Обратная связь
|
Восточные славяне и их культура Курс лекций «Отечественная история» IX-XX века
Томск – 2012 г
Лекция 1. Введение к курсу
Территория современной России, огромной страны, расположенной на просторах Евразии, составляет более 17 млн. кв. км, а ее многонациональное население насчитывает около 150 млн. человек. Россия объединяет представителей более 100 народов. Столь пестрый этнический состав сопровождается большими цивилизационными различиями, прежде всего религиозными, ментальными, социально-экономическими. Трудно, практически невозможно определить культурный генотип российского общества, ибо вместе с православной существуют и развиваются мусульманская, католическая, индо-буддийская, иудейская и даже языческая культурные традиции. В начале 90-х годов 20 века начался процесс распада одной из величайших империй мира — Российской, история которой насчитывала более 400 лет. Наряду с другими бывшими республиками Советского Союза обрела свободу и независимость Российская Федерация. 12 июня 1991 г. Всенародным голосованием был избран первый президент - Б. Н. Ельцин. Одновременно провозглашалась Декларация о государственном суверенитете России. Новая Конституция Российской Федерации (1993 г.) упразднила советскую власть и приняла за основу властных отношений принцип разделения властей. Сегодня в стране наряду с президентской структурой действует всенародно избранный парламент — Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Широк и многоцветен спектр политических партий. Ликвидирована монополия коммунистической партии на власть. Медленно, трудно и зачастую конфликтно развивается процесс перехода к рыночной экономике, правовому государству и гражданскому обществу.
Всякий раз, когда в России начиналось внутреннее переустройство, просвещенная элита размышляла над проблемой цивилизационной принадлежности общества, пыталась определить его социо-культурный генотип. Эта философская по своей сути проблема актуализировалась возможностью заимствования опыта других стран. Социология с завидным постоянством ставит и пытается решить вопрос о степени совместимости России с Западом или Востоком, об особости или типичности ее цивилизации. Эти и подобные вопросы приобрели смысл лишь после того, как первый российский император Петр I твердой рукой самодержца круто развернул «российский корабль» на Запад. С тех пор не прекращались дискуссии между западниками и славянофилами. Первые утверждали, что Россия является частью западной цивилизации, искусственно оторванной от своей прародины, рано или поздно придет к западной модели общества и государства. Отставание от Запада, по их мнению, являлось несомненным преимуществом России. Ибо позволяло использовать опыт европейских стран. Популяризаторами этой идеи были известные российские публицисты, философы П. Чаадаев, А. Герцен и другие. В противоположность выводам западников, славянофилы считали Россию не столько отсталой, сколько иной, не европейской, а самобытной страной. Н. Данилевский, российский философ 19 века представлял Россию как ядро особой, противоположной романо-германской Европе, славянской цивилизации. Он утверждал, что славянскому культурно-историческому типу присуще ненасильственность, терпимость, внутренняя религиозность, общинность, соборность, преданность и доверительность власти. Вместе с тем, следует учитывать, что проблема «особого пути» России получила освещение во второй половине 19 века и в какой-то мере стала негативной реакцией российской интеллигенции на пороки раннего индустриального общества и революционные эксперименты Запада.
Несколько позже, в первой трети 20 века, социологи поставили проблему о культурном континуитете России со странами Востока. В 20-е годы оригинальную концепцию истории России предложили П. Савицкий, П. Сувчинский, Н. Трубецкой и другие «евразийцы» (так стали называть этих ученых). Они доказывали, что Россия не принадлежала ни Востоку, ни Западу, а являла собой особую, «евразийскую» цивилизацию, преемницу эллинистической монархии А. Македонского и Византийской империи. Согласно их взглядам российское общество несло печать православной христианской и туранской (тюркской, восточной) культурной традиции. Евразийцы были убеждены, что исторические корни России «прорастали» в 14-15 веках, в эпоху русско-монгольского культурного синтеза. Известны высказывания Н. Трубецкого, что «без татарщины (т.е. монгольской культуры) не было бы России», или П. Савицкого, что « великое счастье для Руси, что в момент, когда в силу внутреннего разложения она должна была пасть, она досталась татарам, а некому другому». Евразийцы часто цитировали французскую поговорку «Поскреби русского, найдешь татарина», что, по их мнению, свидетельствовало об особом восприятии европейцами русского мира. Заслугой евразийцев является расширение проблематики исследования русской культуры и истории, что послужило основанием переосмысления некоторых явлений российской цивилизации, например истоков и специфики российской государственности, роли и последствий монгольского завоевания. Некоторые идеи евразийцев нашли подтверждение в трудах историка Л. Гумилева, предложившего версию российской истории, рассмотренной через призму этнических процессов. Он впервые раскрыл выдающееся значение тюркских народов в становлении русского этноса (народа) и государства. Все обозначенные дискуссии доказывают одну простую истину, что Россия является сложно-цивилизационным обществом. Политически это требует продуманного и реального федерализма, экономически — развитого рынка, духовной и идейной свободы и правовой защищенности человека. Западная социология уверенно настаивает на том, что законы индустриализма оттесняют на задний план культурную специфику, вовлекают народы мира , в том числе и Россию, в мировое цивилизационное пространство.
Однако сегодня ясно, что индустриальное общество, единое в своей основе, несет на себе «родовые пятна» соответствующей традиционной культуры. Достаточно вспомнить опыт модернизации Японии и других стран Востока. Вот почему авторы данного пособия взяли за основу осмысления и изложения исторического материала культурно-цивилизационную методологию. Суть ее — в приоритетном изучении культурных факторов, ценностных ориентаций русских людей разных эпох, определявших их подходы к созданию государственности, адекватных форм социально-экономической жизни, быта, семьи.
Лекция 2 .Традиционное общество в России:
истоки и историческая судьба ( 9-17 вв.)
Восточные славяне и их культура
Рождение первых цивилизаций относится ко времени 40-30 веков до нашей эры (до рождества Христова). Шумер. Мифы. Хаос – порядок. 5-6 вв. В 5-6 вв. до н.э. появился буддизм, 1 в. н.э. – христианство, а в 7 в. – ислам. В 4 в. до н.э. воевал А. Македонский. С 1 по 5 в. н.э. существовала Римская империя. В 5 в. возникло государство франков. В 8 в. была провозглашена империя Карла Великого.
Известно, что история человечества начиналась в рамках примитивного общества, не знавшего государственной организации, законов, письменности, городов и других элементов цивилизации, переход к которой у разных народов осуществлялся в разное время. Сама же история цивилизации делится на три периода: 4-5 тысяч лет до нашей эры — 18 век нашей эры — аграрная цивилизация или традиционное общество; 18-20 века — индустриальное общество и с конца 20 века — постиндустриальное общество. Русские, также как и народы северной Европы, встали на путь цивилизации значительно позже. Россия до 18-19 веков развивалась в рамках аграрной цивилизации и традиционного общества. Традиционное общество в древности и средневековье было основано на простом воспроизводстве, ремесленных технологиях, общинно-корпоративных ценностях, закрытости социальной структуры, почтении к авторитету и возрасту, ориентации на прошлый опыт и его повторение. Политической основой традиционного общества являются монархические или подобные им режимы.
Менталитет человека традиционного общества несовместим с нарушением установленной нормы. У людей велик страх перед всяким движением, новшеством, поэтому изменения здесь крайне редки. Человек традиционного общества не нуждается в индивидуальной свободе. Сильный покровитель, будь то монарх или община, ценятся более, чем личные права. Традиционный человек равнодушен ко времени, которое для него многомерно. Это и природное ( по временам года), и аграрное ( по циклам сельскохозяйственных работ), и княжеское ( по срокам военных походов или сбора дани), и церковное ( по религиозным праздникам, постам и т.п.) время. Именно поэтому необычайно сложно изучать хронологию ранних обществ. Традиционное общество не опирается на творческую деятельность, поэтому перевороты в технологиях случаются не часто. Энергетической основой аграрной цивилизации является мускульная сила человека и животных, природные силы (ветер, вода). Вот почему имеется определенный предел роста производительности труда, что неизбежно приводит традиционные структуры к поиску альтернативных форм существования.
В настоящее время многие историки сходятся во мнении, что российская социальная, политическая и духовная традиция сложилась в рамках Московской Руси (14-17 вв.). Однако выяснение её особенностей требует изучения истоков русской культуры и государственности, которые следует искать в мире славянской культуры. Древние предки россиян - славяне принадлежали к индоевропейской языковой семье. Родиной славян считаются области между Днепром, Карпатами и Вислой, однако невозможно исключить и другие территории. Здесь в течение длительного времени они жили в соседстве с германцами, балтийскими, дако-фракийскими, протоиранскими племенами. Распространение железных орудий труда в сер.1 тысячелетия до нашей эры позволило славянам расширить ареал своего расселения. Римляне в свое время не смогли завоевать славян. Известно, что славяне торговали хлебом с империей и даже заимствовали римские меры веса. Римский квадрантул стал русской четвертью, которая существовала в России до 1924 года.
На северо-востоке от территории обитания славянских племен располагались огромные степные просторы. Степи были естественным полигоном для перемещения азиатских кочевников. В середине 1 тысячелетия нашей эры очередное мощное движение народов Степи — гуннов и других привело к серьезным изменениям этнической и политической карты Европы. Теснимые и преследуемые гуннами германцы отступили к границам Западной Римской империи и содействовали ее крушению. Одновременно происходило расселение славянских племен на северо-востоке и юго-востоке Европы. По географическому положению славяне разделились на три больших ветви: восточную, западную и южную. 15 восточно-славянских племенных союзов заняли территорию от Южного Буга и Днепра до Волги, от Дуная до Волхова и положили начало древнерусской народности. Летописи (письменные хроники) сохранили их названия. На севере Восточной европейской равнины, около озера Ильмень и реки Волхов жили словене, племенным центром которых был город Новгород. Почвы севера оказались малопригодны для земледелия, поэтому здесь развивались ремесла, торговля, промыслы. На плодородных землях долины реки Днепр расселились поляне —(поле). Их городом был Киев, название которого напоминает об его легендарном основателе — Кие (по одним источникам — славянский князь, по другим — перевозчик на днепровской переправе). Как правило, славяне селились по берегам рек. Это было удобно для ведения земледельческого хозяйства и торговли. По реке Припяти жили древляне (обитатели леса). Верховье Западной Двины, Волги, Днепра заняли кривичи и полочане. По реке Оке и Москва-реке — вятичи. По Соже и Десне — радимичи. По Десне, Сейме и Северскому Донцу — северяне, по Бугу — бужане, волыняне, дулебы. Часть племен разместилась в Причерноморье (тиверцы, уличи).
Города славян были племенными и религиозными центрами. В зависимости от местности, славяне занимались земледелием, скотоводством, звероловством, ремеслами, торговлей. Земледельческие племена, кроме деревянной сохи, использовали плуг с железным наконечником. Однако славянское земледелие длительное время оставалось подсечным. Посевы производились на месте лесных вырубок. Первые два-три года получали неплохой урожай, а затем переходили на новое место. Славяне выращивали: рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, бобы, горох, лен, коноплю; разводили домашних животных: коров, лошадей, овец, свиней, коз. Крестьянский труд составлял основу жизни народа. Неслучайно былины прославляли пахаря-богатыря Микулу Селяниновича. Славяне знали кузнечное, литейное, гончарное дело. Славяне были высоки, сильны, выносливы. Они отличались простотой быта. Питались грубой и даже сырой пищей, употребляя ячмень, просо, молоко, квас. На пирах пили хмельной напиток из меда. В теплое время года носили только белье, а в холодное - накидывали на плечи звериные шкуры. Обувью служили лыковые лапти. Оружие делали из дерева и железа. Широко использовались деревянные копья и стрелы. В условиях сурового климата им требовались теплые жилища, для строительства которых употреблялся лес. Это были срубы — дома из бревен, которые освещались масляными лампами. В случае опасности славяне уходили в леса и грады (города, защищенные земляным валом и деревянными стенами).
Геополитические условия (срединное положение между Востоком и Западом, однотипность природы, оторванность от морей, а значит, от мировых торговых путей, удаленность от «осевых цивилизаций», слабая заселенность территории, короткий цикл сельскохозяйственных работ) не способствовали индивидуализации хозяйственной и социальной жизни, наоборот, обусловили консервацию родовых отношений и длительное сохранение общины — коллектива родственников или соседей, ведущих, как правило, частное хозяйство на земле, право распоряжения которой принадлежало всему коллективу. Сход (собрание) общинников устраивал уравнительные переделы земельных участков и других сельхозугодий по справедливости, столь ценимой славянами. Ценностями общинного поведения становились взаимопомощь, терпеливость, сплоченность, преданность харизматическим ( т.е. наделенным божественной благодатью) лидерам, склонность не к праву, но к воле. Еще и сегодня не забыты пословицы о пользе общины: «Миром (так называлась община) гору сдвинем», « С миру по нитке — голому рубашка» и др. В догосударственный период важную роль в племенах играли старейшины и военные вожди, а также народные собрания — вече. Славяне были язычниками. Они обожествляли силы природы. Мифология славян знает около 400 языческих персонажей. Особенно почитались солнечные божества - Хорс («Красное солнышко», Ярило (Зрелое Солнце), Дажбог ( Дающий бог) и другие , а также Небо — Стрибог, Свет — Свентовит, Скот — Велес. Славянским Зевсом был бог грозы и молнии — Перун. Дом, баня, лес, водоемы населялись добрыми и злыми духами — домовыми, банниками, лесавками, русалками. Особо почитались родо-племенные божества и духи. Соплеменники поклонялись мифическому родоначальнику — Деду. Люди верили, что с помощью церемоний, заговоров, молитв, жертвоприношений можно воздействовать на силы природы. Объектом особого почитания была земля, которую ласково называли «матерью». Предметы, принесшие когда-то удачу, хранились долгое время. Амулеты носили для того чтобы отогнать темные силы. Религиозные верования не могли не влиять на образ жизни славян. Они не знали понятия «греха». Многоженство, «умыкание девиц» (воровство невест), сквернословие считалось обычной нормой и не осуждалось. Особой церемонией сопровождалось погребение. Трупы, как правило, сжигали, а урны с пеплом выставляли на дорогах. Считалось, что в течение 30 дней души покойников могут посещать дом, поэтому для них выставлялась жертвенная пища. По истечении этого срока урну хоронили. Эта церемония называлась тризной.
Соседи славян
На востоке соседями славян были тюркские народы, которые уже создали свои государства. Это Тюркский, Хазарский, Аварский каганаты, Волжская Булгария. Часть тюркских народов приняли ислам. Правители этих государств — каганы имели неограниченную власть. В Хазарии официальной религией был иудаизм, что позволило Л. Гумилеву сделать предположение о том. что Хазарское государство было основано евреями, проделавшими в свое время путь из Вавилона, через Кавказ в долину реки Волги и основавшими здесь свои поселения, в том числе крупнейший торговый город средневековья — Итиль. Славяне время от времени были данниками тюркских народов и хазар. На северо-востоке славяне мирно уживались с финно-угорскими народами (мордвой, весью, муромой, чудью ). Финны были невысоки ростом. занимались звероловством, жили в землянках и шалашах, обменивали меха и кожи на оружие и арабские ткани, привозимые из Волжской Булгарии. Славяне селились среди финно-угорских племен, строили города: Изборск, Белоозеро и другие.
Достаточно активными деятелями конца 1 тыс. н.э. были жившие на Скандинавском полуострове германские племена норманов, которых европейцы называли «викингами», а славяне — «варягами». Это были отважные мореплаватели и воины. Известно, что один из норманских конунгов (военных вождей) Лейф Счастливый уже в 10 веке на своих ладьях (так назывались корабли скандинавов) добрался до берегов Северной Америки. Викинги часто вторгались в европейские города и грабили их. Славянские купцы нередко нанимали варягов для охраны своих торговых караванов, продвигавшихся по знаменитому в средние века торговому пути «Из варяг в греки», маршрут которого начинался в Скандинавии, пересекал Финский залив, реки Неву, Волхов, озеро Ильмень, Днепр и завершался в Византии. В рассматриваемое время норманы переживали процесс распада родовой общины. Молодые, конунги рвали традицию и искали опоры не столько среди сородичей, сколько среди воинов-дружинников. Энергия пассионариев выплескивалась в завоевательные походы. На Западе земли предков россиян граничили с территориями западных славян и балтийских народов. И те, и другие все чаще попадали под католическое влияние. Наконец богатым и авторитетным соседом славян была Византия. Военные походы в Константинополь (Царьград) становились делом чести славянских князей. Реципрокные раздачи награбленного имущества поднимали авторитет племенных вождей, создавались возможности для выдвижения «способных и честолюбивых» на руководящие роли в общине. К концу 1 тыс. н.э. у восточных славян накопилось немало проблем, решение которых было не под силу отдельным племенам. Это, например, потребности в обороне и ликвидация даннических отношений, установление торговых контактов с развитыми государствами, преодоление братоубийственного соперничества, развитие межплеменных обменов. Однако, племенной сепаратизм, подогреваемый язычеством, оказался настолько велик, что не позволил создать единые, надобщинные властные структуры.
Создание государства Русь
Древнерусская летопись «Повесть временных лет» (12 в.) рассказывает, что норманы часто выступали посредниками в межплеменных усобицах славян и облагали последних данью. В середине 9 века, например, они брали «по белке и по серебряной монете с дыма (т.е. дома) с чуди, и «со словен, и с мери, и с всех кривичей». « Повесть ...» зафиксировала событие 862 г., когда славяне прогнали варягов за море и «начали сами собой владеть». Однако вскоре с новой силой разыгрались страсти и «пошел род на род...». Так летопись объясняет причину «призвания» славянским старейшиной Гостомыслом варяжского конунга Рюрика на княжение в Новгород в 862 г., что, по мнению летописца, сыграло определяющую роль в будущем объединении племен. Предание гласит, что дружинники Рюрика— Аскольд и Дир овладели Киевом. После смерти Рюрика власть в Новгороде оказалась у его сподвижника Олега (879-912), который покорил древлян, радимичей, северян, обложив их данью «из меха, меда и зверинных шкур». Он захватил Киев, сделал его столицей своего разросшегося княжества и назвал «матерью городов русских».
О происхождении слова «Русь» было много дискуссий. Заслуживают внимания две основные версии. Первая заключается в том, что название «Русь» имеет скандинавские корни и означает либо шведов — «руотси»—«гребцы», либо одно из скандинавских племен, выходцами из которого были первые князья. Вторая точка зрения выводила термин «Русь» выводила от названия реки Рось, притока Днепра, по берегам которого издавна селились славянские племена. Много удачных военных походов совершил Олег, в том числе — на Византию. Победа князя над греками (так назвали на Руси жителей Византии) принесла ему славу и богатую добычу. В 907 г. был заключен первый межгосударственный договор Руси с Византией. Итак, Олега можно считать первым правителем Киевской Руси. Именно так стало называться государство восточных славян. Таким образом, согласно древней летописи, норманы объединили славянские племена. Это послужило основанием для вывода о германских истоках русской государственности. Впервые эта идея получила развитие в трудах российских историков 18 века Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера, А. Л. Шлецера, приглашённых из Германии на русскую службу. Они стали основателями «норманской» концепции происхождения русского государства, которую в той или иной степени разделяли все выдающиеся российские историки 19 -начала 20 веков. (Н. Карамзин, В. Соловьев, В. Ключевский и другие). Разногласия среди них по этому вопросу касались лишь деталей, например, этнической принадлежности варягов, степени готовности славян к государственной жизни и тому подобное.
В 18 веке появилась альтернативная «норманской» — «славянская» концепция происхождения русской государственности, автором которой стал великий русский ученый М. В. Ломоносов. Русское государство, по его мнению, имело славянские корни. Ядро его находилось в Среднем Поднепровье, а название свое оно получило от речки Рось и племени роксоланов. Правда, Ломоносов ссылался на более поздние летописные своды, составители которых уже были связаны государственной идеей. Немец Зигфрид Байер (1694-1738) окончил университет в Лейпциге. Основная работа «Варяги». Трудился в Петербургской академии наук. Байер опроверг сказание русских летописей 16 века о призвании Рюрика из Пруссии. Байер утверждал, что варяги прибыли из Скандинавии и Дании.
Фридрих Миллер (1705-1873) приехал в Россию из Лейпцига. Собрал 30 томов документов по истории Сибири. Основная книга «О происхождении народа и имени российского». М. Ломоносов выступил против Ф. Миллера. Перед смертью М. Ломоносов закончил первый том истории России. Людвиг ШЛёцер (1735-1809) из Виттенберга (Германия) издал «Русскую правду». После нескольких лет работы в России вернулся в Германию.
Норманская теория происхождения нашего государства. Норманисты: Байер, Шлецер, Погодин, Соловьев. Татищев и Болтин выводили Русь из Финляндии. Ломоносов считал, что Руссия – это Пруссия. Забелин выводил Русь из балтийских славян, а Костомаров из Литвы.
Выдающиеся зарубежные историки:А. Тойнби (англичанин), К. Ясперс (немец), Л. Ранке (немец), М. Блок (француз).
Следует отметить, что идеологизация вопроса о корнях российской государственности мешала и мешает объективному исследованию проблемы. В советское время норманисты преследовались, их взгляды считались антипатриотичными, играющими на руку пангерманизму, оправдывающими экспансионистские планы Германии в мировых войнах. Однако сравнительный историко-лингвистический анализ, археологические находки специфических норманских захоронений (в ладье) на территории России, предметов варяжского быта и тому подобное не позволяют игнорировать норманскую концепцию. Видимо варяги были тем катализатором, который ускорил процесс создания русского государства.
Каковы же были занятия первых русских князей? Сначала земля не составляла для них ценности. Предметом их деятельности было поддержание славянского единства, походы на Византию, защита Руси от кочевников. Особой военной активностью отличался внук Рюрика князь Святослав (945-972). Именно он со своей дружиной разгромил Волжскую Булгарию, Хазарский Каганат. Государственная деятельность князей требовала содержания, которое обеспечивалось не только военными походами, но и данью со славян. Как правило, осенью князья разъезжались по землям и собирали дань. Эта процедура называлась «полюдье» («хождение по людям»). Неуемные аппетиты князей могли стоить им жизни. Так случилось с сыном Рюрика Игорем, когда он решил взять двойную норму с древлян и был за это зверски убит. И хотя его жена Ольга отомстила за смерть мужа — сожгла главный город непокорного племени — Искоростень — все-таки она вынуждена была упорядочить даннические отношения. Расширение Киевского государства началось во время правления сына Ольги, Святослава. Храбр и быстр, как барс. Его войска двигались без обоза. Первый поход Святослава против хазар. Остался на Дунае. Печенеги осадили Киев. Святослав вернулся с Дуная, спас Киев. После смерти Ольги ушел на Дунай. Войска Византии вытеснили Святослава из Болгарии. На пути в Киев убит печенегами.
После смерти Святослава среди его сыновей начались раздоры. Победителем в 978 г. стал Владимир, который принял христианство.
Князь Владимир умер. Власть захватил старший сын Святополк, убивший Бориса и Глеба. Святополка «окаянного» победил Ярослав. Конфликт с Мстиславом. Раздел государства по линии Днепра. «Русская Правда» или законы Ярослава. Спецификой княжения на Руси было правление родом, когда главный, киевский престол занимал старший в роде князь. В связи с этим нередкими были конфликты между претендентами. В невыгодном положении оказывались младшие князья и князья-изгои, отцы которых умирали прежде, чем занимали великокняжеский стол. За первые 140 лет в Киеве сменилось 10 князей, в том числе половина из них была убита или доведена до смерти, как правило своими родственниками.
|
|