Понятие, сущность государственной службы и ее основные принципы Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский государственный экономический университет»
Кафедра «Государственно-правовых дисциплин»
УТВЕРЖДАЮ:
Зав. кафедрой
Д.ю.н., профессор
Ревина С.Н.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«Правовое регулирование деятельноститаможенной службы как разновидности государственной службы»
(тема выпускной дипломной работы)
Автор выпускной
дипломной работы ___________Ауткенова Анжелика Жанбатаевна_
Шифр выпускной
квалификационной работы _____________заочного факультета____
Специальность 030501 «Юриспруденция» ______________
Специализация «Таможенное право» ______________
Руководитель работы _д.ю.н., профессор Ревина С.Н.________
Консультанты по разделам:
_______________ ______________
(подпись, дата) (Ф.И.О.)
_______________ ______________
(подпись, дата) (Ф.И.О.)
Нормоконтролер: _______________ ______________
(подпись, дата) (Ф.И.О.)
Самара 2016
Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский государственный экономический университет»
ЗАДАНИЕ
По подготовке дипломной работы
студенту__Ауткеновой Анжелике Жанбатаевне_
1. Тема работы«Правовое регулирование деятельноститаможенной службы как разновидности государственной службы»
утверждена приказом по университету от 12.01.2016г. №15-С
2. Срок сдачи законченной работы __15.01.2016г. _______________________________
3. Исходные данные к работеКонституция Российской Федерации 1993г., Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 (ред. от 31.12.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Федеральный закон Российской Федерации от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 13.07.2015 г. №262-ФЗ); Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в ред. от 22.12.2014 г. №431-ФЗ); Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе».
4. Перечень вопросов, подлежащих разработке или краткое содержание работы
_ Общая характеристика государственной службы, Особенности правового регулирования таможенной службы как вида государственной службы
____________________________________________________________________________
5. Перечень иллюстративного материала (таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.)__
____________________________________________________________________________
6. Консультанты по работе _____________________________________________ ____________________________________________________________________________
7. Дата проведения консультации________________________________________________
8. Дата выдачи задания 28.10.2015г.__
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Утверждено зав. кафедройРевина С.Н.________________
Ф.И.О , подпись
Научный руководитель_Ревина С.Н.. д.ю.н., профессор
Задание принял к исполнению_28.10.2015г._______
Подпись студента______
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....4
ГЛАВА 1. Общая характеристика государственной службы…….….….....8
1.1 Понятие, сущность государственной службы и ее основные принципы………………………………………………………………...8
1.2 Задачи и функции государственной службы ………………………...20
1.3 Система государственной службы ………………………………..…...26
ГЛАВА 2. Особенности правового регулирования таможенной службы как вида государственной службы…………..………………………...……32
2.1 История становления таможенной службы России…………………………………………………………………………….32
2.2 Государственная служба в таможенных органах Российской Федерации…………………………………...…………………………………...43
Заключение ...…………………………………………………………………...57
Список использованной литературы………..…………………...…………61
ВВЕДЕНИЕ
Государственная служба имеет огромное значение для государства и общества, поскольку, являясь одним из значимых институтов в системе публичного управления, она автоматически включается в центр всех современных преобразований, в том числе – внешнеэкономической деятельности. В связи с этим в настоящее время активно продолжается работа по реформированию государственной службы в целом, так и в таможенной службы, как вид государственной службы.Авторитет государственной службы непосредственно соотносится с авторитетом сильного государства, в котором государственное управление и люди, осуществляющие все его функции, должны действовать в соответствии с нормами закона, морали и чести. Только в случае создания и поддержания пользующейся уважением административной системы и прозрачного, публичного управления, основанного на эффективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей государство, становится сильным и эффективным.
В.В. Путин в послании ФС РФ 4 декабря 2014 г. указал, что смысл государственной службы – это правильное исполнение должностных обязанностей, создающее необходимое качество профессиональной служебной деятельности. Сильное государство - сильно качеством исполнения должностных обязанностей[1]. В Послании 2015 г. он особое внимание уделил мерам борьбе с коррупцией среди государственных служащих[2]. Все это напрямую касается и таможенных служащих, поскольку таможенные органы являются неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства.
Актуальностью данной темы исследованияобусловлена тем, что на современном этапе деятельность таможенных органов приобретает особое значение и это напрямую связано с влияние на структуру и динамику внешней торговли России мирового финансово-экономического кризиса и введенных санкций, корректировки в сфере государственного регулирования внешней торговли, а также интеграционные процессы в рамках ЕЭС. В связи с этим особое значение приобретает правоохранительная функция российских таможенных органов.
Основным условием эффективной деятельности таможенных органов является отвечающее уровню развития современного общества законодательство, регулирующее прохождение государственной службы в таможенных органах РФ. Эффективное выполнение таможенными органами, поставленных перед ними задач зависит от различных факторов. Особое значение имеют вопросы совершенствования правового регулирования статуса служащих таможенных органов, создания социально-экономических и правовых гарантий, которые обеспечивают эффективность их деятельности, применение в таможенных органах современных кадровых и инновационных технологий.
С этой точки зрения возникает необходимость научного анализа нормативно-правового регулирования деятельности и статуса таможенных служащих как государственных служащих, продиктованного, прежде всего, проявлением социальных и политических, а также субъективных и объективных факторов государственного управления, которое на современном этапе не всегда достигает поставленных перед ним целей. И кроме того, следует отметить, что оно к сожалению, достаточно часто отстает от реальных потребностей развития общественных отношений. Актуальность темы исследования так же обусловлена межотраслевым характером законодательства, регулирующего таможенную службу. Формированию его комплексной нормативно-правовой базы уделяется особое внимание в ходе реформирования службы, а именно антикоррупционного законодательства, законодательства о государственных закупках и т.п.
В связи с этим возникает необходимость решения и сопутствующих проблем, таких как, усиление конкурентной борьбы за высококвалифицированные кадры; привлечения в управленческие проекты новых знаний, технологий и компетенций таможенных служащих, неукоснительного исполнения государственных велений; сотрудничества служащих со структурами гражданского общества; общественном контроле за целевым, рациональным и эффективным использованием бюджетных средств, предоставляемых службе и т.д.
Вышесказанное обусловило выбор темы настоящей работы.
Объектом квалификационной работыявляется комплекс правоотношений, складывающихся в области функционирования таможенной службы, как одного из вида государственной службы.
Предметом представленной работывыступают правовые нормы ранее действовавшего и современного российского таможенного законодательства, регулирующего сферу деятельности таможенных служащих, а также научные разработки в исследуемой области.
Данная работа основана на исследовании трудов ученых и специалистов в области теории государства и права, таможенного права, «служебного» права: А.М. Артемьева, Т.В. Атаманчука, Д.Н. Бахраха, А.Б. Венгерова, А.А. Гришковца, О.А. Кожевникова, Б.И. Комахина, А.В. Кудашкина, М.А. Лапиной, В.М. Манохина, А.К. Булатова, Н.В. Прусаковой, Н.Д. Эриашвили и др.
Нормативно-правовую базунастоящего исследования составляют: Конституция РФ, Федеральный закон РФ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон РФ от 27.05.2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»,Федеральный закон от 21.07.1997 г. N 114-Ф «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федеральный закон от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»,иные специальные законы и нормативно-правовые акты, как действующие, так и утратившие силу, регулирующие статус и функционирование таможенной службы в Российской Федерации.
Целью настоящей работы определяется выявление специфики осуществления деятельности таможенными служащими, как государственными служащими.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих конкретных задач:
выявить сущность государственной службы и определить ее основные принципы;
проанализировать задачи и функции государственной службы;
исследовать систему государственной службы;
проанализировать особенности правового регулирования таможенной службы, как вид государственной службы.
ГЛАВА 1. Понятие государственной службы, содержание ее системы
Понятие, сущность государственной службы и ее основные принципы
За последние 12 лет реформирование государственной службы в нашей стране проводилось в три этапа - сначала в 2003 - 2005 гг., затем - 2006 - 2007 гг. и в 2009 - 2013 гг. Эти реформы осуществлялись на основании Федеральных программ по реформированию и развитию системы государственной службы, утвержденных Президентом РФ. Опираясь на мнение ученых в области законодательства о государственной службе, в России была разработана и реализована на практике административно-правовая концепция правового регулирования отношений на государственной службе, согласно которой государственная служба является специальным видом профессиональной деятельности и включает в себя традиционные для профессионального чиновничества институты и административные процедуры (поступление на государственную службу, ее прохождение, правовой статус государственных служащих)[3].
Следует отметить, что реформа государственной службы продолжается, так Минтрудом России были разработаны проекты Указа Президента РФ «О федеральной программе «Развитие государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы)» и Плана мероприятий по развитию государственной службы РФ (2015-2018 годы)[4]. Однако на сегодняшний день данные проекты не подписаны. Реформирование госслужбы в России обсудили и на Гайдаровском форуме – 2016, состоявшемся 14 января 2016г. По мнению А. Федорова следующим важным шагом в реформировании государственной службы станет разработка проекта Указа Президента РФ об основных направлениях развития государственной службы на 2016–2018 гг., на основании которого будут определены новые целевые ориентиры, конкретные мероприятия и сроки их выполнения.
Основываясь на анализе современной нормативно-правовой базы можно сказать, что федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан, направленная на обеспечение исполнения полномочий РФ. А кроме того, на исполнение полномочий федеральных государственных органов и лиц, которые замещают государственные должности РФ (ст. 1 ФЗ РФ №58-ФЗ)[5].В научной литературе авторы опираются на данное в законодательстве определение государственной службы, но раскрывая содержание понятия «государственная служба» акцентируют внимание на различных аспектах данной службы, в связи с чем по-разному определяют ее сущность.
Суть государственной службы в России всегда понималась как служение, исполнение долга перед отечеством. Так еще, Н. Нелидов в XIX в. указывал, что государственная служба - «деятельность на пользу государства, которая отправляется лицом для достижения общественных целей по особому назначению, исходящему непосредственно или через посредство другого лица, от субъекта высшей государственной власти»[6].Сторонники данного взгляда, исходят из тезиса о том, что управленческий аппарат - инструмент органов государственной власти, которые избраны и контролируются народом[7], а, следовательно, «государственный гражданский служащий должен служить не обществу, не гражданину, а государству в лице органов публичной власти, избранных народом путем свободного волеизъявления на демократических выборах, либо образованных иным способом, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации»[8].
Так Атаманчук Г.В. указывает на то, что издавна в России под словом (термином, понятием) «служба» понималось отношение, связь, обязанность долга, верности, преданности, готовности исполнить дело, оказать услугу, защитить интересы. Предполагалось, может быть и идеалистически, что служба заключается в духовной (идейной, ценностной) общности того, кому служат, и того, кто служит; более того, в их совместной принадлежности к какому-либо большому и важному для них идеалу, интересу, делу»[9]. Сторонники менеджерской модели государственной службы придерживаются иной точки зрения[10], сутью которой является понимание государственной службы как особого рода бизнеса[11].
Другое понимание сущности государственной службы высказал А.В. Оболонский, который предлагает, пересмотрев «вековую российскую традицию» доминирования государства над обществом, отказаться от понимания государственной службы как службы «государевой». Позиция данного автора заключается в необходимости перехода к такой гражданской службе, при которой служащий будет нести ответственность перед обществом, оплачивающим его деятельность[12]. Поэтому государственная служба определяется им как «только профессиональная служебная деятельность по обеспечению полномочий иных субъектов права»[13].
Иная позиция ученых опосредует государственную службу с политическими институтами[14]. Суть такой позиции заключается в понимании государственной службы как средства проведения политики, в качестве аппаратной поддержки политики государства.
Представляется, что все рассмотренные выше подходы к пониманию государственной службы обладают определенной односторонностью, поскольку именно государственная служба реализует функции органов государственной власти, то есть значимые для общества направления функционирования этих органов и как результат функций государства[15]:
1) экономическую:
создание условий для нормального экономического развития и функционирования экономики, включая охрану существующих форм собственности, организацию внешнеэкономических связей и т.д.;
2) политическую:
обеспечение национальной безопасности;
национального и общественного согласия;
снижение социальной напряженности;
обеспечение суверенитета государства и защита его границ и т.д.;
3) социальную:
обеспечение прав и свобод граждан или отдельных групп и слоев населения;
удовлетворения социальных потребностей населения;
обеспечение достойного уровня жизни граждан и обеспечение оптимальных условий труда, достойной его оплаты и другие;
3) идеологическую:
поддержание определенной идеологии;
возможность получения образования;
поддержание и развитие науки, культуры и другие.
Данный спектр функций которые осуществляются с помощью государственной службы указывает на то, что ей присущи политическая направленность деятельности, исполнение долга и оказание услуг гражданам. В связи с этим, сущность государственной службы имеет комплексный характер и связана она с реализацией всех функций государства и обеспечивает функционирование и государства, и общества[16].
Со своей стороны, согласимся с точкой зрения, высказанной Г.В. Атaмaнчукoм, определяющего государственную службу как публичный социально-правовой институт. Например, он утверждает, что «государственная служба - это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах»[17]. Суть государственной службы Г.В. Атaмaнчук видит в обеспечении связи и взаимодействия между государством и обществом. Так он указывает, что «...служба представляет собой постоянное «несение» (от слова «ноша») отношений между государством и обществом, государственным аппаратом и гражданами. Это постоянное мышление и ответственность, вызываемые необходимостью поддерживать в надлежащем состоянии взаимодействие «государственного» и «общественного»[18].
Из вышеизложенного следует, что сущность государственной службы – это деятельность, которая направлена на обеспечение должного функционирования государства и общества в их взаимосвязи и взаимодействии. Граждане осуществляют эту деятельность в рамках органов управления и государственной власти.
В поддержку нашей позиции вступают и принципы государственной службы, признающиеся одними из самых основополагающих в институте государственной службы в праве не только Российской Федерации, но и зарубежных государств, поскольку определяют сущность, важнейшие характеристики, содержание и значение, государственной службы и главные юридические положения в системе анализируемого правового института[19].
Под принципами государственной службы, прежде всего, подразумеваются, требования, являющиеся обязательными для лиц и организаций, которые в большей или меньшей степени имеют отношение к государственной службе, охватывающие все организационные, правовые и другие элементы, составляющие содержание государственной службы.
Таким образом, можно утверждать, что к принципам государственной службы относятся и основополагающие идеи, и установления, через которые выражаются объективные закономерности и определяющие направления реализации полномочий государственных служащих, а также функций, задач и компетенций государственных органов.
Основные принципы государственной службы, провозглашенные Конституцией РФ[20], получили конкретизацию и развитие в статье 4 ФЗ № 79- ФЗ и статье 3 ФЗ РФ № 58- ФЗ[21].
Как следует из сравнительного анализа указанных норм, их требования являются практически идентичными и во многом повторяются. Однако, как представляется, в них присутствует смешение принципов деятельности государственных служащих, т.е. конкретных лиц, занимающих государственные должности, и принципов функционирования системы государственной службы.
В целях настоящей работы проведем исследование лишь некоторых, как думается, самых значимых принципов построения и функционирования государственной службы, при этом рассматривая ее как один из видов профессиональной деятельности граждан по исполнению полномочий публичной власти.
Так, к принципам осуществления деятельности государственными служащими, следует отнести профессионализм и компетентность названных лиц. Указанный принцип рассмотрим более подробно. Так, многие авторы, рассматривая институт государственной службы, связывают профессионализм служащего с наличием у него соответствующего должности профессионального образования и соответствующей специализации. Не подвергается сомнению, что данная связь не только важна, но и необходима, однако, представляется, что принцип профессионализма, в том значении, в котором он закреплен в статье 3 ФЗ РФ №58-ФЗ, имеет иное, более широкое содержание.
Думается, что профессионализм государственных служащих должен пониматься как особое свойство людей способных в самых разнообразных условиях надежно и эффективно и что не маловажно - систематически, выполнять функции по обеспечению полномочий субъектов публичной власти, указанных в статье 1 названного Закона. При этом понятие «профессионализм» отражает такую степень овладения профессиональными навыками, которая позволяет с максимальным достоинством представлять государство и эффективно осуществлять от его имени предоставленные полномочия.
В этой связи необходимо вспомнить о таком понятии как «компетенция». Компетенция, как полагается, предполагает наличие у служащего определенного опыта и знаний, которые необходимы ему для эффективного осуществления деятельности в определенной предметной области. Исходя из этого можно сделать вывод, согласно которого, компетентность власти определяется не количеством предоставленных полномочий по регулированию отношений, а, прежде всего объемом и качеством знаний, опыта в конкретной сфере, которые имеются у должностных лиц и государственных служащих. С этой точки зрения вызывает некоторое удивление и определенное недопонимание факты назначения на должности государственной службы людей, имеющих достижения в иных сферах профессиональной деятельности, но не имеющих ни опыта, ни знаний в сфере государственного управления с учетом его специфики правового, организационного и материального обеспечения[22]. Поэтому следует обратить пристальное внимание на профессиональное и карьерное воспитание государственных служащих и создание в государственном аппарате внутреннего кадрового резерва.
Учитывая то обстоятельство, что государственные служащие являются, по сути, представителями государства, действующими от его имени и по его поручению, они, помимо профессионализма и компетентности, должны соответствовать и специальным, предъявляемым к ним требованиям.
Для повышения доверия общества к государственным институтам и обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов РФ своих должностных обязанностей и кроме того для исключения злоупотреблений и случаев проявления коррупции Указом Президента РФ были утверждены «Общие принципы служебного поведения государственных служащих»[23]. Согласно вышеназванного указа государственные служащие обязаны:
1) исполнять обязанности в строгих рамках имеющихся полномочий;
2) соблюдать правила предоставления служебной информации и публичных выступлений, которые установлены в государственном органе;
3) признавать, соблюдать и защищать права, свободы человека и гражданина;
4) воздержаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, если это не входит в должностные обязанности служащего;
5) проявлять уважение и терпимость к традициям и обычаям народов России;
6) принимать меры, предусмотренные законодательством, для недопущения или урегулирования конфликтов интересов;
7) соблюдать, закрепленные в законодательстве ограничения по службе;
8) при осуществлении деятельность не оказывать предпочтений отдельным группам, организациям или гражданам;
9) уважительно относиться к деятельности представителей СМИ.
Кроме того, поскольку государственные служащие, наделены организационно-распорядительными полномочиями, то они обязаны:
не допускать таких случаев, когда государственные служащие принуждаются к участию в деятельности каких-либо политических партий и иных общественных объединений;
принимать меры по предупреждению коррупции;
принять меры по предотвращению возникновения конфликтов интересов, а в случаях их возникновения предпринять меры, установленные законодательством, для урегулирования конфликтов интересов.
Раскрытию сущности и правовых основ государственных служащих способствует ряд и других концептуальных положений. Так в научной литературе отмечаются такие качества как максимальное развитие профессиональных навыков, талантов, инициативы, творческих способностей и умения найти себя в политической обстановке; защита прав и достоинства служащего; создание возможностей для его профессионального роста; обеспечение таких условий, когда голос каждого служащего будет услышан; поощрение достижений и личного вклада конкретного служащего; гарантия личной защищенности и профилактика коррупции чиновников. Социальная справедливость и солидарность при этом являются непременными предпосылками общественного консенсуса, к которому направлена служебная деятельность кадрового состава инновационного государства[24].
К принципам функционирования государственной службы необходимо отнести:
1) принцип законности, согласно которого все граждане, находясь на государственной службе при осуществлении деятельности обязаны обеспечить соблюдение нормативно-правовых актов. Более точное содержание понятия законности привел С.С. Алексеев в одной из своих работ, указав: «Именно в силу нормативности права и других его достоинств может быть выдвинут и может обеспечиваться принцип законности. То есть не просто требования обязательности юридических норм, но такого рода требования обязательности юридических норм «всем лицам» - ко всем гражданам, должностным лицам, государственным органам - действовать в строгом соответствии с законом»[25];
2) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, воспроизводящий статью 2 Конституции PФ, в которой человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью. Обязанность государства является не только признание, но и соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. B соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации данный принцип определяет смысл, содержание и применение всех без исключения нормативно-правовых актов, а кроме того деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления.
Государство можно охарактеризовать как конституционное только если оно действует в интересах человека. Авторитет государства и его представителей в лице органов и должностных лиц появляется только в том случае, когда они своей деятельностью утверждают признание высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина[26];
3) принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;
4) принцип равного доступа всех граждан, владеющих государственным языком PФ, к гражданской службе, а кроме того и равные условия ее прохождения. На доступ граждан к службе не влияет ни пол, ни раса, ни национальность, ни происхождение, ни имущественное и должностное положение, ни место жительства, ни отношение к религии, ни убеждения, ни принадлежность к различным общественным объединениям, а также другие обстоятельства, которые никоем образом не cвязанны c профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
5) принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность;
6) принцип доступности информации о гражданской службе;
7) принцип взаимодействия гражданской службы и гражданских служащих с общественными объединениями и гражданами;
8) принцип стабильности гражданской службы;
9) принцип федерализма, с помощью которого обеспечивается единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, суть государственной службы можно определить, как деятельность граждан в рамках органов государственной власти и управления, направленную на обеспечение надлежащего функционирования государства и общества в их взаимосвязи и взаимодействии. Деятельность эта осуществляется гражданами на основе присущих государственной службе принципов.
Принципы государственной службы определяют сущность, основополагающие характеристики, содержание и значение, как самой государственной службы, так и лиц, ее осуществляющих. Значимость, законность и социальная ценность отношений, имеющихся в системе государственной службы обусловливаются именно принципами. A от отсутствие правовых принципов напрямую влечет за собой появление в государственной службе элементов беззакония, бюрократизма в худшем смысле этого слова, неорганизованности, произвольности, несправедливости и безнравственности.
Под принципами государственной службы необходимо понимать, прежде всего, требования: во-первых, в соответствии с которыми должна функционировать система государственной службы, а, во-вторых, которым должны соответствовать лица, занимающие государственные должности. Требования эти охватывают все организационные и правовые элементы, которые составляют содержание государственной службы. Кроме того, их исполнение обязательно для всех лиц и организаций, в той или иной степени имеющих отношение к государственной службе.
Отметим, что наполнение вышеуказанных принципов нормативным содержанием, а также неукоснительное их соблюдение напрямую приведет к уяснению смысла, содержания и применения права; повышению авторитета государственной власти в отношениях с остальными субъектами государственно-властных отношений; повышению эффективности государственной службы на благо граждан России и всего российского общества в целом.
Далее в целях настоящей работы считаем необходимым исследовать задачи и функции государственной службы, поскольку в тесной связи с принципами они способствуют более полному раскрытию сущности анализируемой деятельности.
|