СЕСТРИНСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ВЫПИСКЕ ПАЦИЕНТА Режим физических нагрузок: Соблюдать физическую активность согласно рекомендации инструктора ЛФК. Ориентироваться на общем самочувствии и время постановке инсулина.
Диета:
Рекомендуемые продукты:
1. Хлеб 200 граммов в день (черный из муки крупного помола или с отрубями)
2. Овощные супы приготовленные на не крепком мясном или рыбном бульоне.
3. Нежирное мясо, мясо птицы, рыба в отварном виде.
4. Крупы (овсяная, пшеничная, перловая, рис, гречневая), бобовые и макаронные изделия. Едят только в те дни, когда не принимают хлеб. Наименее пригодной для питания больных сахарным диабетом является манная крупа. Ее лучше исключить.
5. Овощи. Морковь, свеклу и картофель можно употреблять в пищу, но в небольших количествах. Капусту, редис, салат, огурцы, кабачки и зелень можно есть сколько угодно и в любом виде: сыром, вареном, печеном.
6. Яйца. В рационе больного сахарным диабетом допустимы 2 яйца в день. Их можно съесть сваренными всмятку или приготовить омлет.
7. Фрукты и ягоды: яблоки, например, антоновка, лимоны, апельсины, клюква, черника и др.
8. Молоко и молокопродукты. Цельное молоко лучше исключить вообще, а вот кисломолочные продукты можно принимать по 1-2 стакана в день. Из всех молочнокислых продуктов ежедневно можно кушать творог до 200 граммов в день в виде различных творожных блюд.
9. Из напитков предпочтительны свежие фруктовые соки, лучше разбавленные водой, но можно пить некрепкий кофе с молоком и чай: черный и зеленый.
Запрещается:
1. Сладости. К ним относятся сахар, конфеты и мед. Для того, чтобы подсластить пищу, можно использовать заменители сахара. Но людям с лишним весом, их лучше исключить из рациона.
2. Любые белые хлебобулочные и сдобные изделия. Вместо белого хлеба надо кушать ржаной с отрубями, а от сдобы придется отказаться совсем.
3. Овощи богатые углеводами. К ним можно отнести картофель, бобовые, свекла, морковь, ограничить желательно.
4. Некоторые фрукты. К ним относятся содержащие огромное количество углеводов.
5. Насыщенные жиры. Огромное количество их содержится в жирном мясе и рыбе, сливочном масле, молочных продуктах с высоким процентом жирности, копченых продуктах.
6. Фруктовые соки, особенно если это покупной товар с добавлением сахара. В них содержится много углеводов.
7. Алкогольные напитки.
Самоконтроль состояния, прием лекарственных препаратов, самомассаж.
Контроль сахара в крови (глюкометром) 3 раза и при ухудшении самочувствия.
Уход за стопами, контрастный душ, самомассаж, не давящая обувь, х/б носки, колготки 20 Den.
Постановка инсулина в одно время.
Прием пищи не позднее 30 мин.
При себе иметь сахар рафинад, карамель.
При ухудшении состояние своевременно обращению к врачу.
Вывод:
-Распространенность сахарного диабета как в мире, так и в России носит характер эпидемии. Сахарный диабет распространенное заболевание, которое остается на всю жизнь.
-Для улучшения качества жизни, и основы обеспечения качества жизни при данном заболевании, является комплекс мероприятий: диагностических, лечебных, реабилитационных, и профилактических деятельностей в которых принимает непосредственное участие медицинская сестра.
-Ввиду достаточно серьезных последствий сахарного диабета, больным крайне необходима профилактика осложнений сахарного диабета.
- Учитывая, что количество больных сахарным диабетом растет, возрастает и роль медицинской сестры в комплексе профилактических мероприятий предотвращающих осложнений сахарного диабета в том числе диабетическую стопу.
ГЛАВА 2. Участие медицинской сестры в обучение пациентов.
Обучение является одной из функций в деятельности медицинской сестры.
Обучение в СД – это процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента для удовлетворения основных жизненно-важных человеческих потребностей.
Сестринское обучение – эта область сестринской деятельности, в которой медицинская сестра может проявить свой творческий потенциал. К методам обучения относятся:
1. Словесный;
2. Наглядный;
3. Практический.
Мною использовались:
1. Словесный – беседа;
2. Наглядный – памятки, медицинская литература;
3. Практический – обработка манипуляций, планирование меню.
Эффективность обучения зависит от готовности пациента усваивать информацию:
1. Состояние здоровья
2. Умственные способности, интеллект
3. Возраст пациента
В процессе обучения мною использовались этапы сестринского процесса.
На 1 этапе:
· Выяснение желания учиться;
· Индивидуальная мотивация
На 2 этапе:
· Определение содержания обучения.
На 3 этапе:
· Разработка плана обучения.
На 4 этапе:
· Реализация намеченного плана, с учетом окружающей обстановки, индивидуальных возможностей пациента.
На 5 этапе:
· Анализ полученного результата – анкетирование, собеседование и т.д.
· Определение группы пациентов
· Мотивация – сохранение здоровья, восстановление работоспособности.
Уровень информированности респондентов по комплексу проблем.
Среди пациентов с сахарным диабетом мною была выбрана группа пациентов, равной возрастной группы с сахарным диабетом осложненным диабетической стопой.
Мною была разработана анкета, состоящая из 26 вопросов, с целью выявления комплекса проблем пациентов, уровня информированности респондентов.
Об образе жизни при данном заболевании, отношение к своему здоровью, способность к самоуходу и самоконтролю.
Анкетирование:
1. Ваш возраст
2. Ваш пол
3. Откуда вы знаете про свое заболевание
4. Что вас беспокоит в настоящее время
5. Имеются ли у вас хронические заболевание
6. Имеются ли нарушения во время ночного сна
7. Имеются ли у вас страхи или беспокойства с вашим заболеванием
8. Сдерживаете ли вы свои эмоции
9. Курите ли вы
10. Употребляете ли вы алкоголь
11. Умеете ли вы измерять артериальное давление
12. Как часто вы измеряете артериальное давление
13. Часто ли вы посещаете поликлинику
14. Проходили ли вы обучение в школе для пациентов
15. Выполняете ли вы рекомендации врача по физическому режиму
16. Выполняете ли вы рекомендации врача по диетическому питанию
17. Выполняете ли вы рекомендации врача по приему лекарственных препаратов
18. Ощущаете ли вы зябкость конечностей
19. Осуществляете ли вы подбор индивидуальной обуви
20. Знаете ли вы принцип побора индивидуальной обуви
21. Посещаете ли вы педикюрный кабинет
22. Носите ли вы носки с резинкой
23. Ходите ли вы босиком
24. Делаете ли вы массаж ног
25. Проводите ли вы процедурные ванночки для ног
26. При сухости кожи на ногах вы пользуетесь кремом.
Обработка данных.
Вывод: таким образом, проведенное исследование позволило установить что возраст, при котором чаще происходят изменения в организме человека, колеблется в среднем, от 40 лет и старше, в зависимости от образа жизни.
Вывод: таким образом, из данных, предоставленных в таблице, следует, что 40% респондентов не осведомлены о своем заболевании, 30% - не представляют важности в физических нагрузках, 40% не соблюдают диету, и 20% не знаю о важности приема лекарственных препаратов.
Вывод: таким образом, наиболее частыми источниками знаний являются телевидение, средства массовой информации и врачи стационара, где больной находился на лечении. Между тем, информация, размещаемая в сети интернет, не является достоверной, так же как и советы друзей и родственников.
Вывод: таким образом, основные сопутствующие заболевания, которые имеют сходный механизм развития у опрошенных – артериальная гипертензия (50%), сахарный диабет (40%), ИБС. Стенокардия (40%).
Таблица №1
Сводные данные анализа анкетирования пациентов с сахарным диабетом осложненным диабетической стопой, степени их информированности.
Критерии
| Результаты в процентах
| 18.зябкость конечностей
| Ощущают-30%
Не ощущают-70%
| 19.подбор индивидуальной обуви
| Осуществляют -60%
Не осуществляют-30%
Иногда осуществляют-10%
| 20.Принцип подбора индивидуальной обуви
| Знают-50%
Не знают-40%
Затрудняются ответить-10%
| 21.Педикюр
| Посещают-20%
Не посещают-80%
| 22.Носки с резинкой
| Носят-60%
Не носят-40%
| 23.Босиком
| Ходят-10%
Не ходят-80%
Иногда ходят-10%
| 24.Массаж ног
| Делают-100%
Не делают-0%
| 25.Ванночки для ног
| Проводят-40%
Не проводят-60%
| 26.Используете крем при сухости кожи
| Да-30%
Нет-60%
Иногда-10%
|
Вывод: Были получены следующие результаты. В процессе анкетирования, я обратила внимание на пациентов, что они не следят за своими стопами. Уход за ногами при сахарном диабете, пациенты должны осознать что это наиболее важная проблема для них, для того чтобы не было серьезных осложнений.
Уход за ногами при сахарном диабете отличаются от обычных гигиенических мер у людей без сахарного диабета. Учитывается то, что при сахарном диабете снижена чувствительность стоп, а любое, даже самое мелкое повреждение, способно привести к серьезным последствиям.
Гимнастика для стоп, массаж и самомассаж – помогут уменьшить болевые ощущения, восстановить чувствительность.
|