Обратная связь
|
Принятие христианства на Руси Киевские князья восхищались процветанием Византии, которое они связывали прежде всего с религией греков. Славянское же многобожие ослабляло и без того зыбкое единство государства Рюриковичей, не позволяло Киевской Руси стать частью цивилизованного мира, объединенного монотеистическими религиями — христианством, исламом, иудаизмом и др. В 980 г. киевский князь Владимир Святославович (980-1015) предпринял «языческую реформу», которая предполагала повсеместное насаждение культа Перуна. Реформа не удалась. Племена были слишком привязаны к своим божествам. Владимир в молодости также был ревностным язычником, любил жертвоприношения, заканчивавшиеся шумными пирами. В его гаремах было много жен и наложниц. Однако он понимал, что Русь не могла более оставаться варварской страной. Легенда гласит, что однажды после удачного похода, князь, как обычно приказал принести Перуну человеческую жертву, которая выбиралась по жребию. Жребий пал на сына одного варяга, который к тому времени уже был христианином. Но варяг не отдал сына и надругался над языческими богами. «Бог один,— сказал он, — Творец неба и земли, а ваши боги — дерево (дело в том, что язычники изготовляли статуи своих божеств из дерева и поклонялись деревянным истуканам)». Отец и сын были растерзаны. Но вера в богов, не отомстивших за поругание, была поколеблена.
Владимира посетили религиозные миссии от разных вер и церквей: мусульмане – от волжских болгар, римские католики – из Германии, хазары, проповедовавшие иудаизм, и, наконец, проповедник греческой православной веры. Ислам отбрасывал Россию в круг культуры Ближнего Востока. Римское христианство от немцев делало Россию страной латинской и европейской культуры. Утверждение иудаизма или православного христианства обеспечивало России культурную независимость и от Востока и от Запада. Выгода культурного союза с Византией, с которой у Руси уже имелись тесные связи. Христианство было введено как официальная религия не только в княжеском доме, но и во всем русском народе. Более раннее крещение княгини Ольги такого результата не имело. В 10 в. сложились благоприятные условия для принятия православия из Византии. Русские князья одержали военную победу над империей. В 988 г. Владимир принял крещение по православному обряду, женился на византийской принцессе Анне и сделал православное христианство государственной религией Руси. Православие привлекало правителей Руси тем, что несло понятие о верховной власти, поставленной от бога. Византийские патриархи, в отличие от католических Пап, никогда не оспаривали пальму первенства у светских государей. Укрепление власти было особенно актуально для Владимира, который будучи сыном Великого князя Святослава от ключницы-рабыни Малуши, по представлениям того времени не мог быть законным наследником престола. Крещение Руси было трудным и длительным процессом. В Новгороде, например, людей насильно вталкивали в реку Волхов. После этого долгое время сохранялась пословица «Путята крестил мечом, а Добрыня огнём» (Путята и Добрыня — имена дружинников князя). Из Византии на Русь прибыли священники, миссионеры, просветители. Получила распространение славянская письменность. Появилась русская литература. Продолжалось строительство православных храмов. Владимир вызвал из Византии мастеров, которые построили в Киеве Церковь Пресвятой Богородицы. Церковь назвали Десятинной, так как князь отдал ей десятую часть своих доходов. Владимир причислен православной церковью к лику святых, а в народных былинах он назван «красным солнышком».
Православие принесло глубокий нравственный переворот в русскую жизнь. Началась общая гуманизация общественных отношений. Владимир Мономарх, например, не осаждал городов по воскресеньям, не воевал в великий пост, что напоминало дни «Божьего мира» в Европе. Люди отказывались от мучительных наказаний (садить на кол и тому подобное). Укреплялись семейно-брачные отношения. Христианство рассматривало семью как священный религиозный союз мужчины и женщины. Многожёнство категорически запрещалось. Княжеские уставы, вслед за церковными, закрепляли положение, по которому законным считался только первый брак, второй разрешался лишь при немощи природной, а третий приравнивался к блуду и строго наказывался. Церковь опекала слабых: нищих, калек, убогих. Утверждалась традиция милосердия. Библейские заповеди несомненно способствовали духовному росту наших предков.
Расцвет Руси
В первой половине XI века раннее русское государство переживало расцвет. Достижения этого времени связаны с князем Ярославом Мудрым (1019-1054 гг.). Ярослав был сыном Владимира-Крестителя от его первой жены — литовской княжны Рогнеды. Возможно, под влиянием матери Ярослав воспринял уважительное отношение к западной культурной традиции. В дружине князя было много варягов. Ярослав женился на дочери шведского короля Ингигерде (Анне), дочерей своих выдал замуж за европейских государей. Елизавета была супругой норвежского короля, Анна — французской королевой. Анастасия породнилась с венгерской королевской фамилией. Сыновья Ярослава женились на польской королевне и византийской принцессе. С помощью династических браков князь пытался укрепить престиж Руси. В середине XI века (1051 г.) по волеизъявлению Ярослава впервые был созван Собор русских епископов, который избрал главой русской церкви митрополита Иллариона. Русь христианская начала свой путь к церковной самостоятельности. Ярослав известен как градостроитель. Некоторые города назывались именем князя. Это Ярославль на Волге, Юрьев (Юрий — христианское имя Ярослава) в Прибалтике и другие. Киев превращался в один из красивейших городов мира. Здесь были возведены Собор Святой Софии, Золотые Ворота и так далее. В 10-11 вв. византийские мастера строили на Руси каменные соборы. Первый каменный храм Киевский храм Успения Богоматери (Десятинная церковь). Храм Святой Софии в Киеве.
С именем Ярослава Мудрого связано появление первого письменного общерусского свода законов — «Русской Правды» (XI век), который дополнялся в 11-12 веках. Судебник ограничивал варварские обычаи кровной мести, вводил штрафы (виру) за убийство, оскорбление чести и достоинства человека, защищал частное хозяйство, вводил наследственное право, ограничивал произвол судебных исполнителей. «Русская Правда», скорее всего под влиянием христианства, не знает позорящих и жестоких наказаний. Вместе с тем штрафы были достаточно велики. Они различались в зависимости от социального ранга пострадавшего. Княжеские мужи защищались двойным штрафом, состоящим из 80 гривен (так назывались серебряные слитки, выполнявшие функции денег). В связи с тем, что серебро не добывалось на Руси, а ввозилось из-за границы, деньги из него очень ценились. Большая часть штрафов шла в казну князя. Особо тяжёлым преступлением считалось умышленное убийство. Злоумышленник изгонялся из общины и лишался всего имущества, что в условиях того времени обрекало человека и его семью на гибель. Невыполнение имущественных обязательств наказывалось превращением свободного человека в холопа (раба). Сохранялись случаи внесудебной расправы. Ночного вора, например, можно было убить на месте преступления. Господин мог наказать своего слугу «за дело». От имени князя расследование проводили особые люди — вирники, которые кормились за счёт общины . С общины взимались мясо, хлеб, сыр, куры, пиво, корм для коней и так далее. Разбирательство дел проходило, как правило, в княжеском дворе. На суде рассматривались показания свидетелей, но сохраняла большое значение клятва. Особым доверием пользовались варяги.
Будучи грамотным, Ярослав заботился о народном просвещении, основал первое на Руси училище. В XI веке Русь простиралась от берегов Днестра и Вислы до Дона и Волги, от Северной Двины до Таманского полуострова (Тьмутаракань). Усилиями княжеской власти и под влиянием объективных обстоятельств (развитие городов, обменов, торговли) рушились родовые отношения. К XI веку русское общество уже состояло из нескольких сословий, социальных групп, различавшихся по своим занятиям и привилегиям. К высшему сословию относились князь и его дружина — вооруженные отряды. Дружина, состоявшая изначально из варягов, постепенно пополнялась за счёт наиболее активных представителей славянских родов. Наиболее приближёнными к князю были старшие дружинники — бояре. С ними князь держал совет, из их числа назначались городские правители (посадники) и главы ополчений. Младшие дружинники (гридни-воины, отроки и т.п.) также выполняли важные общественные функции .Дружина была как бы постоянной армией князя. На период военных походов воинство пополнялось земскими полками. Покушение на жизнь княжеского дружинника строго наказывалось.
В связи с тем, что земля не представляла особой ценности дружинники не стремились стать землевладельцами. Документы сохранили мало названий княжеских и боярских сел, которые были вотчинами, т.е. частной собственностью. Хозяйство князей и бояр было небольшим (4-5 сёл) и носило, в основном, промысловый характер. Оно давало им мед, воск, бобровые шкурки, т.е. то , что можно было выгодно продать в Византии и других странах. Земледельческие продукты знать получала от подданных, предметы роскоши - от грабежей во время военных походов. Вотчины очень редко создавались на землях общинников. Источниками княжеского и боярского землевладения являлись пустоши, земли должников, а также покупные участки.
Князь находился в определенной зависимости от своей дружины. Чем щедрее он делился военной добычей с дружинниками, тем выше был его авторитет и сильнее власть. Летописи, былины сохранили воспоминание о знаменитых пирах с дружиною Владимира — Красное Солнышко и Святослава. Известно также, что Святослав не принял христианства, опасаясь вызвать гнев дружины. Князь и его дружинники жили, в основном, в городах.
Основная масса русских людей жила в селах. Основой общественного устройства здесь была община, которая символически называлась «вервью» или «миром». Названия отразили коллективные формы жизни и зависимость общинников друг от друга. Община влияла на трудовую, бытовую, культурную деятельность человека. Все важнейшие решения принимались на собрании членов общины или так называемом «сходе». Каждая община владела своей территорией, которая включала личные крестьянские земли и общественные угодья (леса, луга, покосы и т.п.). Личные участки подлежали периодическому, уравнительному переделу. В Х1 в. общинниками , в основном, были свободные крестьяне — смерды. Взаимопомощь была одним из принципов общинной жизни. Князья использовали общину в своих целях. Они сделали её ответственной за сбор дани, штрафов. В Киевской Руси появились несвободные, зависимые сословия, которые пополнялись из не возвративших кредиты должников, пленников. Часть из них становилась холопами или рабами, не имевшими личных прав. Крестьяне, связанные долговыми и договорными обязательствами и потерявшие в силу этого часть своей свободы, назывались закупами и рядовичами. Эти термины происходят от слов «купа» — ссуда, кредит и «ряд» — договор. Среди других социальных групп следует назвать купцов, ростовщиков, ремесленников, служителей церкви. Православная церковь постепенно становится крупным землевладельцем. Князья дарили церкви «на помин своей души» большие участки земли и целые сёла. В древнерусском обществе господствовала идея народоправства. Во многих городах — племенных центрах все общественные проблемы решались на вече — народных собраниях. На вече заключались договоры с князьями, обсуждались вопросы войны и мира, финансовые дела. Некоторые историки считают, что древнерусские города по своей структуре близки к античным городам-государствам — полисам с их ранними формами демократии. В целом развитие Киевской Руси представляется сходным с европейскими раннесредневековыми аналогами. По своей структуре она напоминает империю Карла Великого.
|
|