Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 20. Роль наглядных материалов в процессе преподавания изобразительного искусства

· Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.

· Наглядные пособия на уроках изобразительного искусства.

· Виды наглядных пособий.

· Требования к наглядным пособиям.

Наглядность или зрительный ряд – необходимое условие для результативной работы педагога. Необходимые критерии наглядности на уроках ИЗО:

· соответствие учебному материалу;

· не перегруженность зрительными впечатлениями;

· зрительный ряд не должен содержать готового решения поставленной уроком цели;

· активное использование современных ТСО (технических средств обучения).

Суть принципа наглядности обусловлена рядом факторов:

· обучение как процесс познания окружающего мира происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.

· познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. По мнению Ушинского, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний.

· наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному.

· наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся.

· использование учебно-наглядных пособий повышает у школьников интерес к работе, они прослеживают связь декоративно-прикладного искусства с жизнью.

Функции наглядности:

· помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;



· помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;

· формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру;

· дает учителю обратную информацию: по заданным вопросам учащимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления.

Виды учебной наглядности

· Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)

· Условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т. д.)

· Знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели

· Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.)

Требования к картинам

Картины (репродукции, эстампы) - это изоиздания, которые воспроизводят оригиналы искусства или фотографии с текстом или без него.

Картины являются демонстрационными ТСО, поэтому их элементы должны быть хорошо видны со всех мест классной комнаты.

Иллюстрации к литературным художественным произведениям должны знакомить учащихся с лучшими произведениями русской и зарубежной живописи, графики, наиболее точно раскрывающими авторский замысел писателя и художника.

Требования к звуковым средствам обучения

Учебные радиопередачи, магнитные и грамзаписи должны содержать материал для иллюстрации рассказа учителя, для самостоятельной и внеклассной работы учащихся. Длительность звукозаписи, предназначенной на урок, должна быть не более:

· для младшего возраста 6 мин. - 10 мин.

· для среднего возраста 11 мин. - 20 мин.

· для старшего возраста 15 мин. - 25 мин.

 

Список литературы

1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа Книга для учителя. - М.: Просвещение 1984. - 160 с.

2. Барщ А. Наброски и зарисовки. - М.: 1970.

3. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. - М.: 1963.

4. Волков Н.Н. Восприятие картины. - М.: 1976. - 18 с.

5. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977.

6. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984 .

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.– М., 1990

8. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. - М.: 2004.

9. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1989.

10. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М.: 1960.

11. Ивахнова Л.А. Научная основа художественно-педагогического образования учителя изобразительного искусства. - Алматы, 1996.

12. История развития художественного образования (зарубежная и русская школы): Учебно-метод.пособие /Cост. Г.А. Поровская – Великий Новгород: НовГУ, 2005.-52с.

13. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998.

14. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1981.

15. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие. – М.: АГАР, 1998. – 334 с.

16. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984.

17. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке. Цели и методы художественного образования.- М., 2008.

18. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники педагоги. – М.: Просвещение. 1991.

19. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд

20. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М., Просвещение. 2006.

21. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб.пособие для студентов ХГФ. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 1998. – 256 с.

22. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. – М.: Просвещение, 1981.

23. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы рисунка. – М.: Просвещение, 1982.

24. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 1999.

25. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск, 1996.

26. Соловьева Б.А Искусство рисунка. – Л.: Искусство, 1989.

27. Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983.

28. Шорохов Е. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1977.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.