Обратная связь
|
ОТЧЕТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ млн.руб.
Наименование позиции
| Код
| Отчетные даты
| 1.01.04
| 1.04.04
| 1.07.04
| Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
|
|
|
|
|
Выручка от реализации, полученная за второй квартал 2004 года, составляет 63300-56100=7200 (млн. руб.). Рассматриваемый период анализа составляет 90 дней (квартал). Средняя величина выручки от реализации, получаемая за день (знаменатель формулы (9.36)) рассчитывается как .
Расчет того же показателя для первого квартала 2004 года выглядит более просто: .
База для определения периодов оборота для каждого элемента текущих активов (знаменатель формулы (9.36)) может быть различной: для дебиторской задолженности - выручка от реализации, для запасов - общая величина запасов, потребляемых за определенный период, для незавершенного производства и готовой продукции на складе - производственная себестоимость продукции.
В частности, период оборота запасов (ПОзап)рассчитывается по формуле:
, (9.37.1)
где ЗАПср - средний объем запасов за анализируемый период, ден.выр.;
ПИП - продолжительность интервала планирования (продолжительность анализируемого периода) в днях.
Для того чтобы более точно определить период оборота запасов необходимо вычесть «запасонеобразующие» элементы из общей величины затрат за период. В частности, к «запасонеобразующим» элементам относятся амортизационные отчисления, заработная плата, электроэнергия и коммерческие расходы.
С учетом сказанного выше, формула для расчета периода оборота запасов преобразуется следующим образом:
, (9.37.2)
где Ам - начисленная за период величина амортизационных отчислений основных средств и нематериальных активов, ден.выр.;
ЗарПл- начисленная за период величина зарплаты работникам, ден.выр.;
Э - затраты на электроэнергию за данный период, ден.выр.;
КоммРасх- величина коммерческих расходов данного периода, ден.выр.
Все показатели, используемые в расчетах по формуле (9.37.2), должны относиться к одному и тому же периоду времени.
При расчетах периодов оборота авансов поставщикам в числителе формулы (9.36) необходимо отразить среднюю величину авансов поставщикам (данные агрегированного баланса) В знаменателе формулы (9.36) из общей величины затрат (ПостЗ+ПерЗ)вычитаются величины амортизационных отчислений заработной платы за данный период анализа.
При расчетах периодов оборота незавершенного производства базой для расчетов (знаменатель формулы (9.36)) общая сумма затрат на реализованную продукцию за период за вычетом коммерческих расходов.
При определении периодов оборота готовой продукции и товаров базой расчетов являются общая сумма затрат на реализованную продукцию за период за вычетом коммерческих расходов.
Расчет периодов оборота текущих пассивов (ПОтп) осуществляется по формуле, аналогичной выражению (9.36).
, (9.38)
гдеПассив ср- средняя величина того или иного элемента текущих пассивов, ден.выр. Рассчитывается по данным агрегированного баланса как сумма величин пассива на начало и на конец периода, деленная на 2.
База для определения периодов оборота текущих пассивов может быть различная. Например, базой расчета периода оборота кредиторской задолженности (предъявленных счетов) является сумма затрат за период за вычетом элементов, неоплачиваемых по счетам - в частности, амортизации и заработной платы. Таким образом, период оборота кредиторской задолженности (ПОкред_з)определяется по формуле:
, (9.39)
гдеПредъявлСчета ср- средняя величина кредиторской задолженности, ден.выр.
База для расчетов авансов покупателям является выручка от реализации.
Рассчитанные периоды оборота конкретных составляющих текущих активов и текущих пассивов имеют реальную экономическую интерпретацию.
Например, период оборота запасов материалов, равный пяти дням (таблица 9.10) означает, что при сложившемся в данном периоде анализа объеме производства на предприятии создано запасов на 5 дней.
Таблица 9.10
АНАЛИЗ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ
Номер позиции
| Кварталы
| I. 2004
| II. 2004
| III. 2004
| ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ ТЕКУЩИХ АКТИВОВ
(по усредненным значениям)
| | | | Оборот запасов материалов
|
|
|
| Доля в «затратном цикле»
| 0,7%
| 0,4%
| 0,7%
| Продолжение таблицы 9.10
Номер позиции
| Кварталы
| I. 2004
| II. 2004
| III. 2004
| Оборот авансов поставщикам
|
|
|
| Доля в «затратном цикле»
| 0,2%
| 0,1%
| 0,0%
| Оборот незавершенного производства
|
|
|
| Доля в «затратном цикле»
| 86,2%
| 79,4%
| 80,2%
| Оборот готовой продукции и товаров
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| Доля в «затратном цикле»
| 0,0%
| 0,0%
| 0,0%
| Оборот выставленных счетов
|
|
|
| Доля в «затратном цикле»
| 9,7%
| 16,1%
| 15,2%
| Оборот прочих оборотных активов
|
|
|
| Доля в «затратном цикле»
| 3,2%
| 4,1%
| 3,8%
| Итого «затратный цикл»
|
|
|
| ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ ТЕКУЩИХ ПАССИВОВ
(по усредненным значениям)
| | | | Оборот предъявленных счетов
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| Доля в «кредитном цикле»
| 0,0%
| 0,0%
| 0,0%
| Оборот авансов покупателей
|
|
|
| Доля в «кредитном цикле»
| 98,4%
| 98,7%
| 97,9%
| Оборот прочих текущих пассивов
|
| 30,0
| 30,0
| Доля в «кредитном цикле»
| 1,6%
| 1,3%
| 2,1%
| Итого «кредитный цикл»
|
|
|
| Итого «чистый цикл»
| -28
| -40
|
| КОЭФФИЦИЕНТ ТРАНСФОРМАЦИИ
| | | | Оборачиваемость постоянных активов
| 3,904
| 1,706
| 2,645
| Период оборота постоянных активов (дни)
|
|
|
| Оборачиваемость текущих активов
| 0,081
| 0,072
| 0,114
| Период оборота текущих активов (дни)
|
|
|
| Оборачиваемость всех активов
| 0,079
| 0,069
| 0,109
| Период оборота всех активов (дни)
|
|
|
| Период оборота авансов поставщикам характеризует средний срок предоплаты получаемых сырья и материалов.
Период оборота выставленных счетов характеризует среднюю продолжительность отсрочки платежей, предоставляемой покупателям.
Продолжительность периода оборота незавершенного производства дает представление о средней продолжительности производственного цикла.
Сумма периодов оборота отдельных составляющих текущих активов, за исключением денежных средств, составляет «затратный цикл»предприятии.
Период оборота предъявленных счетов характеризуем среднюю продолжительность отсрочки платежей, предоставляемой предприятию поставщиками.
Период оборота авансов покупателей отражает средний срок предоплаты продукции покупателями и заказчиками.
Период оборота прочих текущих пассивов определяется экспертным методом исходя из частоты выплаты заработной платы и налогов.
Сумма периодов оборота текущих пассивов составляет «кредитный цикл» предприятия.
Разность между «затратным циклом» и «кредитным циклом» представляет собой «чистый цикл».
«Чистый цикл» - показатель, характеризующий финансовую организацию основной производственной деятельности. «Чистый цикл» характеризует часть «затратного цикла» (цепочки превращения Деньги 1-товар-Деньги 2), не профинансированного за счет участников производственного процесса.
Рост данного показателя свидетельствует о росте потребности в финансировании со стороны внешних по отношению к производственному процессу источников (собственный капитал, кредиты). Отрицательное значение «чистого цикла» может означать, что кредиты поставщиков и покупателей с избытком покрывают потребность в финансировании производственного процесса и предприятие может использовать образующийся излишек на иные цели, например, на финансирование постоянного капитала.
Анализ рентабельности
Анализ рентабельности позволяет оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в него (предприятие) капитал. Характеристика рентабельности предприятия базируется на расчете трех основных показателей - рентабельности всего капитала, собственного капитала и акционерного капитала.
Рентабельность всего капитала(Ро) показывает, сколько чистой прибыли без учета стоимости заемного капитала приходится на рубль всего вложенного в предприятие капитала. В международной практике финансового анализа расчет данного показателя осуществляется по формуле:
, (9.40)
где СтНПр - ставка налоги на прибыль;
ВБ–валюта баланса;
ЧП ‑ величина чистой прибыли;
Проц‑ выплаченные проценты по кредитам и пени по просроченной задолженности за исследуемый период. При этом проценты по кредитам, выплачиваемые из чистой прибыли, не очищаются на величину ставки налога на прибыль.
В настоящее время нередкой является ситуация, когда при расчете рентабельности всего капитала несколько отходят от классической расчетной формулы (выражение (9.40)). В частности, в числителе формулы (9.40) рассматривается исключительно чистая прибыль. Данный ход делает три основных показателя рентабельности более сопоставимыми, так как в этом случае используется единая база их расчета – величина чистой прибыли.
Рентабельность собственного капитала(Рск)характеризует эффективность использования собственного капитала. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств (СК).
(9.41)
Аналогично рассчитывается и интерпретируется рентабельность акционерного капитала (Рак).
, (9.42)
где АК – величина акционерного капитала.
При работе с балансами российских предприятий в качестве величины акционерного капитала возможно использовать величину уставного капитала (строка 410 пассива баланса).
Для анализа эффективности управления структурой источников финансирования предприятия рассчитывается так называемый эффект финансового рычага.
Суть эффекта рычага заключается в следующем: предприятие, используя заемные средства, увеличивает либо уменьшает рентабельность собственного капитала. Снижение или увеличение рентабельности собственного капитала зависит от величины средней стоимости заемного капитала (средней процентной ставки) и размера финансового рычага. При этом действует следующее правило: если рентабельность всего капитала больше стоимости заемных источников финансирования, то чем больше доля заемных средств, тем больше рентабельность собственного капитала.
Следует помнить, что рычаг может действовать и в обратную сторону. В случае, если рентабельность всего капитала меньше стоимости заемных средств ‑ чем больше доля заемного капитала, тем меньше рентабельность собственного. Разность между рентабельностью собственного капитала и рентабельностью всего капитала и составляет эффект рычага.
Финансовым рычагом(ФР) называется соотношение заемного и собственного капиталов, рассчитываемое по формуле:
(9.43)
Средняя процентная ставка (СПС)рассчитывается по следующей формуле:
(9.44)
Взаимосвязь перечисленных выше показателей описывается следующей формулой:
(9.45)
Используя формулу (9.45), можно проанализировать причины изменения рентабельности собственного капитала с точки зрения политики привлечения заемных средств, определить границы увеличения собственного капитала и максимально возможные процентные ставки по кредитам.
Исходные данные для такого анализа представлены в таблице 9.11
Таблица 9.11
АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Наименование позиций
| Кварталы
| I. 2004
| II. 2004
| III. 2004
| Рентабельность всего капитала
| 4,2%
| 4,8%
| 2,9%
| Рентабельность собственного капитала
| 63,0%
| 84,0%
| 140,7%
| Рентабельность акционерного капитала
| 469,2%
| 1748,2%
| 1587,6%
| Доля кредитов в заемных средствах
| 0,00
| 0,00
| 0,00
| Средняя процентная ставка финансовый рычаг
| 0,9%
| 0,0%
| 0,0%
| Финансовый рычаг
| 17,43
| 16,40
| 47,94
| Эффект рычага
| 58,7%
| 79,2%
| 137,8%
| Годовая ставка процентов по кредитам
| 100,0%
| 0,0%
| 0,0%
|
Анализ факторов, повлиявших на изменение рентабельности собственного капитала, проводится на основе формулы, устанавливающей взаимосвязь между рентабельностью собственного капитала и тремя основными финансовыми показателями предприятия: прибыльностью продаж, оборачиваемостью всех активов и финансовым рычагом в одной из его модификаций. Распространенным названием этой формулы является «формула DUPONT».
(9.46)
Оценка влияния изменения указанных выше показателей на рентабельность собственного капитала производится с помощью приема цепных подстановок. Согласно этому приему наибольшее влияние оказывает показатель, имеющий максимальную абсолютную величину коэффициента влияния.
Пример такого анализа представлен в таблице 9.12.
Таблица 9.12
|
|