Лекция 10. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ 1 глава Зеркин Д.П.
Основы конфликтологии
Курс лекций
(Серия 'Учебники и учебные пособия'). Ростов-н/Д: 'Феникс',1998.- 480с.
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000904/index.shtml
Ростов-н/Д: 'Феникс',1998
Курс лекций "Основы конфликтологии" рекомендован к опубликованию Северо-Кавказским научным центром Высшей школы как один из первых вариантов научной и научно-методической разработки новой для российских вузов учебной дисциплины.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................. 6
Лекция 1. Конфликтология в системе социальных
дисциплин ............................................................ 10
1. Конфликтология как научная дисциплина. Направления в разработке теории конфликта............................................................ 10
2. Методология и методы конфликтологии ............ 27
Лекция 2. Конфликт как социальный феномен................. 38
1. Конфликт и социальное противоречие ............... 38
2. Структура и функции конфликта ........................ 48
3. Типология конфликтов .......................................... 68
Лекция 3 Условия и причины возникновения конфликта, его динамика......................................... 84
1. Детерминация конфликта ..................................... 84
2. Возникновение конфликта .................................... 98
3. Развитие конфликта и его завершение ............. 109
Лекция 4. Современный социальный конфликт.............. 138
1. Социальный конфликт как один из типов
конфликта ......................................................... 138
2. Классовый и послеклассовый конфликты.
Социальный антагонизм................................. 151
3. Социальный конфликт в современной
России................................................................ 160
Лекция 5. Политический конфликт. ................................... 170
1. Политический конфликт как вид политических отношений. Типология политических конфликтов. .......................................... 170
2. Специфика политической борьбы. Некоторые закономерности политического конфликта........................................................... 189
Основы конфпиктодогии___4
3. Модификация политического конфликта
в России ............................................................ 205
4. Международный политический конфликт ........ 229
Лекция 6. Правовой конфликт ........................................... 242
Лекция 7. Национальный конфликт, его специфика ...... 276
1. Природа национального конфликта ................. 276
2. Природа, типы и логика национально-этнических конфликтов, возникших на территории бывшего Советского Союза...... 289
3. Специфика внутренних национально-этнических конфликтов в России ................... 302
Лекция 8. Организационно-управленческий конфликт.. 322
1. Специфика источников конфликтов в сфере организационно-управленческих отношений ......................................................... 322
2. Конфликты при реализации "организационного императива" и в процессе разработки и принятия управленческих решений............................................................. 334
3. Специфика проявления организационно-управленческого конфликта........................... 346
Лекция 9. Управление конфликтами: предупреждение, регулирование и разрешение.................. 354
1. Понятие управления конфликтом...................... 354
2. Предупреждение и стимулирование
конфликтов. ...................................................... 361
3. Регулирование конфликта .................................. 370
4. Разрешение конфликта: модели, стили,
методы............................................................... 375
Лекция 10. Демократические технологии государственного управления конфликтами ................. 404
Оглавление
1 Демократические технологии как элемент системы государственного управления конфликтами ................... . ... . .. 405
2. Демократические технологии управления конфликтами в действии.......................... 417
3. Политика и конфликты ....................................... 434
Приложение........................................................',.................. 442
Проблемные ситуации и задачи по кон-
фликтологии...................................................... 442
Конфликт как социальный феномен...................... 444
Основные типы конфликтов. Социальный
конфликт ........................................................... 450
Политический конфликт ......................................... 455
Основы конфликтологии
ВВЕДЕНИЕ
Прогресс социального знания не имеет границ. На основе существующих научных дисциплин формируются новые, обретая свой предмет и методы. В их числе - конфликтология. В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных. Главные из них уходили своими корнями в условия жизни людей, в способ распределения благ и власти, в сферу удовлетворения потребностей и интересов. Конфликты представлялись настолько очевидными, что долгое время не привлекали к себе внимания со стороны обществоведов. Конфликты, особенно массовые, были объектом практической морали, в основе которой лежит борьба добра и зла, и права, преследующего противозаконные поступки граждан.
Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения последних. Однако ими при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения. Человеку на протяжении веков была присуще свойство много действовать и слишком мало мыслить (М.Хайггедер).
До поры до времени практика обходилась без специального знания о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами, что нашло выражение
Введение
в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этно-национальные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец возникает потребность в систематическом анализе всех, существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Она была продиктована самой природой современного общества, способного к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.
Если наука о конфликтах молода, то тем более молода данная учебная дисциплина. Предлагаемый читателю курс лекций "Основы конфликтоло-гии" - один из первых известных нам вариантов творческой разработки, разумеется, не претендующий на решение всех дискуссионных теоретико-методологических и других проблем новой для российских вузов дисциплины.
На основе исследования значительного числа научно-литературных источников о конфликтах и собственного многолетнего изучения диалектики общественно-исторического процесса в лекциях характеризуется конфликтология как дисциплина, имеющая комплексный социолого-политологичес-кий характер, включающая теоретический и вместе с тем - социально-управленческий, прикладной аспекты.
Концептуальные (стержневые) идеи лекций:
1. Понимание конфликта как формы противоборства субъектов, порождаемого главным образом противоречиями субъективного и объективного характера между интересами. Сведение источника конфликта к одному субъективному фактору озна-
Основы конфпиктопогии___8
чает отрицание его как естественного, присущего любым общественным отношениям, процесса и состояния. Акцент же только на объективную природу перечеркивает специфику конфликта, исключает его из сферы сознательных человеческих взаимоотношений, ориентирует на восприятие конфликта как на нечто надсубъектное.
2. Конфликты многообразны. Главные их виды возникают в основных сферах общественной жизни (социальной, экономической, политической и др.) Конфликты историчны. Природа, источники и динамика конфликтов обусловливаются типом общественной системы, её историческим этапом и спецификой функционирования и развития, а также социальной структурой и конкретной исторической ситуацией, складывающейся в рамках определенного социального времени и пространства.
3. Конфликты управляемы. Способы, методы, приемы воздействия на конфликт (его регулирование и разрешение) могут представлять собой рациональный, базирующийся на научном знании, организованный процесс, или стихийное, строящееся на обыденном здравом смысле, в общественном масштабе не организованное действие. Макроконфликты, то есть конфликты между большими социальными группами и общностями, регулируются и преодолеваются прежде всего при помощи политических и правовых технологий. Микроконфликты (межличностные, между стратами и пр.) - технологиями, разрабатываемыми прикладной конфликто-логией.
В структурно-методическом плане данный курс лекций включает темы по теории конфликта, анализу основных видов общественных конфликтов и обоснованию способов и методов управления ими,
В в е д е н и е
в том числе государственного, с использованием демократических технологий.
В качестве базовых понятий (категорий) конфлик-тологии принимаются: конфликт, социальное противоречие, противоположные общественные интересы, ценности и цели, субъекты конфликта, его структура, процесс (возникновение, развитие, регулирование и разрешение), управление конфликтом.
Проблемы конфликтологии рассматриваются на базе обобщения современной российской практики общественных преобразований и исторического опыта нашей страны по преодолению наиболее острых, опасных для её судеб конфликтных ситуаций.
В работе над курсом лекций автору оказывали помощь доценты Северо-Кавказской академии государственной службы Никулина З.В. и Кутырёв Н.П., за что он им благодарен. Выражаю свою признательность и благодарность рецензенту - заместителю Председателя Северо-Кавказского научного центра Высшей школы доктору философских наук, профессору Несмеянову Е.Е.
Надеюсь, что сей скромный труд поможет преподавателям, студентам и всем, интересующимся проблемами общественных конфликтов, понять их роль и значение в общественной жизни.
Основы конфликтологии 10
Лекция 1. КОНФЛИКТОЛОГИЯ
В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ
ДИСЦИПЛИН
1. Конфликтология как научная дисциплина. Направления в разработке теории конфликта.
Социальные науки всегда отражают (адекватно или не совсем) состояние общества, его потребности. Конфликтный характер современного общества и связанное с этим стремление людей к сотрудничеству, согласию, потребность в цивилизованных формах разрешения возникающих напряженностей и противоречий вызвали к жизни такую новую отрасль знания, каковой является конфликтология.
Конфликтология как отдельная дисциплина сложилась в пятидесятых-шестидесятых годах нынешнего столетия в недрах западной социологии и политологии. Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта, обозначающей столкновение, противоборство субъектов, преследующих противоположные интересы и цели.
Конфликтология - теоретико-прикладная дисциплина. Это означает, что ее содержание слагается из следующих уровней знания: теоретического объяснения конфликта как социального феномена, анализа его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями, его места и функций в системе общественных действий и взаи-
11_____________Лекция 1
модействий; изучения конкретных видов конфликтов, возникающих в различных формах социальной жизни (семья, коллектив, фирма и т.д.), технологии их регулирования и разрешения. На этой основе конфликтология разрабатывает необходимые ориентиры, которыми можно воспользоваться в процессе управления социумом.
Существенной особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются представители различных социальных дисциплин. Социологи, политологи, психологи, экономисты, юристы, специалисты в области организации и управления и даже ученые, занимающиеся точными науками, изучают различные аспекты общественных конфликтов, их развития и преодоления. Общая для всех смежных наук цель - выявление и объяснение механизмов, управляющих общественными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой, обоснование возможности предвидения тех или иных актов поведения субъектов в конфликтных ситуациях.
Из сказанного вытекает, что теоретические источники конфликтологии многогранны. Каждая из наук, обращающаяся к проблемам общественного конфликта, вносит свой вклад в теоретический и методологический базис конфликтологии.
Общие, филоеофско-социологические основы теории конфликта были заложены марксизмом, что признается основоположниками современной конфликтологии. Так, Л.Козер пишет: "Карл Маркс является классическим теоретиком конфликта". Как известно, в центре внимания марксизма оставалась крайняя форма социального конфликта -
Основы конфпиктологии 12
классовая борьба, социальная революция, словом, классовый антагонизм. В основе его лежит противоречие между производительными силами и производственными отношениями.
С точки зрения марксизма, социальный классовый антагонизм и связанные с ним конфликты объективны и закономерны; их социальная природа - система отношений эксплуатации человека человеком. Социальный антагонизм порождается частной собственностью. На его базе утверждается политическая власть (государство) как машина подавления. Согласно марксизму, экономический и социально-политический антагонизм исчезает только при коммунизме, тогда как социальные противоречия остаются. Классовая борьба и революция - движущие силы истории. Марксизм исходил в своем понимании общественного процесса из признания приоритетности экономики. Вместе с тем его методология строилась на использовании диалектического закона противоречия, разработанного в "Логике" Гегеля.
"Между классом пролетариев и классом буржуазии развертывается борьба, которая, прежде чем обе стороны ее почувствовали, заметили, оценили... и открыто провозгласили, проявляется на первых порах лишь в частичных и кратковременных конф-ликтах".
Прав Запрудский Ю., когда пишет: "Марксистская теория ... не только не прошла мимо проблематики социального конфликта, но можно считать, что социальное состояние конфликта составляет классическую сферу ее интересов"2.
Однако парадоксальный факт состоит в том, что, как отмечает Дмитриев А., "теория общественного развития, рассматривающая в качестве главного
13___________ Лекция 1
источника прогресса крайнюю форму проявления социального конфликта - классовую борьбу, демонстрирует в лице своих сторонников бессилие дать разумное теоретическое объяснение вспышке разнообразнейших конфликтов, а тем более оценить их в качестве современного источника общественного прогресса"3. А некоторые из бывших "хранителей" святости марксизма свое бессилие прикрывают извращением тех фундаментальных положений марксизма, которые в общем-то подтверждены современной наукой и практикой. Так, академик-историк Яковлев А. в своей книге "Предисловие. Обвал. Послесловие" характеризует марксизм как "помешательство на идее классовой борьбы". "По Марксу, - утверждает автор, - класс существует в силу антагонизма с другим классом". Классы эксплуатирующие и эксплуатируемые "определяются противоположностью или конфликтом интересов". В этом тезисе как раз проявляется основная некорректность. "Существует гармония противоположностей. Сотрудничество классов, солидарность классов. И только благодаря этому общество живет и развивается"4.
Оставим на совести академика превратное толкование основы существования классов эксплуататоров и эксплуатируемых. В действительности, по Марксу, антагонизм классов - не причина, а следствие экономической структуры общества. Как писал Маркс, способ производства определяет социальный, политический и духовный процессы жизни общества. Каждому, кто знаком с марксизмом, известен этот основополагающий его тезис. Не все с ним согласны, но это уже другой вопрос. Что касается "сотрудничества классов", благодаря чему общество якобы "только живет и развивается", то как
Основы конфликтологии 14
раз в этом и таится некорректность. Сотрудничество классов, безусловно, имеет место в любом обществе, но в рамках социального господства меньшинства. Достаточно вспомнить историю российского общества со времени установления крепостного права и до его отмены (а это более двух веков), чтобы понять ложность тезиса отнюдь не Маркса, а академика Яковлева А. Какое же сотрудничество было между помещиками-крепостниками и рабами-крестьянами? Скажем, между Троекуровым и его холопами? Ведь крепостные крестьяне не считались за людей, с ними поступали как с рабочей скотиной. Периодически вспыхивавшие крестьянские бунты, восстания не изменяли их социального положения, но все же приближали время освобождения.
Для читателя будет интересно знать отношение к теории классов и классовой борьбы современных западных философов и социологов. Это отношение далеко не однозначно негативное. Один из самых крупных французских социологов Р.Арон - критик марксизма - в своем капитальном труде "Этапы развития социологической мысли" (1967г.) писал: "Социология .Маркса - это социология классовой борьбы. Некоторые ее положения имеют фундаментальное значение. Нынешнее общество антагонистическое"5. "Маркс исходил из идеи основного противоречия интересов между наемными работниками и капиталистами ... Но вместе с тем, наблюдая за исторической реальностью, он, как никто, отмечал - а он, был замечательный наблюдатель - наличие множества общественных групп. Капиталисты и рабочие, - продолжал Р.Арон, - это две большие группы с поистине противоположными представлениями о том , каким должно быть общество"6.
15________ Лекция 1
Что оказалось ошибочным во взглядах Маркса и марксистов? Абсолютизация классовой борьбы, классовых конфликтов как якобы единственного источника общественного прогресса. Из контекста марксистской теории выпала вообще проблема социальной гармонии, социального единства как основного условия бытия любой социальной системы. Обратившись к этой проблеме после революции марксисты-ленинцы, догматизируя теорию своего учителя, впали в другую крайность - отрицание социальных противоречий и конфликтов в постреволюционном обществе. И только в 60-х годах стала пробиваться мысль о противоречивом характере социального единства советского общества. Автор этих строк в 1966 г., анализируя диалектику данного общества, писал: "Социальная общность (единство) ... в действительности есть процесс. Она не исключает различий, переходящих в противоположности и противоречия, а предполагает их ... социальное единство как диалектическое единство ... живое, развивающееся явление". Только раскрытие существующих в нем различий и противоположностей, когда "... речь идет о существенных различиях, и "заострение" их до существенных противоположностей и противоречий", дает возможность понять социальное единство7. Отмечалось также: "Напряженность противоречий, если таковая возникает, ведет к конфликтам между носителями противоречивых сил, тенденций. Когда борьба выходит за рамки единства коренных интересов... происходит качественное изменение противоречия. Товарищеская борьба превращается во враждебную, неантагонистическое противоречие - в антагонистическое"8. Тем не менее автор здесь же отрицал
Основы конфликтологии 16
классовый социальный конфликт "в условиях окончательно победившего социализма".
Нельзя сказать, что высказывание о противоречивости социального единства разделялось многими исследователями. Понятия "социальное противоречие", а тем более, "социальный конфликт", если и фигурировали в литературе, то лишь в абстрактно-философском контексте. Парадоксальный факт: составители предметных указателей ко второму изданию сочинений Маркса и Энгельса и к полному собранию сочинений Ленина вообще опустили термин "конфликт", хотя он в этих произведениях встречается множество раз. Видимо, составители посчитали, что данный термин не имеет научной нагрузки, и он всецело заменим термином "борьба" (классовая, политическая, экономическая, идейная, за существование), обозначенным в предметных указателях.
Ошибка, а скорее односторонность, марксистской концепции социального конфликта состояла и в том, что в качестве его основы признавались только объективные причины - социально-экономические противоречия. Правда, в работе Маркса "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" представлен многоплановый анализ социального конфликта, связанного с бонапартизмом. И все же абсолютизация объективных отношений проявилась и здесь, не говоря уже о "Капитале".
Было бы неправильно утверждать, что последователи Маркса не стремились внести некоторые коррективы в учение классика. Известные положения Ленина о революционной ситуации, где в качестве элементов последней признавался субъективный фактор (нежелание масс жить по-старому и неспособность власть предержащих управлять
17______________Лекция 1
прежними методами, высокий уровень активности народа и т.п.), положения о главенстве политики над экономикой, о роли революционной идеологии в революционные эпохи и др. - расширяли толкование природы социальных конфликтов. И все же основная парадигма оставалась незыблемой. Достаточно вспомнить определение классов, принадлежащее Ленину, которое сводилось только к перечислению экономических признаков. А ведь это определение в советской литературе признавалось за аксиому социальной науки.
Марксистское представление о социальном классовом конфликте исходило из признания лишь одного субъекта конфликта - большой социальной группы (класса). За пределами анализа оставались иные социальные группы, слои, а тем более личность. Это обстоятельство явилось одной из главных причин неспособности марксистов понять и проанализировать многообразие социальных конфликтов.
Несмотря на односторонность, марксистская концепция оказала определенное влияние на формирование взглядов западных политологов и социологов по проблеме конфликтов. Такое влияние прослеживается как в работах западных ученых начала 20-го века, так и основателей современной конфлик-тологии ( Р.Дарендорф, А.Турен и др.). Важнейшая идея современной теории конфликта - связь конфликта с объективными социальными противоречиями, рассмотрение конфликта в контексте, общественных отношений - это традиция марксизма.
В западной социологии и политологии учение об общественном конфликте восходит к. трудам Э.Дюр-кгейма, Г.Зиммеля, Л.Гумпловича, М.Вебера, В.Парето, Г.Моска. Впервые термин "концепция
Основы конфликтологии 18
конфликта" в научную литературу введен Г.Зимме-лем. Он анализировал конфликты процесса порождения и смены форм культуры, между содержанием и формой культуры, "объективной" и субъективной культурами, подчеркивал постоянный характер конфликтов. Р.Зиммель отмечал, что в осознании неизбывности этих конфликтов состоит "трагедия культуры"9. Г.Зиммель рассматривал конфликт как одну из форм социализации, считая его психологически обусловленным явлением.
Другие ученые анализировали конфликты как в контексте социального дарвинизма (видели их причину в борьбе за существование), так и социального детерминизма. Например, В.Парето, противопоставляя свои взгляды марксовым, считал одним из главных факторов, детерминирующих общественный процесс, соперничество элит и борьбу масс с элитой. Вместе с тем он не отрицал правоту Маркса в том, что классовая борьба есть фундаментальная "величина" в истории. Однако В.Парето отвергал тезис, что классовая борьба определяется исключительно противоречиями в экономике, конфликтами, вытекающими из собственности на средства производства. По мнению В.Парето, первопричиной противоречия между массой и элитой может быть обладание государственной властью и военной силой. Этот итальянский социолог и политолог утверждал, что устранение конфликта между трудом и капиталом не ведет к исчезновению клас-совой борьбы. Классовая борьба - лишь форма борьбы за жизнь, а то, что-именуют "конфликтом между трудом и капиталом" - лишь форма классовой борьбы. Религиозные конфликты - тоже форма классовой борьбы. Исчезая, они заменяются социальными конфликтами. Но если даже утвердит-
Лекция 1
ся коллективизм, не будет "капитала", конфликты не исчезнут, классовая борьба тоже. Одну форму классовой борьбы заменит другая. "Возникнут конфликты между разными слоями трудящихся социалистического государства, между "интеллектуалами" и "неинтеллектуалами", между разными типами политиков, между ними и подчиненными, между новаторами и консерваторами"10.
В.Парето своеобразно понимал классовую борьбу. Тем не менее его прогноз относительно постоянства конфликтов полностью подтвердился.
Г.Моска, также итальянский социолог и политолог, развивал ту же мысль о постоянном характере конфликтов в обществе, связывая их существование с разделением общества на господствующий "политический или правящий класс" и управляемый класс - большинство народа. История общества постоянно остается борьбой этих классов, насилие и конфликты здесь играют важную роль в происходящих переменах и установлении стабильности.
Крупнейший немецкий социолог М.Вебер считал, что любое общество раздирают коренные противоречия, в частности, между местом, занимаемым членом общества, и его заслугами, между эгоизмом индивида и необходимостью подчинения, преданности общественным интересам. Внутри общества имеют место различные конфликты между группами, партиями, отдельными личностями. Власть неотделима от господства. Ее существование свидетельствует о неравенстве, заключающемся в том, что один из индивидов может навязывать свою волю другому. Господство предполагает наличие "госпо-
Тот факт, что в социальной науке второй половины 19 и первых десятилетий 20 века так или ина-
Основы конфликтологии 2О
че рассматривались классовый и другие общественные конфликты, не означал создания особого направления в науке вплоть до 50-х годов, когда такое направление выделилось из социологии и политологии.
Новая отрасль знания теории конфликта возникла в США в противовес господству структурного функционализма (Т.Парсонс). Начало конфликто-логии как отдельной дисциплины было заложено в работах Л.Козера "Функции социального конфликта", К.Болдинга - "Общая теория конфликта", Р.Дарендорфа - "Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе" и др.
В западной политологии сложилась одна из главных парадигм - парадигма конфликта, наряду, между прочим, с парадигмами согласия и плюрализма. Эта парадигма, с одной стороны, ориентирует мысль исследователя на выявление и объяснение противоречий, конфликтов в системе общественных отношений, а с другой - конфликт рассматривается лишь в рамках достижения и обеспечения согласия и исключается из сферы взаимоотношений больших социальных групп, прежде всего классов. Трактовка парадигмы конфликта отразила два противоположных подхода в изучении конфликтов. Один подход - это подход с точки зрения структурного функционализма и теории "человеческих отношений". Согласно ему конфликты в общественной системе встречаются, но они носят временный характер и скорее вписываются не в функции системы, а представляют дисфункцию, патологию. Стало быть, природа их не объективна, а субъективна. При другом подходе конфликт рассматривается как явление естественное, закономерное для общества. Нормальное состояние общества - не гар-
|