы, встречающиеся в социальном мире, являются целенаправленными, то есть ориентированными на достижение одной или нескольких целей, причём в разных подсистемах и на разных уровнях организации эти цели могут быть отличными и даже конфликтовать друг с другом.
Классификация систем даёт возможность рассмотреть множество существующих в науке систем ретроспективно, то есть задним числом, что достаточно важно. Однако для исследователя значительно больший интерес представляет изучение метода и перспектив системного подхода в конкретных условиях его применения.
Модели системного анализа социальных процессов классифицируются по разным основаниям.
К основным моделям следует отнести:
- модели, воспроизводящие причинно-следственные связи элементов экономического или политического цикла;
- модели жизненного цикла, фиксирующие основные этапы развития исследуемого социального объекта;
- модели волновой динамики развития экономики и др.
Системное моделирование социальных процессов осуществляется преимущественно в виде идеальных моделей, логически воспроизводящих основные параметры и свойства соответствующих процессов. Такие модели могут быть выражены в виде схем, графиков, таблиц, математических формул, а также объясняющих их теоретических концепций.
С помощью моделей системного анализа можно получить достаточно содержательную информацию о структуре и функционировании общественных явлений, в том числе социально-экономических и политических процессов, носящих как устойчивый, так и неустойчивый, как определённый, так и вероятностный характер.
|
|