ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В AUTOCAD Работа мышью
Практически все действия, которые выполняются мышью, в AutоCAD фиксируются щелчком левой кнопки мыши (ЛКМ). Выбор команд, выбор и выделение объектов – все это выполняется левой кнопкой мыши. Правая кнопка мыши (ПКМ) в основном используется для вызова контекстного меню, которое обеспечивает быстрый доступ к командам. Форма и содержание меню зависят от положения указателя мыши и состояния задачи. При щелчке кнопкой мыши, расположенной под колесиком, запускается команда Панорамирование, а при вращении колесика – команда Зумирование.
Способы ввода команд
Все действия в AutoCAD выполняются с помощью команд. Все команды в системе AutoCAD состоят из одного слова. По окончании ввода названия команды необходимо нажать на клавишу Enter.
Любая команда может быть вызвана одним из трех способов:
1. Щелчком левой кнопкой мыши по соответствующей пиктограмме на панели инструментов, расположенной в графической зоне.
2. Щелчком левой кнопкой мыши по соответствующему разделу – пункту основного меню панели управления.
3. Вводом названия команды в командную строку (либо заглавными, либо строчными буквами).
В AutoCAD использование каждой последующей команды возможно только после завершения команды предыдущей. О готовности системы АutoCAD к работе со следующей командой говорит запрос командной строки, имеющий вид Команда:.
Независимо от способа ввода команд, необходимо постоянно следить за командной строкой, чтобы увидеть реакцию и запросы системы (опции) и ввести дополнительную информацию (численное значение, ключевое слово, координаты точки и т.п.) (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Запрос и его элементы
|
Опции указывается системой в текущем запросе в квадратных скобках, где они отделяются друг от друга косой чертой, а значение запрашиваемого параметра по умолчанию – в треугольных скобках.
Для прерывания выполнения команды служит клавиша ESC. Для отмены действия последней команды можно использовать кнопку «отката» в стандартной панели или в меню панели управления – Правка/Отменить.
Динамический ввод
Элементы динамического ввода предназначены для ввода параметров создания и редактирования объектов без использования командной строки. Управляет выводом элементов динамического ввода специальная функция, которую можно включать и отключать, используя клавишу ДИН в строке состояния. При включении функция динамического ввода динамически обрабатывает запросы команд и выводит их рядом с перекрестием курсора в динамических полях ввода (рис. 2.2) точно так же, как они выводятся в командной строке.
Рис. 2.2. Окна запроса команд при динамическом вводе.
|
Рис. 2.3. Окно Режимы рисования.
| Когда параметр Динамический ввод включен, сведения, отображаемые в подсказках, рядом с курсором динамически обновляются по мере перемещения курсора. Когда команда активна, подсказки обеспечивают место для ввода. Но динамический ввод не является полной заменой окна команд.
Функция динамического ввода содержит три компонента:
ввод с помощью мыши;
ввод размеров;
динамические подсказки.
Настройка отображаемых каждым компонентом запросов и подсказок выполняется в окне диалога (рис. 2.3). Окно вызывается командой Настройка из контекстного меню, вызванного для клавиши ДИН строки состояния.
2.4. Способы задания координат точек
Ввод координат в AutoCAD может быть осуществлен двумя способами: непосредственно с клавиатуры, путем задания численных значений и с использованием графического маркера (курсора), при этом ввод координат осуществляется нажатием кнопки выбора (левой кнопки) мыши.
В двумерном пространстве задание точек производится в плоскости XY. Ввод местоположения точек с клавиатуры возможен как в декартовой так и в полярной системах координат через абсолютные или относительные значения координат.
При вводе координат используют следующие символы:
, (запятая) – отделяет друг от друга значения координат;
. (точка) – десятичный разделитель;
@– при вводе значения относительных координат;
< (знак меньше) – задание угола наклона направления отрезка
В AutoCAD предусмотрено пять способов задания координат:
интерактивный метод;
метод абсолютных координат;
метод относительных прямоугольных координат;
метод относительных полярных координат;
задание направления и расстояния.
Интерактивный метод является наиболее простым и наглядным. Задание координат осуществляется щелчками мыши в пространстве чертежа в ответ на приглашение командной строки. Недостатком такого способа может служить недостаточная точность. Однако использование различных режимов привязки позволяет в большинстве случаев избавиться от этой проблемы.
Рис. 2.4. Задание абсолютных координат.
| Метод абсолютных координат используется в тех случаях, когда необходимо точно указать координаты расположения объекта. В основе данного метода лежит стандартная система прямоугольных координат.
Для полной ясности в левом нижнем углу графической зоны расположена пиктограмма ПСК, показывающая направление осей X и У.
Отсчет координат производится относительно начала координат (0,0). При этом точки слева будут иметь отрицательные координаты X, а точки, расположенные ниже, – отрицательные координаты Y (рис. 2.4). Значения координат X и Y вводятся через запятую, а по окончании ввода нажимается Enter.
Метод относительных прямоугольных координатотличается от метода абсолютных координаттем, что координаты X и Y задаются относительно последней заданной точки, а не относительно начала координат (рис. 2.5). При вводе относительных прямоугольных координат используется специальный символ @.
Рис. 2.5. Задание относительных координат.
| Этот символ ставится непосредственно впереди координат и воспринимается программой как «последняя точка». Например: @215,171.
Методы полярных и относительных полярных координат.Полярные координаты подразумевают указание месторасположения какой-либо точки (объекта) путем задания двух параметров:
расстояния от начала координат;
угла между нулевым направлением полярной системы отсчета и вектором, направленным от начала координат к искомой точке.
Рис. 2.6. Задание относительных полярных координат.
| В полярной системе отсчета угол может быть как положительным, так и отрицательным. Соответственно, он будет отсчитываться против (положительный) или по часовой стрелке (отрицательный).
Метод относительных полярных координат используется тогда, когда положение следующей точки нужно задать на определенном расстоянии в определенном направлении (под определенным углом) относительно предыдущей точки.
При задании относительных полярных координат (рис. 2.6) используется два специальных символа: @ и <. Например: @ 200<30.
Символ @ означает, что координаты берутся относительно последней точки. Символ < означает, что следующее за ним значение 60 является величиной угла. Число 200 – это расстояние, которое нужно отложить под указанным углом.
Метод «направление и расстояние» предполагает совместное использование мыши и клавиатуры. Этот метод является комбинированным методом, в основе которого лежит как метод относительных полярных координат, так и интерактивный метод. При этом значение расстояния (откладываемого от последней точки) вводится с клавиатуры, а направление (угол) задается вручную мышкой.
Выбор объектов
Практически все команды редактирования (изменения чертежа) в первую очередь требуют указать объекты, подлежащие редактированию, выдавая запрос Выберите объекты. Этот запрос выдается до тех пор, пока не будет нажата клавиша Enterили правая кнопка мыши. По умолчанию предполагается выбор прямым указанием курсора на объект, при этом, если выбор идет внутри команды, перекрестье заменяется маленьким квадратиком – прицелом. При подведении курсора к объектам они временно показываются утолщенными контурами, что облегчает выбор.
Прицел в широких полилиниях и закрашенных объектах желательно устанавливать на край объекта. Курсор не рекомендуется ставить на пересечение объектов, т.к. при этом выбирается последний нарисованный объект. Выбранные объекты помечаются маркерами («ручками») и добавляются к набору ранее выбранных объектов текущей команды. Для исключения из набора ошибочно выбранного объекта нужно нажать Shift и щелкнуть по объекту. Для отмены всего выбора – нажать Esc.
Для выбора большого количества объектов чаще всего применяется прямоугольная область выбора:
выбор рамкой;
выбор секущей рамкой.
При выборе рамкой, ее вершины указываются слева направо. Рамка по умолчанию имеет голубой цвет и сплошную границу. Все объекты, полностью попавшие в рамку, будут выбраны.
При пересечении секущей рамкой, ее вершины указываются справа налево. Рамка по умолчанию имеет зеленый цвет и пунктирные границы. Все объекты, полностью попавшие в рамку или частично пересеченные ею, будут выбраны.
Для исключения из набора ошибочно выбранного объекта нужно нажать Shift и щелкнуть по объекту. Для отмены всего выбора – нажать ESC.
|