Внебюджетные социальные фонды Помимо государственного бюджета существует еще один поток государственных финансовых ресурсов, сопоставимый в целом с бюджетом – внебюджетные государственные фонды. Внебюджетные фонды создаются для финансирования мероприятий, не предусмотренных в плановом порядке в бюджете. Как правило, они носят строго целевой характер.
По назначению внебюджетные фонды делятся на следующие группы:
1. Социальные (пенсионный – ПФР, социального страхования – ФСС, обязательного медицинского страхования – ФОМС и т.д.).
2. Экономические (поддержки малого предпринимательства, автодорожный, валютный и т.д.).
3. Инновационные (поддержки науки, НИОКР и т.д.).
4. Природоохранные.
Представительные органы власти в праве принимать решение об образовании целевых внебюджетных фондов.
Средства внебюджетных фондов находятся на специальных счетах в ЦБ и Федеральном Казначействе, изъятию не подлежат, и расходуются по строго целевому назначению. Доходы внебюджетных фондов формируются за счет обязательных отчислений работодателей и физических лиц. Но не исключаются благотворительные взносы, штрафы, и т.д. Рассмотрим доходную часть внебюджетных социальных фондов.
Она формируется за счет отчислений хозяйственных субъектов по тарифам, которые утверждены в процентах к фонду оплаты труда работников.
В пенсионный фонд – 20%, фонд социального страхования – 3,2%, фонд обязательного медицинского страхования – 2,8% (в том числе – в федеральный фонд – 0,8%, территориальный – 2,0%).
В целом отчисления в эти социальные фонды составляют единый социальный налог (ЕСН).
Контрольные вопросы
1. Дайте определение бюджету.
2. Перечислите функции бюджета.
3. Что представляет собой бюджетная политика?
4. Какие уровни бюджетной системы России Вы знаете?
5. В чем состоит отличие бюджета текущих расходов от бюджета развития?
6. Назовите принципы, на которых основано бюджетное устройство РФ.
7. Из каких частей состоит доходная часть бюджета?
8. За счет каких источников покрывается дефицит бюджета?
9. Для чего применяют секвестр расходов?
10. Как называется деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов?
11. Цель создания внебюджетных фондов?
12. Назовите социальные внебюджетные фонды.
ТЕМА IV.
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1. Сущность налога и его виды
2. Налоговая система
Сущность налога и его виды
Основным источником доходов бюджета являются налоговые и имеющие налоговую форму платежи. Налог – это обязательный взнос (платеж) в бюджет, осуществляемый плательщиками в соответствии с законодательными актами. Существуют субъекты и объекты налогообложения.
Субъект налогооблажения – плательщик налогов, установленный законом.
Объект налогооблажения – это все то, что подлежит облажению налогами (заработная плата, прибыль и т.д.), Для каждого налога установлен свой срок платежа. Так, подоходный налог выплачивается при выдаче заработной платы.
Ставка налога – это размер налога, устанавливаемого в процентах к объекту налогооблажения (например, ставка подоходного налога 13%).
Льготы по налогам – исключения из общего правила, которые предусматриваются законом с учетом платежеспособности, участия в общественном производстве и других факторов.
Преференция - особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности (или в одностороннем порядке) без распространения на третьи страны. Чаще всего это отражается на таможенных платежах.
Сущность налога проявляется в его функциях:
1. Регулирующая.
2. Стимулирующая.
3. Распределительная.
4. Фискальная.
Сущность регулирующей функции заключается в том, что государство изменяя величину процентных ставок, условия налогообложения, создает предпосылки для ускоренного развития (или замедления темпов развития) тех или иных отраслей народного хозяйства.
Сущность стимулирующей функции состоит в том, что с помощью налога государство стимулирует научно-технический прогресс, рост числа рабочих мест, и т.д.
Сущность распределительной функции заключается в том, что с помощью налогов в бюджете накапливаются средства, которые затем направляются на решение общегосударственных проблем, помощь малоимущим.
Сущность фискальной функции состоит в том, чтобы с помощью налогов можно формировать государственные доходы, используемые на обеспечение жизнедеятельности государства.
Налоги бывают прогрессивные, регрессивные и пропорциональные. Эти определения базируются на соотношении между ставкой налога и объектом налогооблажения.
Налоги подразделяют на прямые и косвенные.
Прямые – устанавливаются на доход и на имущество (налог на прибыль, налог на имущество). В этом случае денежные отношения возникают непосредственно между государством и налогоплатильщиками.
Косвенные – это налоги, включаемые в виде надбавки в цену товара (налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизам). Здесь плательщиками являются конечные потребители товаров и услуг, но агентами по уплате налогов выступают хозяйствующие субъекты, реализующие эти товары и услуги.
Налоговая система
Налоговая система – это совокупность сборов, пошлин, налогов и других платежей, взимаемых в установленном государством порядке. Налоговая система включает три уровня:
1. Федеральный.
2. Региональный (субъекты федерации).
3. Местный.
Налоговая система имеет следующие характеристики:
Ø экономические:
ü налоговое бремя;
ü соотношение прямых и косвенных налогов;
ü структура прямых налогов;
ü соотношение налоговых поступлений от внешней и внутренней торговли;
Ø политические
ü роль налогов среди источников доходов бюджетов разных уровней;
ü распределение функций между центральными и местными органами власти;
ü степень контроля центральными органами за местными органами власти.
В настоящий момент в налоговой системе России присутствуют следующие организационные принципы:
Ø принцип единства налоговой системы;
Ø принцип подвижности (эластичность, гибкость);
Ø принцип стабильности;
Ø принцип множественности.
Налоговый механизм представляет собой совокупность правовых норм и методов управления налогообложением. Разграничение налогов и их функций с одной стороны, налоговой политики и налогового механизма с другой стороны, дает возможность понять объективность налогов и субъективную деятельность государства. Существуют следующие модели поведения налогоплательщиков:
1. Уклонение от уплаты налогов.
2. Обход налогов.
3. Налоговое планирование.
4. Уплата налога в полном объеме в соответствии с законодательством.
Налоговое планирование представляет собой организацию деятельности предприятия в целях минимизации налоговых обязательств на длительный период, не нарушая законодательства. Процесс налогового планирования включает следующие этапы:
1. Принятие решения о наиболее выгодном расположении предприятия.
2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица.
3. Текущее налоговое планирование, т.е. использование налоговых льгот при прогнозировании и определении предполагаемого дохода, построение оптимальных схем хозяйственной деятельности, выбор наиболее благоприятных форм договоров.
4. Рациональное размещение активов предприятия и прибыли; проблемы инвестирования и аккумулирования средств.
Контрольные вопросы
1. Как называется распределение прибавочной стоимости между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством?
2. Дайте определение налогу.
3. Перечислите функции налогов.
4. Как делятся налоги по соотношению ставки налога и объекта налогообложения?
5. Чем отличаются прямые налоги от косвенных?
6. Приведите примеры прямых налогов (косвенных).
7. Сколько ровней включает налоговая система РФ?
8. Что представляет собой налоговая система?
9. Какие налоги относятся к федеральным, региональным, местным?
10. Назовите принципы построения налоговой системы.
11. Как называется совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложения?
12. Какие модели поведения налогоплательщика Вы знаете?
13. какие этапы включает процесс налогового планирования?
14. Какие льготы в сфере налогообложения Вы знаете?
15. какова роль налогов в доходах бюджета?
ТЕМА V.
|