Расходы государственного бюджета Расходы бюджета выражают экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованного фонда денежных средств государства.
Расходы формируются по отдельным бюджетам в зависимости от разграничения государственной собственности и целевого их назначения. При этом различают бюджет текущих расходов и бюджет развития.
К бюджету текущих расходов относятся расходы на: содержание и капитальный ремонт зданий, жилищно-коммунальных услуг, объектов охраны окружающей среды, учреждений просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, СМИ, органов государственной власти и управления.
К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями, отдача от которых ожидается в средней и долгосрочной перспективе.
Республиканский бюджет направляет расходы по следующим направлениям: на народное хозяйство, на социально - культурные мероприятия, на науку и образование, на охрану правопорядка, содержание органов государственной власти, на внешнеэкономическую деятельность, на оборону, дотации и субвенции нижестоящему бюджету.
Ввиду недостаточности денежных средств правительство устанавливает перечень защищенных статей бюджета, которые подлежат финансированию в полном объеме.
Защищенные статьи: зарплата с начислениями, стипендии, приобретение медикаментов, хозяйственные расходы (отопление, освещение, аренда помещения), дотации на продукцию животноводства, оказание безвозмездной помощи фермеру, расходы на содержание социальных объектов населения, расходы на ликвидацию и сокращение вооружений, расходы на летнюю оздоровительную компанию, на целевую программу по ликвидации последствий аварий на объектах атомной промышленности.
Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета, а наоборот – профицитом.
Бюджетная система и бюджетное право
Бюджетная система - это совокупность бюджетов разных уровней, находящихся в определенной взаимосвязи, основанная на экономических взаимоотношениях и бюджетном праве.
Бюджетное право - это совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность государственных органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
В каждом государстве основы бюджетного права определяются конституцией. Более конкретные вопросы о разграничении бюджетных прав, о порядке осуществления бюджетного процесса, о разграничении различных доходов и расходов между бюджетами разных уровней и др. регламентируются специальными законодательными актами России. К ним относятся:
1. Закон «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и исполнению внебюджетных фондов».
2. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса».
3. Законы «О местном самоуправлении», «О субвенциях», «Об образовании», «О недрах» и др.
4. Ежегодный закон «О бюджете на финансовый год».
Указы Президента, постановления и распоряжения правительства, которые корректирует вышеперечисленные законы и чаще всего предусматривают введение льгот, преимуществ для тех или иных территорий.
Законы 3-4 определяют разделение полномочий и ответственностей между уровнями государственной администрации и местного самоуправления по решению задач социально-культурного и инфраструктурного развития, устанавливают требования по разграничению расходов и доходов между соответствующими бюджетами.
Таким образом, действующая юридическая база регулирования бюджетно-налоговых правовых отношений – это нормы, рассредоточенные по множеству законодательных актов различной природы. Вот почему требуется их систематизация путем составления кодифицированных сводов, норм с подробными комментариями по их практическому применению в системе регионального и местного самоуправления.
Принципы построения бюджетной системы:
1. Принцип единства – означает применение единой бюджетной классификации в государстве, единой правовой базы, единообразие форм финансовых документов, содержащих статистическую информацию, передаваемую с одного уровня бюджета на другой с целью составления консолидированных, бюджетов и т.д.
2. Принцип полноты – означает составление брутто-бюджета, т.е. в нем должны быть отражены все поддающиеся предвидению доходы и расходы.
3. Принцип гласности – требует публикаций проектов бюджетов, их утверждения и отчетов об их исполнении.
4. Принцип наглядности – предполагает, что бюджеты должны быть ясными и доступными для понимания.
5. Принцип реальности – требует правдивого отражения в бюджетах всех финансовых операций правительства.
6. Принцип совокупного покрытия – означает, что все доходы служат покрытию всех расходов.
7. Принцип самостоятельности – означает наличие самостоятельных источников доходов для бюджетов разных уровней и право соответствующих органов власти и управления самостоятельно определять направление расходования средств.
Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Например, в унитарных государствах существует два звена государственной власти и управления и, соответственно, два уровня бюджетной системы (центральная и местная).
В действительности существует тесная взаимосвязь между бюджетами этих уровней, т.к. местные органы власти являются проводниками в жизнь социальной политики центрального правительства.
Бюджетный процесс
Бюджетный год – это период, в течение которого действует установленный бюджет. В большинстве стран он длится 12 месяцев. Вместе с тем, составляется и пятилетний бюджет (служит для решения долговременных задач). Бюджетный год не всегда совпадает с календарным годом. В США он начинается с 1 октября; в Канаде, Англии – с 1 апреля; в Швеции, Норвегии – с 1 июня, в России – с 1 января (как и в большинстве стран).
Льготный срок – время, предоставляемое для завершения финансирования отдельных объектов, закрытия финансовых счетов (после завершения финансового года).
В разных странах он длится по-разному: от 1 до 5 месяцев. В течение этого срока правительство может продолжать финансирование этих объектов, не спрашивая разрешения законодательной власти.
Счетный период – бюджетный год с добавлением льготного срока.
Бюджетный процесс – регламентированная законодательством деятельность государственных органов власти и управления по составлению, рассмотрению и исполнению бюджета. Составление проекта бюджета и его исполнение в рамках бюджетных ассигнований находятся в ведении исполнительных органов власти. Рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета, контроль за его исполнением, утверждение отчета от его исполнении относятся к ведению законодательных органов власти. В России кассовое обслуживание бюджета выполняется ЦБ России и Федеральным казначейством, их органами на местах, а в случаях их отсутствия любым другим банком без взимания комиссионного вознаграждения. Правительство РФ организует работу по составлению бюджета за 12 - 18 месяцев до начала года. Не позднее, чем за 7 месяцев до начала финансового года оно доводит инструктивными письмами особенности составления расчетов к проекту бюджета, о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах до всех нижестоящих государственных органов. В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов нижестоящие бюджеты предоставляют вышестоящим органам власти необходимые расчеты для обоснования размеров отчислений от регулируемых доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов.
Правительство РФ организует работу по доведению не позднее, чем за 4,5 месяца до начала финансового года следующих данных:
Ø проектируемые нормативы (%) регулирующих доходов;
Ø размеры дотаций и субвенций с их целевым назначением;
Ø перечень и фиксированные доли (%) доходов, закрепляемых за бюджетами;
Ø перечень расходов, передаваемые из республиканского бюджета РФ.
Данные по аналогичным показателям сообщаются нижестоящим исполнительным органам.
Затем рассматриваются разногласия по отдельным показателям бюджета, составляется протокол об имеющихся разногласиях и, при необходимости, создается Согласительная комиссия. Окончательное решение принимают вышестоящие органы власти. Порядок условия представления проекта бюджета, рассмотрения, утверждения и уточнения в ходе исполнения, устанавливаются законодательными органами власти («Положение о бюджетном процессе» на территории данного национально - государственного и административного государственного образования). Органы власти вправе ввести при определенных обстоятельствах механизм секвестрования расходов, принимать решение о внесении изменений по отдельным статьям расходов. Свободный остаток средств бюджета, дополнительно полученные доходы не подлежат изъятию вышестоящими бюджетами. Контроль за исполнением бюджета осуществляет соответствующий законодательный орган власти. Он же в праве осуществлять надзор за ходом исполнения нижестоящих бюджетов. Исполнительный орган осуществляет контроль за правильностью исполнения предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им бюджетных ассигнований. Отчет от исполнения бюджета составляется исполнительным органом власти (по основным показателям доходов и расходов, необходимый анализ) и представляется на утверждение законодательной ветви власти.
Конкретные сроки и формы предоставления отчетности определяется Министерством Финансов РФ и ГК РФ по статистике.
|