Организация транспортного хозяйства
Процесс производства на предприятиях связан с перемещением огромных масс сырья, материалов, топлива. Все эти грузы регулярно доставляются на предприятии, разгружаются, размещаются на складах, откуда подаются в основные, вспомогательные цехи.
Основными задачами организации внутризаводского транспорта являются:
1) рационализация транспортных потоков, то есть исключение лишних перевозок и перегрузов, выбор наиболее рациональных маршрутов перемещения и схем складирования;
2) обеспечение сохранности и качества груза;
3) рациональное использование транспортных средств, их сохранность и совершенствование организации труда транспортных рабочих.
Управление транспортным хозяйством, как правило, осуществляет начальник транспортного отдела, в ведении которого могут находится: бюро планирования перевозок, бюро технического нормирования и организации перевозок, конструкторско-технологическое бюро механизации погрузочно-разгрузочных работ и транспортно- складских работ, диспетчерское бюро и механики по ремонту.
Состав транспортного хозяйства зависит от:
- характера выпускаемой продукции;
- типа и масштаба производства;
- производственной структуры предприятия.
Эти же признаки определяют разнообразие и классификацию транспортных средств:
1. По видам транспортных средств различают:
- железнодорожный транспорт (тепловозы, цистерны);
- безрельсовый транспорт (автомобили, тракторы, прицепы, электрокары, электропогрузчики, электроштабелеры);
- водный транспорт (буксиры, катера, баржи);
- подъемно–транспортные средства (лифты, подъемники, автокраны, стационарные краны, кран-балки, тали, лебедки, мостовые и козловые краны);
- подвесные дороги (канатные, монорельсовые);
- конвейерные устройства (все виды транспортеров: ленточные и цепные);
- прочие транспортные средства (пневматический транспорт, гидравлический, желоба, рольганги, склизы, спуски).
2. По принципу действия:
- транспорт прерывного действия;
- транспорт непрерывного действия.
3. По назначению транспорт бывает:
- внешний;
- межцеховой;
- внутрицеховой;
- внутрискладской;
- рабочего места.
Центральной задачей при организации работы транспорта является выбор транспортных средств для отдельных участков предприятия. При этом учитывается их грузоподъемность, скорость, маневренность. Принимается во внимание мощность грузопотоков, расстояние перемещения и характер транспортируемых грузов. Прежде всего, выясняется возможность использования непрерывного транспорта. В тех звеньях, где грузопотоки являются устойчивыми и существенными по масштабам, рациональней всего использовать непрерывный транспорт.
Основными вопросами при его организации являются:
1) обоснование вида транспортного средства;
2) определение метода транспортировки (тарная или бестарная). Определяющими факторами являются габариты, хрупкость и ценность груза;
3) планировка, размещение непрерывного транспорта. Она обычно проводится одновременно с разработкой генерального плана завода или проекта реконструкции цехов;
4) определение режима эксплуатации непрерывного транспорта, то есть скорости его движения, степени загрузки и т.д.
При организации движения прерывного транспорта, который чаще всего применяется в процессах сменяющимися видами груза и направленностью движения, решаются следующие вопросы:
а) выбор транспортных средств. Важнейшим критерием оценки правильности выбора транспорта является использование грузоподъемности механизма. В качестве показателя использования грузоподъемности применяется коэффициент использования грузоподъемности.
где Кгр – коэффициент использования грузоподъемности;
n – количество совершенных ходок;
B – количество перевезенных грузов по факту, тонн;
q – паспортная грузоподъемность машины.
б) определение способа перевозки, то есть расчет транспортной партии деталей и тарная или бестарная перевозка;
в) выбор маршрута и порядка движения транспортного средства. На улучшение использования внутризаводского транспорта большое влияние оказывают организация его работы на основе маршрутизации перевозок, которая предполагает закрепление за каждым маршрутом постоянных рабочих и транспортных средств. Она позволяет сократить простои и повысить производительность труда.
На предприятиях применяют 2 системы маршрутизации перевозок: маятниковая и кольцевая.
При маятниковой системе транспортные средства движутся между двумя пунктами. Одно движение совершается с грузом, обратное – порожняком. При кольцевой системе машина, сдав груз в определенном пункте, получает там же новый груз и доставляет его в следующий пункт, после нескольких заездов возвращается в исходный пункт.
Критерием оценки выбора является коэффициент использования пробега груза:
где Кпр – коэффициент использования пробега;
Z – пробег с грузом;
Zо – пробег без груза.
Базой для определения объема работ, выполняемого внутризаводским транспортом, служит суммарная величина грузопотоков или общий грузооборот за год.
Грузопоток – количество груза, перемещаемое за единицу времени по данному направлению или через определенный пункт. Сумма всех грузопотоков составляет грузооборот завода. Для определения общего грузооборота завода составляется шахматная ведомость. По вертикали ведомости перечисляются все цехи и склады отправители, а по горизонтали в том же порядке цехи и склады получатели.
Базой для организации межцеховых и внешних грузопотоков и планирования работы транспорта является диаграмма грузопотоков, то есть графическое изображение в соответствующем масштабе данных шахматной ведомости на схеме генерального плана завода.
На диаграмме грузопотоки изображаются в виде отдельных полос, ширина которых пропорциональна их величине, а конфигурация соответствует трассе перемещения грузов.
Технико-экономические расчеты во внутризаводском планировании производятся на базе наибольшего суточного оборота.
Qсут = Qг / Рд * Кнп,
| (9.17)
|
где Qг – годовой грузооборот
Рд - количество рабочих дней в году
Кнп – коэффициент неравномерности перевозок.
Необходимое количество транспортных средств определяется по формуле:
Тр = Q * t / Т*q*k,
| (9.18)
|
где Q – объем грузоперевозок в сутки, т;
t – время на 1 рейс, мин.;
q – грузоподъемность транспортного средства, т;
Т – время работы транспорта в течение суток, мин.;
k – коэффициент использования грузоподъемности.
Тенденции в развитии транспортного хозяйства:
-механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных и транспортных операций;
-внедрение современного подъемно-транспортного оборудования, единых систем с автоматическим адресованием грузов, автоматических складов, сортирующих и выдающих грузы по специальной программе;
-широкое применение специальной тары и контейнеров;
-совершенствование планирования и управления внутризаводским транспортом на основе математических методов;
-организация централизованной доставки грузов внутри предприятия;
-снижение среднего возраста транспортных средств и увеличение удельного веса прогрессивных транспортных средств.
|