Тема 9. Анализ программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
· Понятие процесса художественно-эстетического образования.
· Синтез искусств в активной игровой форме как основание методологических принципов программы.
· Структура, задачи, виды, темы занятий.
Борис Михайлович Неменский - художник, педагог, лауреат, государственной премии, член-корреспондент Академии педагогических наук. Многие школы занимаются по его программе, которая называется «Изобразительное искусство и художественный труд».
Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя разные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств. Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной деятельностью. Неменский отмечает 3 способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный.
Цель программы: формирование художественной культуры как части культуры духовной.
Задачи:
· развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры
· художественное развитие,
· формирование художественного мышления,
· усвоение эмоционально-чувственного опыта
Основные принципы программы:
1. Принцип "искусство как духовная культура" - единство мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу).
2. Принцип диалога культур (национальных и исторических форм).
3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни.
4. Принцип связи с жизнью и система заданий на осознание окружающей действительности (диалог урока с жизнью).
5. Блоко-тематический принцип построения программы:
· блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая школа);
· тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года;
· темы каждого урока "по кирпичику" строят познание темы четверти, и "кирпичики" опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом единую мысль четверти.
6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания.
Основные виды деятельности
· изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению); декоративная и конструктивная работа;
· лепка;
· аппликация;
· объемно-пространственное моделирование;
· проектно-конструктивная деятельность;
· художественное фотографирование и видеосъемка; восприятие явлений действительности и произведений искусства;
· обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
· изучение художественного наследия;
· прослушивание музыкальных и литературных произведений
Учебно-методическое обеспечение -методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей. Все издания под редакцией Б.М.Неменского.
Структура программы обучения изобразительному искусству Б.М.Неменского
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности (наблюдение и изучение окружающей реальности).
Художественные знания, умения и навыки группируются вокруг общих проблем; форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция.
Программа состоит из тематических блоков.
I этап – начальная школа.
1 класс - фундамент - знакомство со способами работы, различными художественными материалами, развитие зоркости и владение материалом. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».
2 класс - « Ты и искусство» - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний, раздумий. Формирование представлений о содержании и роли искусства
3 класс — «Искусство вокруг тебя» - приобщение детей к миру окружающей красоты.
4 класс — «Каждый народ художник» - формирование представления о многообразии и увлекательности худ. творчества во всех уголках
земли и у каждого народа.
II этап — средняя школа. Основы художественного мышления и знания. Углубленное изучение разнообразных видов и жанров искусства в контексте исторического развития, усиливаются межпредметные связи с уроками истории.
5 класс — Связи декоративной группы искусств с жизнью. Чувство гармонии с материалом
6 — 7 класс - Связи изобразительной группы искусств с жизнью. Освоение художественно-образных закономерностей искусства и их систематизация. Творчество художников.
8 класс - «Связи конструктивной группы искусств с жизнью». Архитектура - синтез всех видов искусства.
9 класс - обобщение пройденного. «Синтез пространственных и временных искусств».
III этап. Основы художественного сознания. Разделение практической и теоретической работы на параллельные курсы.
10-11 классы — Исторические связи искусств.
|