Синтетические и аналитические счета и их взаимосвязь.
Все счета бухгалтерского учета по объему содержания или масштабу группировки делятся на два вида: синтетические и аналитические. В соответствии с делением счетов и бухгалтерский учет подразделяется на синтетический и аналитический учет. Синтетическими называются счета, в которых осуществляется обобщенный учет активов, пассивов (средств) и хозяйственных процессов, без подразделения на элементы. Они ведутся только в денежном выражении.
Аналитические счета служат для подробной характеристики объектов бухгалтерского учета, т.е. расшифровывают обобщенные данные синтетического счета. Таким образом, аналитические счета дают детальную подробную характеристику синтетического счета. Отражение хозяйственных средств и процессов в обобщенных показателях (на синтетических счетах) называется синтетическим учетом, а отражение их в детализированных показателях (на аналитических счетах) - аналитическим учетом.
Между счетами синтетического и аналитического учета существует тесная взаимосвязь, которая заключается в следующем:
1) сальдо (как начальное, так и конечное) по данному синтетическому счету равно сумме всех сальдо по аналитическим счетам, входящим в данный синтетический счет.
2) обороты по дебету и кредиту синтетического счета должны быть равны соответствующим итогам оборотов по аналитическим счетам.
Кроме синтетических и аналитических счетов на практике применяются еще субсчета. Субсчета - это промежуточное учетное звено между синтетическими и аналитическими счетами. При их помощи осуществляется дополнительная группировка данных аналитического учета с целью получения обобщенных сведений об отдельных объектах внутри данного синтетического счета. Субсчета позволяют получать нужные сведения об отдельных группах объектов, входящих в состав этой номенклатуры.
Обобщение данных текущего бухгалтерского учета
Для того чтобы проверить результаты хозяйственной деятельности, установить степень финансовой устойчивости хозяйства в целом и в его определенных частях и дать сводную экономическую информацию о состоянии финансовых ресурсов за определенный календарный период, необходимо обобщить данные текущего бухгалтерского учета. Обобщение, или сводка, данных текущего учета дает возможность сверки и взаимоконтроля произведенных учетных записей.
Способы и приемы текущего контроля различны. Они обуславливаются организацией бухгалтерского учета.
Одним из наиболее распространенных приемов контроля за правильностью записей и за взаимосвязью счетов аналитического и синтетического учета является составление ведомостей оборотов за тот или иной отчетный период, как правило, за месяц.
Оборотная ведомость по счетам синтетического учета составляется для:
- обобщения, сводки всех записей по счетам;
- контроля, проверки этих записей;
- выведения конечного сальдо и установления взаимосвязи между счетами и балансом.
В оборотную ведомость вносятся по каждому счету бухгалтерского учета сальдо на начало и конец отчетного периода, и итоги оборотов за отчетный период по дебету и кредиту каждого счета.
Рассмотрим на примере содержание оборотной ведомости по счетам синтетического учета:
Таблица 3
Наименование счетов
| Сальдо на начало отчетного периода (Сн)
| Обороты за отчетный период (До, Ко)
| Сальдо на конец отчетного периода (Ск)
| Д-т
| К-т
| Д-т
| К-т
| Д-т
| К-т
| Основные средства
|
| -
|
| -
|
|
| Материалы
|
| -
|
| -
|
|
| Готовая продукция
|
| -
| -
|
|
|
| Денежные средства на текущих банковских счетах
|
| -
|
|
|
| -
| Объявленный капитал
| -
|
| -
|
| -
|
| Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
| -
|
|
| -
| -
|
| Займы банков
| -
|
|
|
| -
|
| Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам
| -
|
|
| -
| -
|
| ИТОГО:
|
|
|
|
|
|
| Из итога оборотной ведомости видно, что получились три пары равных сумм.
Такое равенство свидетельствует о правильности записей на счетах.
Итоги сальдо на начало периода (Сн) по дебету и кредиту между собой равны (112000 и 112000); это вытекает из равенства итогам актива и пассива баланса на начало отчетного периода. Равенство оборотов по дебету и кредиту за отчетный период (67000 и 67000) вызвано методом двойной записи, так как все операции записаны в дебет одних счетов и в кредит других. Равенство итогов сальдо на конец периода (Ск) обусловлено равенством итогов актива и пассива баланса на эту дату.
Если равенство оборотов по дебету и кредиту не получается, то это означает, что имеют место ошибки в записях.
Ведомости оборотов по счетам аналитического учета составляются в том же порядке и должны соответствовать счетам синтетического учета.
Таблица 4
Оборотная ведомость по счету “Основные средства”
Наименование аналитического счета
| Остаток на начало периода
(Сн)
| Обороты за отчетный период
(До и Ко)
| Остаток на конец периода
(Ск)
| Дебет
| Кредит
| 1.Здания
2.Оборудо-
вание
|
| -
| -
-
|
| Итого
|
|
| -
|
| Для проверки данных аналитического учета требуется итоги оборотной ведомости сопоставить с итогами синтетического счета. Равенство между ними свидетельствует о правильности записей.
Таблица 5
Оборотная ведомость по счету
«Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и
Подрядчикам»
Наименование аналитического счета
| Сальдо на начало периода
| Обороты за отчетный период
| Сальдо на конец периода
| Дебет
| Кредит
| Дебет
| Кредит
| Дебет
| Кредит
| Поставщик «А»
Поставщик «Б»
Итого
|
|
|
| -
-
-
| -
-
-
|
|
Приведенный пример наглядно подтверждает различие и одновременно неразрывную связь между синтетическими и аналитическими счетами. Эти различия и связи выражаются в том, что операции, записанные в дебет или кредит синтетических счетов в общих суммах, были одновременно записаны частными суммами на те же стороны соответствующих аналитических счетов. Отсюда суммы записей по аналитическим счетам всегда должны равняться итогам записей в их синтетических счетах.
Взаимная сверка показателей синтетического и аналитического учета посредством составления оборотных ведомостей позволяет осуществлять контроль над правильностью записей, произведенных на счетах бухгалтерского учета.
Глава 5. Учетный цикл
Учетный цикл и его этапы
Учетный цикл - это последовательность учетных процедур от анализа хозяйственных операции до составления финансовой отчетности и закрытия счетов.
Полный учетный цикл состоит из следующих этапов:
1. Установка операции или факта совершения для регистрации (первичные документы). По юридическим и первичным документам бухгалтер устанавливает хозяйственные операции для регистрации в учете. Для этого проверяет их на соответствие требованиям документального оформления: соблюдение форм бланков, полноты заполнения реквизитов, правил и своевременности оформления хозяйственных операций. Осуществляет формальную, арифметическую, юридическую, встречную и логическую проверки. После этого производится регистрация операций в журналах проводок и фактов;
2. Разноска из журналов проводок записей в Главную книгу. На проверенные хозяйственные операции даются бухгалтерские проводки в Главном журнале.
3. Разноска из журналов в Главную книгу. Сальдо счетов в Главной книге служат основанием для формирования неоткорректированного пробного баланса. Процедуры подготовки финансовых отчетов осуществляются в трансформационной таблице.
4. Подготовка неоткорректированного пробного баланса. На основании сальдо счетов Главной книги составляется пробный баланс. Пробный баланс - это баланс до выявления финансовых результатов, то есть до закрытия временных счетов. Следовательно, на счетах доходов и расходов будут сальдо, требующие корректировки. Из Главной книги остатки на счетах вносятся в колонки трансформационной таблицы "Пробный баланс до корректировки";
5. Регистрация в Главном журнале трансформационных (корректирующих) записей. Трансформационные (корректирующие) проводки необходимы для признания доходов и расходов по методу начисления. При этом корреспондируются один временный, другой постоянный счета. Корректирующие проводки затем разносятся в одноименных колонках трансформационной таблицы;
6. Подготовка откорректированного пробного баланса. На основе данных колонок "Пробный баланс до корректировки" и "Корректирующие записи" выводятся новые остатки по счетам и вписываются в колонки "Пробный баланс после корректировки";
7. Подготовка финансовых отчетов.
8. Регистрация в главной книге закрытия счетов. Бухгалтер регистрирует в Главной книге закрывающие проводки. Данная процедура проводится для обеспечения идентичности данных в Главной книге и финансовых отчетах.
9. Подготовка баланса после закрытия счетов. Выводятся сальдо по постоянным счетам и заполняется бланк баланса на основе трансформационной таблицы.
10. Регистрация в Главной книге остатков постоянных счетов. Приводится в соответствие сальдо счетов в Главной книге и трансформационной таблице.
|