Актуальные проблемы информатики. Основные проблемы и направления исследования в информатике В информатике, более чем в других науках, справедлив принцип постоянного критического переосмысления, как содержания этой науки, так и формального определения ее функций. В текущем состоянии она включает в себя несколько научных направлений:
· теоретическая информатика
· техническая информатика
· социальная информатика.
Социальная информатика возникла на стыке нескольких научных дисциплин, главными из которых можно считать философию, социологию, психологию и информатику. При этом социальная информатика рассматривается как важное самостоятельное направление научных исследований в области информатики, которое имеет свой предмет, задачи и методы исследований. Социальная информатика рассматривается как научная база формирования зарождающейся информационной цивилизации. В течение всей предшествующей XX в. истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводительных затрат. Экономическая мощь государства измерялась его материальными ресурсами. Еще в конце 70-х годов председатель программы по формированию политики в области информационных ресурсов, профессор Гарвардского университета А. Оеттингер писал, что наступает время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен, возможно ли его коммерческое использование? Президент Академии наук США Ф. Хендлер сформулировал эту мысли следующим образом: “Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и на применении научного знания”. В настоящее время идет борьба за контроль над наиболее ценными из всех, известных до настоящего времени ресурсов – национальные информационные ресурсы.
Cоциальную информатику в настоящее время нужно рассматривать не только как актуальную проблему прикладных исследований на стыке традиционных и новых научных дисциплин, связанных с проблемой информатизации общества, но и как важное направление фундаментальных исследований проблем и закономерностей развития общества. В России создано уже несколько специализированных кафедр социальной информатики, в т.ч. в МГУ на социологическом факультете.
Однако проблемная область социальной информатики еще недостаточно четко определена, а основные направления исследований и проблемы, которые они включают, требуют не только детальной структуризации, но и научного обсуждения.
На современном этапе развития информатики представляется целесообразным рассмотреть следующие категории:
1. Информационные ресурсы общества, их свойства, структура и топология, потребности общества в информационных ресурсах и степень их удовлетворения.
2. Информационный потенциал общества, его структура, динамика, закономерности формирования и эффективность использования.
3. Информационное общества как очередная исторически неизбежная ступень развития цивилизации, его закономерности и проблемы.
4. Личность и социумы в информационном обществе.
Термин “информационные ресурсы” не имеет однозначного толкования, несмотря на то, что это понятие является одним из ключевых в проблеме информатизации общества. Поэтому одной из главных фундаментальных проблем, входящих в состав первого направления исследований является проблема понимания сущности информационного ресурса, как формы представления данных и знаний, его роли в социальных процессах, а также закономерностей формирования, преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов обществе.
Вторая проблема состоит в понимании генезиса информационных процессов в обществе и разработке методологии оценки и прогнозирования потребностей общества в информационных ресурсах. Эта методология должна определять оптимальную стратегию и тактику процесса информатизации страны, региона и общества в целом для достижения целей общественного развития и удовлетворения информационных потребностей всех его членов.
Третья проблема данного направления заключается в необходимости создания методов исследования структуры и топологии распределения различных видов информационных ресурсов по отельным регионам, странам и в глобальном масштабе.
В понятие информационный потенциал общества включается не только весь индустриально-технологический комплекс средств информатики той или иной страны, но также и сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций и социальных институтов, деятельность которых содействует эффективному использованию информационных ресурсов, а также подготовке для этих целей необходимого количества специалистов соответствующего профиля.
Информационный потенциал становится таким же важным экономическим и социальным фактором развития, как энергетический, промышленный и оборонный потенциал, численность и образовательный потенциал.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема повышения информационной культуры общества, т.е. степени его подготовленности к эффективному использованию информационных ресурсов и продуцированию новых знаний. Суть этой проблемы заключается в том, что остро ощущается тенденция отставания темпов и уровня образования в области информатики и информационных технологий от соответствующих темпов и уровня развития инструментальных средств. Эта тенденция имеет глобальный характер. Отчасти это связано с общеизвестной инерционностью образовательной системы. Но в России эта проблема стоит особенно остро по причине низкого уровня оснащенности современными средствами информатики учебных заведений.
Еще одна крупная проблема данного направления заключается в том, что для обеспечения активизации и эффективного использования информационных ресурсов общества необходимо осуществить “электронизацию” информационных фондов. По мнению академика А. Ершова именно “в загрузке и активизации информационного фонда человечества в глобальной компьютерной сети, собственно, и заключается задача информатизации в ее техническом содержании”. Активными информационными ресурсами является та часть национальных ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного поиска, хранения и обработки: формализованные и законсервированные на машинных носителях в виде работающих программ профессиональные знания и навыки, текстовые и графические документы, а также любые другие содержательные данные, потенциально доступные на коммерческой основе пользователям национального парка компьютеров. Есть основания предполагать, что отношение объема активных информационных ресурсов к общему объему национальных информационных ресурсов становится одним из существенных экономических показателей, характеризующих эффективность использования этих важнейших информационных ресурсов. Информационная емкость машиностроительного проекта объекта средней сложности (самолет, энергетический блок и т.д.) составляет 25-10 Мбайт. Если принять минимальную стоимость информации (5 коп.) за 1 байт, то информационная стоимость такого объекта будет равна 12,5 млн. деноминированных рублей.
Уникальность современных компьютерных технологий состоит в том, что они позволяют сохранить так называемые “неосознанные знания”. Из всего объема информации, которой владеет человек вербально (т.е. на словах) может быть выражена лишь малая доля. Специалисты расходятся в ее количественной оценке – от долей процента до пяти процентов. Все остальное – интуиция, “золотые руки”, профессиональное чутье – то, что принято называть неосознанным знанием. Большую часть своих знаний любой талантливый мастер уносит с собой. Каждое последующее поколение теряет значительную часть знаний, наработанных предыдущим поколением. Задача компьютерных систем состоит в том, чтобы извлечь и представить в явном виде то, что и сам эксперт не мог для себя объяснить. Воплощенное в компьютерной системе, это знание будет сохранено навсегда; оно станет всеобщим достоянием и начнет автономно действовать. Разработанные сегодня технологии вербализации неосознанного знания позволяет успешно справляться с этой задачей. Компьютер, как новое средство хранения и обработки информации, готов сделать общим достоянием целые пласты знаний, ранее терявшихся безвозвратно, т.е. продлить социальную память. Однако решение этой грандиозной по масштабом и социальным последствиям проблемы отстоит на много лет вперед.
Еще одна важная проблема рассматриваемого нами направления исследований связана с формированием и использованием интеллектуального потенциала общества, его совокупного социального интеллекта. Нет никакого сомнения, что социальная память людей, накопленные ими знания, опыт и методы творческого труда, многократно усиливаемые при помощи современных средств информационных коммуникаций и информационных технологий.
Третье по счету, крупное направление исследований в области информатики включает в себя комплекс проблем, связанных с изучением основных характеристик наступающего информационного общества и закономерностей его становления и развития.
Четвертое, заключительное, направление исследований объединяет комплекс проблем, связанных с развитием личности и эволюции социумов в информационном обществе. Понимание информационного общества нельзя сводить к пониманию его как общества “нового” в узко техническом смысле. Компьютеры совершают качественное преобразование экономической, социальной и политической структур общества. Информационному обществу соответствует другой тип личности, появляются виртуальные социумы.
Особое значение приобретает проблема “языковых барьеров” в мировом информационном пространстве, в котором английский язык является основным. Преодоление языкового барьера требует создания инструментальных средств и информационных технологий, способных поддерживать многоязычные информационные системы массового применения. Современные поисковые системы поддерживают много языков, в том числе и русский. Один из лучших поисковых серверов Altavista с недавнего времени предложил новый сервис - перевод с английского и на английский с мировых языков: французского, немецкого, испанского, итальянского. Такой услуги русскоязычных посетителей киберпросранства не предусмотрено. Складывается парадоксальная ситуация, когда, располагая определенной информацией, знаниями, мы оказываемся неспособными эффективно их использовать.
Киберпространство породило то, что сейчас принято называть виртуальным социумом. Общение в таком социуме происходит преимущественно посредством компьютерных телекоммуникаций. По мнению Маклюэна они превращают мир в “глобальную деревню”. Однако есть и прямо противоположное мнение. Компьютеры способствуют поддержанию и укреплению социальной и психологической однородности в общении. Информационные технологии призывают самоорганизовываться во все более специализированные социумы, воспроизводя в еще большем масштабе возможность раствориться в некотором небольшом социуме, члены которого имеют схожие взгляды, для того, чтобы избежать ненужных взаимодействий с теми, чьи идеалы и убеждения несколько иные.
В заключении следует отметить, что социальная информатика является динамично развивающимся научным направлением, для которого характерно постоянное уточнение направлений поиска, что само по себе является сложной междисциплинарной исследовательской задачей.
Вопросы для обсуждения.
1. Какие произошли информационные революции?
2. Дайте определение информационному обществу.
3. Что является информационным продуктом, информационным ресурсом?
4. Как мы можем трактовать категорию «информатика»?
5. Какова структура информатики?
6. Назовите основные направления развития информатики.
7. Каковы основные проблемы и направления исследований в области социальной информатики?
8. Что включает в себя понятие «информационный потенциал общества» и какова его структура?
9. Что мы называем информационной культурой?
|