Задачи и функции государственной службы Как отмечалось выше, государственная служба PФ является профессиональной служебной деятельностью граждан РФ. Осуществляется она ими для обеспечения исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти; иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ и иных государственных органов субъектов PФ. Направлена такая профессиональная служебная деятельность на обеспечение исполнения полномочий замещающих должностей, устанавливаемых Конституцией PФ, федеральными законами для непосредственного испoлнения полномочий федеральных государственных органов, и лиц, зaмещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
При определении круга задач, стоящих перед государственной службой, прежде всего, необходимо учесть активное участие государственных служащих в разработке проектов законов, программ, которые определяют внутреннюю и внешнюю политику страны, текущих решений органов государственной власти, предложений о внесении изменений в структуру государственных органов[27]. Исходя из этого, можно выделить такие основные задачи:
обеспечение конституционного строя;
выработка стратегии политического развития страны, а также экономического и социального;
защита прав, свобод и законных интересов граждан и кроме того, создание необходимых условий для разностороннего развития человеческой личности;
подбор кадров, способных реализовать стратегию развития страны;
создание организационных структур государственной власти;
принятие решений по первоочередным вопросам жизни страны;
создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.
В. Граждан считает, что в системе государственного управления государственная служба должна выполнять двуединую задачу. Во-первых, это оказание аппаратной поддержки политическому руководству страны. Во-вторых, - изучение проблем управления, а кроме того интересов всех слоев населения, в чем непосредственно нуждаются государственные органы[28].
Отметим, что каждый отдельный вид государственной службы выполняет задачи, присущие исключительно данному виду. И такие задачи, устанавливаются нормативно-правовыми актами.
Здесь необходимо упомянуть об одном из пробелов имеющим место в правовом регулировании данного института, а именно об отсутствии в нормативно-правовых актах четко сформулированных понятий «функции государственной службы» и их видов. На сегодняшний день у ученых и практиков нет единого мнения в вопросе определения понятия «функции государственной службы». Одни авторы определяют функции государственной службы как самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий[29]. Другие - рассматривают функции государственной службы как организацию практической реализации правовых норм[30]. Нам кажется наиболее верным определять функции государственной службы как основные направления воздействия государственных служащих на общественные отношения, которые направлены на достижение целей и задач государства. Поскольку государственная служба призвана обеспечивать полномочия органов государственной власти, можно с уверенностью утверждать, что присущие ей функции в целом совпадают с функциями, осуществляемыми органами государственной власти и государственного управления. И именно в функциях проявляется сущность государственной службы. Выполняемые государственными служащими функции можно подразделить на специально-юридические и социально-политические (общие)[31]. Сoциально-политические функции:
управление общественными делами. Государственная служба - организационный институт, поскольку функция управления, присущая ей, присуща всем организованным системам;
целеполагание, является одной из основных функций управления и предназначена она для определения параметров оптимального функционирования общества и для определения модели его дальнейшего развития;
прогнозирование и моделирование развития общества и государственных органов. В основе данной функции лежит анализ тенденций общественного развития. Эта функция непосредственно связана с предвидением изменений в обществе и органах государственной власти, обусловленных какими-либо событиями или целенаправленными действиями. Квалифицированное использование доброкачественных прогнозов позволяет хорошо подготовиться к наиболее вероятным изменениям. К глубокому сожалению в российском обществе и на государственной службе имеет место непонимание, а как следствие и неприятие культуры прогнозирования политических и социально-экономических явлений;
информационное обеспечение деятельности государственных органов, жизни общества, представляет собой сбор, получение и обработку информации, проведение анализа информации, которая необходима для осуществления государственной деятельности;
контроль - установление соответствия или не соответствия показателей развития общества и государственной службы внутренним или внешним стандартам и уровню, заданными планами и программами;
планирование - это принятие заранее решений о том, когда делать, что делать и кто это будет делать. При этом определяются направления, темпы, пропорции, качественные и количественные показатели развития тех или иных процессов, происходящих в государственных органах и обществе;
учет – осуществление фиксирования в количественных показателях процессов, которые протекают в обществе и на государственной службе;
координация - согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государства.
В последние время упоминается такая функция государственной службы как производство государственных услуг. При этом речь идет об образовании, здравоохранении, безопасности и т.д.[32]
Государственная служба выполняет и другую немаловажную функцию – воспитательную, поскольку она тесным образом связана с формированием в общественном сознании уважительного отношения к человеческой личности, институтам государства и права.
Большое значение для развития общества имеет следующая функция - регулятивная. Государственные служащие играют активную роль в регулировании отношений, возникающих между различными социальными группами в различных сферах жизни общества (политической, экономической, идеологической, социальной). Для этого целей устанавливаются правила и нормативы, задается направленность действий граждан и государственных служащих[33]. Это используется при разработке различных программ, законопроектов, принятии политических решений.
Государственная служба осуществляет и специально-юридические функции:
1) правотворческая функция реализуется в тех случаях, когда государственные служащие непосредственно участвуют в разработке проектов нормативно-правовых актов и проведении их экспертиз, в аналитической и справочной работе правотворческого процесса;
2) правоприменительная функция реализуется в случаях, когда государственные служащие претворяют в жизнь нормы, установленные различными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и нормативно-правовыми актами субъектов РФ;
3) правоохранительная функция государственными служащими реализуется при защите ими установленных нормы права от нарушений, совершаемых субъектами правоотношений используя для этого органы контроля и надзора, а также методы принуждения.
Определенные функции структур государственной службы и государственных служащих установлены в положениях о структурных подразделениях аппарата органов государственной власти и должностных инструкциях. Так, организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы; подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые ГД РФ в первом чтении; подготовка ежегодных посланий Президента РФ ФС РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренне и внешней политики государства - функции Администрации Президента РФ[34].
Осуществляются функции государственной службы с помощью правовых, организационно-распорядительных, экономических, социально-психологических методов.
Из вышеизложенного следует, что государственная служба предназначена выполнять двуединую задачу, в которую входит и оказание административной поддержки политическому руководству страны и проведение исследования, изучения различных проблем управления и интересов всех слоев населения. Основными задачами государственной службы являются: обеспечение конституционного строя; принятие решений по первоочередным вопросам жизни страны; выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны; защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание необходимых условий для развития человеческой личности; создание условий, способствующих реализации функций государственных органов; создание организационных структур государственной власти.
В современном законодательстве не содержится определений таких понятий как, «функции государственной службы» и их видов. У практиков и ученых, на сегодняшний день, нет единого мнения в данном вопросе. Нам представляется, что под функциями государственной службы следует понимать основные направления воздействия государственных служащих на общественные отношения для достижения целей и задач государства. Обратим внимание и на то, что в целом функции государственной службы совпадают с функциями государственного управления и функциями органов государственной власти.
Теперь обратимся к вопросам системы государственной службы.
|