Сравнительные особенности традиционного и проектного подхода Параметры сравнения
| Традиционный подход
| Проектный подход
| Цель
| Формирование знаний, умений, навыков.
| Развитие личности, способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем: создавать в ходе проектной деятельности новые продукты-проекты.
| Интегральная характеристика
| «Вуз памяти»
| «Вуз развития»
| Преобладающий тип и характер взаимоотношений
| Субъект-объектный
| Субъект-субъектный
| Девиз преподавателя
| «Делай как я»
| «Я вместе с тобой», «Не навреди»
| Характер и стиль взаимодействия
| Авторитарность, монологичность, закрытость
| Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность
| Формы организации
| Фронтальные, индивидуальные
| Групповые, коллективные
| Методы обучения
| Иллюстративно-объяснительные, информационные
| Проблемные: проблемного изложения; частично-поисковый, эвристический; исследовательский, рефлексивный
| Ведущий принцип
| «Продавливание»
| «Выращивание»
| Ведущий тип деятельности, осваиваемый студентом
| Репродуктивный, воспроизводящий
| Продуктивный, творческий, проблемный
| «Формула обучения»
| Знания - репродуктивная деятельность
| Проблемная деятельность - рефлексия - знания
| Способы усвоения
| Заучивание, деятельность по алгоритму
| Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия
| Функции преподавателя
| Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний
| Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся
| Позиция студента
| Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту
| Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности
| Требования к преподавателю:
• умение видеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
• владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу студентов;
• переориентация всей учебно-воспитательной работы студентов по своей дисциплине на приоритет разнообразных индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого планов;
• владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;
• способностью генерировать новые идеи, направить студентов на поиск путей решения поставленных проблем;
• умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый положительный эмоциональный настрой;
• владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером);
• умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
Требования к студенту:
• знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);
• владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользоваться компьютерной телекоммуникационной технологией, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;
• владение коммуникативными навыками;
• умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным дисциплинам для решения познавательных задач.
Как видно из сказанного, требования к участникам проекта достаточно высоки, хотя их можно дополнить и некоторыми «правилами хорошего тона», без чего групповая работа просто невозможна. К ним, думается, следует отнести прежде всего:
- доброжелательность при всех обстоятельствах; обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки; взаимопомощь в работе;
- тщательность и добросовестность в выполнении работы, особенно, если она носит характер исследования;
- полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.
Результатывыполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены:
- видеофильм;
- альбом;
- бортжурнал «путешествий»;
- компьютерная газета;
- альманах;
| - доклад;
- рекламный проспект;
- набор открыток;
- планшет;
- плакат;
- инструкция
|
Структура мини-проекта
1. Титульный лист:
· Тема проекта
· Цель проекта
· Состав проектной группы, автор проекта
2. Актуальность проекта:
· Стратегические цели
· Тактические цели
· Задачи
3. Этапы:
· Информационный
· Планирование работы по теме проекта
· Реализация и управление
· Обобщающий (аналитический)
· Аналитический (выводы)
4. Риски и пути их устранения
5. Результаты и продукты
6. Экономическое обеспечение проекта
7. Форма представления проекта
8. Глоссарий (ключевые понятия)
9. Список литературы
Этапы работы над проектами
Этапы
| Содержание работы
| Деятельность студента
| Деятельность преподавателя
| 1. Начинание
| Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.
| Уточняют информацию. Обсуждают задание.
| Мотивирует студентов. Объясняет цели проекта. Наблюдает.
| 2. Планирование
| Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.
| Формирует задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.
| Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает.
| 3. Исследование
| Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта.
| Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.
| Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе).
| 4. Защита проекта
| Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов.
Коллективная защита проекта.
Оценка.
| Защищают проект.
Участвуют в
коллективной оценке результатов проекта.
| Участвует в коллективном анализе и оценке результатов
проекта.
| 5. Рефлексия
| Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Анализ достижения поставленной цели.
| Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.
| Наблюдает. Направляет
процесс анализа (если необходимо).
| 6. Презентация
| Рассказ о понимании проекта, о выбранном пути решения проблемы.
Демонстрация результата продукта работы над проектом.
| Выбирают вид и форму презентации
проекта. Кратко, но достаточно полно,
рассказывают о постановке и решении задач проекта.
| Наблюдает, обобщает,
резюмирует.
|
МЕТОД ПОРТФОЛИО
Метод портфолио (итал. portfolio — 'портфель, англ. - папка для документов) - современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности.
Портфолио как подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них.
Виды портфолио в вузе:
Деятельность
1. индивидуальная (портфолио студента, аспиранта,выпускника вуза)
2. групповая (портфолио студенческой группы
образовательная (портфолио кафедры, факультета, специализации,вуза)
3. профессиональная (портфолио преподавателя, административного работника вуза)
В век информационных технологий и электронной коммуникации настоятельно рекомендуется, чтобы студенты развивали онлайн-портфолио (электронное).
МЕТОД РАБОТЫ В МАЛЫХ ГРУППАХ.
Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты:
· Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать – учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания.
· Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках.
· Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.
Цель:продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу.
Задачи:
1.Развитие навыков общения и взаимодействия в группе.
2.Формирование ценностно-ориентационного единства группы.
3.Поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации.
Методика применения:
Организационный этап.
Подбор практического задания, отвечающего следующим критериям:
· не имеет однозначного и односложного ответа или решения
· является практическим и полезным для учащихся
· связано с жизнью учащихся
· вызывает интерес у учащихся
· максимально служит целям обучения.
Группа студентов делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом творческих заданий, которые будут обсуждаться в процессе занятия.
Малые группы формируются либо по желанию студентов, либо по родственной тематике для обсуждения.
Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты.
Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы.
Оппонентвнимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации.
Экспертформирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.
Подготовительный этап.
Каждая малая группа обсуждает творческое задание в течение отведенного времени.
Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по творческому заданию.
Основной этап – проведение обсуждения творческого задания.
Заслушиваются суждения, предлагаемые каждой малой группой по творческому заданию. После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций.
В завершении формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по творческому заданию.
|